Знакомство - содружество - успех

Знакомство - содружество - успех // Деснянская правда.- 2019.- 25 октября (№ 41).- С. 5.

С 7 по 12 октября делегация руководителей образовательных организаций Брянского района в количестве 37 человек прошли стажировку в Белоруссии на базе Могилевского регионального института развития образования по теме: «Проектирование развития образовательных систем по вектору международного сотрудничества». В составе делегации участвовали директора школ, заведующие детских садов, заместители директора лицея и гимназий Брянского района.

Программой стажировки предполагалось:

  1. Ознакомление руководящих и педагогических работников образовательных организаций с целями, содержанием и особенностями организации дошкольного, специального, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, а также дополнительного образования взрослых, детей и молодежи Республики Беларусь.
  2. Определение направления, содержания и формы международного сотрудничества.
  3. Осуществление проектирования и презентация моделей международного сотрудничества в контексте развития образовательных систем.

В ходе ознакомления с образовательной системой Белоруссии участники стажировки познакомились с деятельностью детских садов, сельских школ и гимназий Славгородского и Круглянского районов Могилевской области, а также городскими образовательными учреждениями г. Могилева. На примере посещения Могилевского профессионального электротехнического колледжа стажеры увидели специфику деятельности системы профессионально-технического образования Белоруссии. Форма организации: учебно-производственные комплексы.

Сельские школы поразительно отличались своей самобытностью, неповторимым дизайном зданий и территорий, бережным сохранением национальных традиций и памятных исторических мест, отраженных в экспозициях школьных и территориальных музеев. Вместе с этим, все образовательные учреждения объединяет экологическое, патриотическое, профильное и профориентационное направления деятельности. Во многих школах созданы и функционируют интегрированные классы, в которых организовано обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Городские образовательные учреждения, школы-новостройки с наполняемостью от 700 до 3 000 обучающихся отличались особой комфортностью созданных условий, современной пропускной системой в ОУ, информатизацией образовательной среды, наличием бассейнов, современным оснащением спортивных залов и спортивных площадок.

Детский сад и школа в Белоруссии - это территория для самореализации детей. В зданиях и на территориях размещены разнообразные  артобъекты, отражающие специфику деятельности образовательных учреждений, метеоплощадки, спортивные комплексы, зоны релаксации. Шестой день учебной недели всюду посвящен кружковой работе по интересам детей и запросам родителей. Неподдельный восторг вызвал концерт обучающихся Могилевской гимназии эстетической направленности, в которой в рамках дополнительного образования профессионально готовят музыкантов, певцов, танцоров, составляющих достойную конкуренцию исполнителям в телевизионных проектах «Голос», «Танцы». «Евровидение и др. обучающиеся и педагоги провели экскурсии по исто­рическим местам и туристическим маршрутам, в которых расположены их образовательные учреждения.

Итогом стажировки стало подписание более 40 договоров о сотрудничестве образовательных организаций Брянского района и Белоруссии. Поездка оставила неизгладимые впечатления и надежду на дальнейшую плодотворную работу с белорусскими коллегами.

Красноречивы отзывы стажеров о пребывании в Белоруссии. Вот некоторые из них:

Ю.Ю. Мельникова, МБОУ «Мичуринская СОШ»: «Очень приятно удивила система знакомства с образовательным пространством Могилевщины, которую нам предложил коллектив УО «МГОИРО». По сути, были презентованы все виды и типы образовательных учреждений - от учебно-педагогических комплексов «Детский сад-начальная школа» до профессиональных колледжей с осмотром не только материальной базы данных учреждений, но и достаточно полным знакомством их специфики. Поразила полная открытость всех сотрудников посещенных учреждений образования, их желание не только гордо озвучить успехи, но и готовность обсудить проблемные зоны (например, во время моего разговора с директором электротехнического колледжа мы затронули проблему дисциплины их воспитанников, проживающих в общежитии и собеседник очень искренне рассказал о большом потенциале педагогических средств, используемых воспитателями общежития). Один из директоров школ, польщенный моим замечанием об идеальном состоянии стен шко­лы, совершенно искренне удивился нашему недоумению! Для могилевских педагогов , оказывается, нет проблем с граффити, ненорматив­ной лексикой, которые, к величайшему нашему сожалению регулярно появляются на наших стенах!

Один из самых впечатливших меня моментов — это то, что все коллективы небольших школ (без исключения!) участвуют в реализа­ции общешкольных проектов, а также в их презентации перед нами, гостями. Учителя в одном ряду с детьми одинаково волнуются, одинаково радуются, и в итоге - одинаково вырастают к поставленной задаче. Практико-ориентированные общешкольные проекты на Могилевщине - это, на мой взгляд, одна из сильнейших сторон их образовательной деятельности».

