Храмовый комплекс церквей Вознесения и Николая Чудотворца (г. Злынка)

Храмовый Комплекс Церквей Вознесения и Николая Чудотворца расположен в центре города на левом берегу реки, на южной стороне бывшей торговой площади, за сквером, на густо поросшем деревьями участке. В кон. 18 в. здесь была сооружена православная деревянная часовня Вознесения. Вместо нее во 2-й пол. 19 в. возведены каменные церкви: Вознесения - в 1870 г., как теплый единоверческий храм, а Николая - в кон. 19 в., как холодный; тогда же сооружена и ограда с воротами. Характерный для эпохи эклектики комплекс двух храмов - летнего и зимнего, обнесенных оградой (остались только ворота), - нарядная архитектура которого отличается стилистическим разнообразием.

Прямоугольный в плане участок вытянут вдоль улицы. Монументальная и внушительная церковь Вознесения поставлена в глубине его, в северо-западном углу. Церковь Николая Чудотворца с колокольней, доминирующей в композиции, выдвинута ближе к улице и занимает противоположный по диагонали угол. К западу от этого храма расположены ориентированные прямо на фасад церкви Вознесения ворота ограды.

Фото с сайта "Города Брянской области. Злынка"

Церковь Вознесения. Характерный 'для 2-й пол. 19 в. памятник культового зодчества, эклектически сочетающий позднеклассицистические формы со стилизованным под "нарышкинское" барокко декором. Четырехстолпное купольное здание, кирпичное и оштукатуренное. Его массивный четверик с небольшой полукруглой апсидой и узким, вытянутым в длину притвором увенчан в центре поставленным на четырехгранное основание цилиндрическим барабаном с пологим куполом.

Главную роль во внешнем убранстве играют подражающие архитектурному декору рубежа 17-18 вв. наличники окон и порталы четверика и притвора, состоящие из пилястр и треугольных полуфронтонов. Средние части боковых фасадов с порталами и ложными восьмигранными окнами над ними выделены крупными пилястрами и пологим щипцовым фронтоном. Барабан купола оформлен в позднеклассицистическом духе, с тягой на уровне подоконников арочных окон, архивольтом в их завершении и упрощенным антаблементом с профилированным карнизом.

В интерьере четыре мощных, широко расставленных крещатых столба при помощи подпружных арок и парусов несут барабан с куполом. Угловые ячейки храма перекрыты крестовыми сводами, рукава креста - коробовыми, восточная часть притвора - лотковыми. Столбы увенчаны профилированными карнизами, пяты боковых арок опираются на консоли на стенах. Из прежнего внутреннего убранства частично сохранились росписи сводов.

Фото с сайта "Города Брянской области. Злынка"

Церковь Николая Чудотворца. Свообразный пример стилизаторской архитектуры кон. 19 в., подражающей формам украинского барокко. Здание построено из кирпича и оштукатурено. Его основной кубический объем с пятигранным алтарем и короткой пониженной трапезной увенчан оригинальной большой главой луковичной формы, не имеющей барабана и поставленной прямо на кровлю. Доминирует в объемной композиции высокая ярусная колокольня - два четверика и крупный восьмерик звона, завершенный также на украинский манер большой грушевидной главой. Нарядный декор фасадов храма со стоит из членящих стены пилястр, широких карнизов с поясами городков внизу и рамочных наличников окон с лучковыми перемычками, украшенных замковыми камнями и треугольными сандриками. В более пышном убранстве колокольни преобладают типично украинские ниши различной формы, пилястры на углах и кокошники у основания главы.

Внутри основное помещение храма перекрыто куполом. Узкими проемами оно соединено с алтарем, имеющим коробовый свод с граненой конхой, и с трапезной, перекрытой плоским потолком. Такие же перекрытия у ярусов колокольни.

Из внутреннего убранства сохранились лишь фрагменты настенных росписей в куполе храма и на потолке трапезной, где в гризайльной технике изображены фигуры святых.

Ворота. Оригинальная по архитектуре трехпролетная кирпичная и побеленная арка с острым и выразительным силуэтом. Объемная композиция ворот традиционна: центральный проездной проем с пологой лучковой перемычкой фланкирован двумя меньшими арками для прохода. Однако их трактовка в духе романтизма необычна. Устои ворот на фасаде обогащены гранеными полуколоннами с базами и капителями, украшенными различными нишками и "капельками". Архивольты арочных проемов - с замковыми камнями и поясом зубчиков в центральном пролете. Последний подчеркнут изгибом карниза по линии проема. Оригинальность завершению с волнистым аттиком придают три восьмигранных башенки с вогнутыми гранеными шатриками и тонкими шпилями.


  • Комовский В. и др. Уголок России: Сб. ист.-краевед. очерков и Злынке и злынковчанах. - Брянск: Изд-во БГПУ, [Б.г.и.]. - С. 38-39.
  • Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996. - С. 244-246.
  • Силаев В. Дорога к храму//Брян. известия. - 2000. - 4 июля.