Заповедный мир

Солодкая Л. Заповедный мир / Л. Солодкая, учитель биологии Красногорской СОШ №1 // Красногорская жизнь.- 2018.- 3 апреля (№25).- С.2
-- Особо охраняемые природные территории

Все меньше остается нетронутых, девственных уголков природы.

Каждый год все пополняется исчезающими представителями животного и растительного мира Красная книга. Наше непонимание и неприятие мира таковым, каким он является, ведет к гибели или в лучшем случае, к подавлению живой природы. Для того, чтобы виды растений и животных совсем не исчезли с нашей земли созданы заповедники. Заповедник – это особое место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения и животные.

Слова “заповедник” и “заповедовать” известны давно. Летописи времен княгини Ольги уже упоминают о наличии таких территорий в Киевском княжестве. Их можно найти в Своде законов князя киевского Ярослава Мудрого. В словаре Владимира Даля записано: “Заповедовать – это повелевать, предписывать, приказывать, наказывать к непременному, всегдашнему исполнению, завещать какую-либо обязанность, обязывать к чему-либо заклятием.” И если следовать этой формулировке, то слово “заповедник” обозначает священную территорию, заповеданную предыдущими поколениями, которую оставили нам для сохранения потомкам.

Уже в старину люди стали задумываться о том, что необходимо защищать природу от самих себя. В средневековье существовало три формы заповедных территорий. Первая – организация закрытых помещичьих охотничьих угодий (Беловежская пуща). Вторая – земельные владения монастырей. Во многих из них находились под запретом сбор растений и охота на животных. Третья – пограничные леса.

В целях сохранения и изучения природных процессов и явлений, типичных и уникальных природных ландшафтов, отдельных видов растений и животных, уникальных экологических систем созданы государственные природные заповедники. Здесь запрещается всякая деятельность, нарушающая природные комплексы или угрожающая их сохранности. В заповеднике работают учёные, которые изучают природу, ведут ежедневную «Летопись природы и погоды».

Первый заповедник государственного масштаба был создан в России 11 января 1916 года. Его целью стало сохранение популяции баргузинского соболя и других животных на Байкале. В 1986 году решением ЮНЕСКО Баргузинскому заповеднику был присвоен статус биосферного. Сейчас в России насчитывается более 100 государственных заповедников.

На территории Брянской области также создан государственный природный биосферный заповедник «Брянский лес», образованный 14 июля 1987 года. Расположен в левобережье р. Десна (приток р. Днепр), Неруссо-Деснянском полесье, на территории Трубчевского и Суземского районов площадью 12186 га. 10 ноября 2001 года заповеднику по программе ЮНЕСКО «Человек и биосфера» был присвоен статус биосферного.

В очередной раз заповедник «Брянский лес» проводил конкурс детских рисунков «Рисуем заповедную Россию», приуроченный ко Дню заповедников и национальных парков России. Из 350 юных художников из разных уголков Брянщины, приславших свои работы на конкурс, победительницей стала учащаяся 11-го «а» класса Красногорской СОШ №1 Ксения Шабля за работу «Манул (Палласов кот)». Она награждена памятными подарками. Эта талантливая девушка принимала участие в конкурсе и в прошлом году.

Изучая растительный и животный мир заповедников, ребята изучают частичку первозданной природы. Если отменить заповедный режим и допустить на заповедные земли промышленные предприятия, людей, всё самобытное достояние будет быстро и безвозвратно потеряно. Данные экологические конкурсы способствуют воспитанию у молодого поколения любви и ответственного, бережного отношения к природе, пробуждению чувства гордости за природное достояние своей малой родины, активизации творческой деятельности детей и подростков; продвижению идеи сохранения живой природы как одного из условий экологической стабильности в Брянском крае. 
Хорошо, когда дети приобщаются к миру прекрасного не только через прямое прикосновение, но сердцем и душой.

Глядя на рисунки юных художников, невольно приходят на память слова: “Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”. Да, красоту нужно не только видеть и чувствовать, красоту нужно ещё и оберегать.

Людмила Солодкая,
учитель биологии Красногорской СОШ №1