Застройка уездного города

Главной улицей исторического Брянска была Большая Московская (ныне улица Калинина), сложившаяся в XVI–XVII веках вдоль дороги на Москву. Расположенная на ней каменная застройка, формировавшая образ города, принадлежит второй половине XVIII – началу XX веков и является ценной градостроительной средой, представляющей историческое подспорье памятникам архитектуры. Здесь еще жив облик уездного Брянска, сохраненный в отдельных зданиях и группах построек, собранных в небольшие ансамбли.

Уместно начать знакомство с памятниками гражданской архитектуры улицы, расположенными рядом с Тихвинской церковью. Таков, например, ансамбль, состоящий из дома № 150 с флигелем конца XVIII века, дома № 219 второй половины XIX века и других зданий (№ 221 и 223) конца XIX – начала XX веков. В разрыве между двумя последними зданиями, как в каменной раме, интересен вид доминанты ансамбля – Тихвинской церкви, окруженной зеленью на полусклоне горы. Несмотря на разновременность постройки и разную стилевую характеристику этих зданий, они составляют локальный содержательный фрагмент градостроительства Брянска. Дом № 150 – одно из старейших каменных сооружений города, и нет ничего удивительного в том, что его строительная история осложнена надстройками и перестройками. Сначала это было казенное здание – таким оно фигурирует на городском плане 1808 года. Затем оказывается в частном владении брянского купца Баженова. Вероятно, этим объясняется надстройка второго этажа и значительное изменение фасадного убора, в котором появились декоративные мотивы второй половины XIX века. Еще недавно существовала старинная ограда этого дома, а сам он был завершен лоджией, придававшей его облику уют и интимность городского особняка. К сожалению, сегодняшние хозяева дома (кожвендиспансер) нарушили в его старинном облике эти и другие характерные черты прошлого. Стоящий напротив баженовского дома двухэтажный каменный жилой дом № 219 в разное время был удлинен на три окна пристройками к торцам. Он построен по образцовому проекту середины XIX века и имеет черты, общие с фасадом дома Баженова.

Так создавалось единство застройки, в которое довольно естественно вошли и два здания новорусского стиля конца XIX – начала XX веков (бывшее торговое училище № 221 и № 223). Хотя архитектуру таких зданий по давней традиции принято ругательно называть «эклектикой», тем не менее, эти два дома вносят веселую праздничную улыбку в унылую рядовую застройку значительного участка улицы.

Продолжая осмотр памятников следует остановиться у здания бывшего торгово-ремесленного училища, построенного архитектором Н.А. Лебедевым и являющегося важным звеном в формировании общей панорамы правобережья исторического города. Это здание (№ 177) довольно хорошо – хотя и не без утрат – сохранилось до наших дней. Здание училища построено на средства брянского мецената Павла Могилевцева. Архитектура здания своеобразна. В ней просматриваются символы источников благополучия Могилевцевых. Центральный ризалит здания венчал шатер, над ним крест домовой церкви. Здесь был размещен трезубец бога водных стихий Нептуна. Ведь водный путь по Десне от Брянска до Киева был главный, по которому сплавлялся лес, заготовленный меценатами. Четко просматривается и другое, более существенное значение символа трезубца – родового знака рюриковичей – символа славянской державы Киевской Руси, который и ныне является символом государственной самостоятельности Украины. А ведь брат Павла Могилевцева Семен большую часть жизни прожил в Киеве и, может быть, этот символ призван был свидетельствовать о дружбе двух славянских народов.

Черты уездного Брянска, запечатленные в камне, можно увидеть на соседнем с заводом «Арсенал» отрезке улицы Калинина. Здесь, между этой улицей и улицей Энергетической (старое название – «Мясные ряды»), сохранился небольшой квартал старинной застройки. Старые дворики, сводчатые перекрытия некоторых помещений, остатки первоначального декора и интересные самобытные детали фасадов разных архитектурных эпох, словно разноязычный говор толпы, заполнявшей некогда оживленный городской торг, происходивший здесь около лавок и магазинов, еще хранят дух своей эпохи. Наиболее крупные магазины принадлежали купцу Льву Фоглу. Они располагались в первых этажах, под апартаментами хозяина и под доходными квартирами. В архитектуре фасадов, по-своему любопытных, видны позднеклассицистические приемы обработки первой половины XIX столетия и детали более поздние – второй половины и конца XIX века.

На противоположной стороне улицы стоят двухэтажные каменные дома начала XIX века, а может быть, и конца XVIII века, так как они уже были отмечены на плане города 1802 года. Уличные фасады их позже переделаны, но кое-где, сбоку или со двора, можно увидеть чудом сохранившиеся первоначальные детали украшений: например, прямоугольные на консолях сандрики окон. Эти дома – «остатки» городских усадеб, которые располагались в садах берегового склона. Позже между ними был втиснут малюсенький магазинчик, вернее, лавка (теперь магазин «Охотник»). Чтобы он не затерялся среди более видных соседей, над его фасадом сотворен прелюбопытный ступенчатый аттик-парапет, украшенный поясом древнерусских ширинок. В вершине аттика забавная двойная арочка с гирькой. Наивный и трогательный декоративный мотив! Жаль, что утрачена первоначальная форма окон и входа в зданьице. Их следует воссоздать.

Важное градостроительное значение для застройки Набережной площади имеет угловое здание, в начале XX века принадлежавшее купцу Льву Фоглу (зятю П.С. Могилевцева) и представлявшее собой доходный и торговый дом. Дом своими фасадами смотрит на площадь и улицы – Калинина и Энергетическую. Он построен в первой трети XIX века, видимо, удлинялся в последующее время. Его секционная планировка, связанная с размещением магазинов, позволяла это делать. Фасад, обращенный на площадь, сохранил следы архитектурного убора позднего классицизма – рустованные лопатки первого и ордерные членения второго этажей, многопрофильный деликатный карниз и междуэтажный пояс. Окна и входы первого этажа позже переделаны. Больше пострадал от переделок фасад по улице Калинина. Его украшения относятся уже ко второй половине XIX века, ко времени его достройки.

Напротив этого дома стоят два здания городского училища, построенные во второй половине XIX века. Первое из них, более нарядное своим фасадом, говорит об увлечении формами неоренессанса, которые проглядывают в рустах стен первого и третьего этажей, в выделении главного второго этажа окнами с полуциркульным завершением и ордерным карнизом, в трактовке третьего этажа как аттикового. Завершался фасад над центральным ризалитом аттиком с треугольным щипцом. Такое же завершение, расположенное на одном уровне, было и на соседнем здании, что придавало стилевое единство застройке. В 1950 году фасад второго здания значительно изменен надстройкой верхнего этажа и переделкой декоративного оформления.

Участок улицы Энергетической напротив квартала Мясные ряды еще не полностью свели к убогому примитиву современные перестройки и замены старинных домов. Очень интересен дом № 7 – с тонко разработанным украшением фасада в стиле позднего классицизма. Здесь же находится здание первой городской электростанции, построенное в 1914 году инженером Львом Агафоновичем Боровичем, правда, в наше время значительно переделанное и утратившее скромную башенку, удачно разнообразившую местный силуэт застройки.

Находясь на современной Славянской площади трудно представить, что мы находимся в центре уездного города. Именно здесь в месте некоторого расширения улицы в обрамлении рядовой гражданской архитектуры мощным акцентом главенствовал Новопокровский собор города, рассказ о котором впереди. Приближение к архитектурно-исторической доминанте города отмечено каменными вехами – старинными зданиями, которые заслуживают не только упоминания, но и сохранения их в тысячелетнем городе. Их следует внимательно осмотреть, мысленно «опустив» поздние перестройки и современные искажения.

Продолжая двигаться по бывшей Большой Московской в сторону Черного моста, посмотрим некоторые из них. Обратим внимание на трехэтажный жилой дом Климова – Павлина конца XIX века (№ 99), находящийся рядом со зданием Облпотребсоюза. Его архитектура перекликается с архитектурой первого корпуса городского училища, которое мы уже осмотрели: она выполнена в том же духе неоренессанса и, может быть, «рукой» одного архитектора. Совместно с несколькими утраченными в годы войны зданиями эти два дома создавали целостный образ бывшей Соборной площади. На плане города 1802 года показан дом № 95. Он отделяет от улицы тесный живописный дворик с постройкой второй половины XVIII века (№ 93-а). Более внимательное изучение сохранившихся элементов – сводчатые палатные перекрытия, остатки старинного декора – наводит на мысль о том, что, возможно, перед нами один из древнейших домов города…

Несколько далее, на углу улиц Калинина и Фокина, сохранились дома Андроновского подворья (правда, с полной переделкой интерьеров и частично фасадов), возведенные по образцовым (типовым) проектам. За ними расположен дом (ныне отделение Сбербанка и радиоузел), построенный также во второй половине XIX века с характерной для своего времени плоскостной обработкой фасадов.

Напротив находится небольшой комплекс – из трех домов самобытной провинциальной архитектуры второй половины XIX века. Фасады двух домов украшены широким междуэтажным фризом с ритмом миниатюрных пилястрочек, между которыми заключены неглубокие ниши с розетками. Над поясом – арочные окна и редкие пилястры, поддерживающие нарядный карниз. Оригинальный волнообразный высокий парапет с плоским рельефом криволинейных узоров третьего небольшого дома своеобразно оживляет облик старой улицы. Здесь расположены и другие старинные дома XIX века. Многие из них перестроены в послевоенные годы. Тем не менее, они и теперь участвуют в формировании лица некогда главной улицы города. Фасадам некоторых из этих домов еще можно вернуть былую самобытность, чтобы сохранить историческую улицу, характерную для древнего облика Брянска.

Оставив позади осмотр памятников Большой Московской улицы нам следует обязательно подняться вверх по Комаревской горе (ул. Фокина) и непременно увидеть одно из древнейших зданий города – Петровскую таможню, в которой ныне размещается школа искусств имени П. И. Чайковского. От начала XVIII века оно дошло до наших дней. Таможня была построена по указу Петра I от 1700 года и сохранила первозданное убранство фасадов, присущее рациональной петровской архитектуре. Окна первого этажа позже были растесаны, что внесло досадные нарушения в исторический архитектурный образ «казенного» здания. Этот уникальный памятник, как островок древности среди современной застройки, пленяет своей скромностью и интимностью, удивительно человечной архитектурой, напоминает о возрасте города. Реставрационные работы вернули первоначальный облик зданию.

Нам осталось взглянуть на несколько зданий, которые мы умышленно не замечали, чтобы не нарушать хронологии: эти здания построены в конце XIX и в первые десятилетия XX века В тот период в Брянске возводятся винные склады (теперь ликероводочный завод), частные купеческие канатные фабрики Мартынова (ныне Красноармейская, № 61), Гридиных (Крапивницкого, № 15 и 17). Облик этих зданий отражает архитектурное безвременье второй половины XIX века, когда в передовых архитектурных кругах шел поиск новых путей развития русской архитектуры. Официальный «византийский» стиль, усиленно насаждавшийся в культовом строительстве (примером этого стиля в Брянске был не дошедший до настоящего времени Новопокровский собор на Соборной площади, законченный постройкой в 1890-х гг.), уступал место течению, в основе которого лежало использование декоративного наследия национальной русской архитектуры конца XVII века и древнерусского народного зодчества. Этот стиль получил не очень оправданное название «псевдо – то есть ложнорусской» архитектуры за склонность многих архитекторов брать формы древней эпохи и эклектически, без творческой переработки, переносить их в конец XIX – и начало XX веков. Но среди них были и мастера, которые стремились по-своему обновить древнее наследие, осовременить его в своих проектах и постройках. К таким мастерам принадлежал архитектор Николай Андреевич Лебедев (1858–1933), которому город обязан украшением его архитектурного ландшафта.