Егорова Т.И.: «Для меня это первая стажи­ровка на международном уровне. Тем не менее, хорошая рабочая атмосфера, интересные знакомства, встречи, работа с коллегами из Белоруссии и Брянского района, позволили мне очень быстро включиться в работу.

По итогам стажировки я поняла, что современному педагогу необходимы не только знания и навыки, но и умение работать в команде, находить общий язык, решать общие вопросы и проблемы в сфере образования.

Я благодарна за возможность получить ценный опыт и применить его в дальнейшем на практике».

Делегация МБОУ «Гимназия N 21 Брянского района (Якушенко В.И., Агунова Е.В. Капошко О.Н.): «Несмотря на дождливую погоду, в течение всего периода нашего пребывания, республика Беларусь радушно встретила руководителей образовательных учреждений Брянского района. От теплоты и гостеприимства белорусских людей, наших коллег, казалось, что солнце светило каждый день. Атмосфера была добрая, мы чувствовали себя как будто в гостях у близких родственников, которые были к нам очень внимательны. По-другому не могло и быть, потому что белорусские люди хороши сами по себе, воплощая в себе все замечательные человеческие качества, одним словом - «сябры».

Порадовало отношение в республике к образованию детей. Мы увидели, какое важное значение отводится созданию инфраструктуры в плане строительства образовательных учреждений и создания предметно-эстетической среды.

В школах, дошкольных учреждениях, центрах развития образования работают профессионалы-учителя с большой буквы, талантливые молодые педагоги. Неотъемлемой частью образования является систематическое использование педагогами современных методик, технологий, форм.

В образовательных учреждениях Беларуси главенствующая роль в воспитании отводится патриотизму, любви к Родине, бережному отношению к исторической памяти, своему языку, национальным традициям, что играет важную роль в становлении личности ребенка.

В белорусском языке есть слово «талака», что означает - работа сообща или используется как форма взаимопомощи. Это позиция белорусского народа, потому что каждый белорус в своем городе или селе, на своем рабочем месте, на своей улице, в своем доме (а в результате - сообща) делает все для общего дела — развития республики.

Поездка в Беларусь стала «толчком» к сотрудничеству образовательных учреждений двух стран. Это здорово! И теперь мы с нетер­пениеможидаем друзей из Могилёвской области с ответным визитом».

Титенок Т.М., МБОУ «Госомская ООШ»: Во время стажировки в республике Беларусь мне понравилось:

  • Прохождение учителем аттестации на квалификационные категории один раз!
  • Единые учебники и программы по предметам для всей страны!
  • Капитальные ремонты старых школ вместе с закрепленными спонсорами и поселковой администрацией по определенной системе (совместные заседания и обсуждения проблем).
  • Оснащенность сельских школ учебным оборудованием, методической литературой.
  • Объединение департамента образования, института повышения квалификации, спорта и туризма (единые требования).
  • Очень понравилась школа-театр (оформление классных комнат), гимназия (дополнительное образование — музыкальное), городские школы № 45 (наличие бассейнов) и № 46 (таких зданий я еще не видела)!
  • Оформление дворовых территорий при каждой школе (ПДД, спортивные и географические площадки, использование солнечных батарей и т. д.)

Штелле Светлана, МБОУ «Новодарковичская СОШ»: «Очень впечатлила, и, я думаю, найдет свое применение работа с детьми с ОВЗ в детском саду №34 г. Могилева. Социализация таких детей в общих мероприятиях детского сада, работа с родителями и сотруд­никами детского сада в этом направлении - это большой опыт, который следует использовать.

Очень понравились, как формы работы материнские школы, и как продолжение их работы адаптационные группы».

Филатова Н.Н., МБОУ «Теменичская СОШ»: «На меня большое впечатление произвели прилегающие территории малокомплект­ных школ. Более чем в ста километрах от областного центра расположены эти школы... Но тем не менее, в каждой школе есть оборудованные современные площадки. Это и комплекс уличных тренажёров, и спортивные площадки, и игровые комплексы. На тренажёрах можно подготовиться к сдаче норм «Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса» (аналог нашего ГТО), малышам порезвиться на игровой площадке, юношам «погонять» мяч.

По моему мнению, поскольку молодёжь все больше сидит за компьютером или телефоном, то привлечь к занятию спортом можно вот такими современными площадками».

Кузьмина З.Г, МБДОУ детский сад «Золотой петушок»: «Говоря о стажировке в Белоруссии - это радушие, открытость, доброжелательность, с которой нас встречали Белорусские коллеги.

Приветствием руководителей, педагогов, воспитанников «Ясли-сад агрогородка Кадино», были тронуты до слез: поразили своей эрудицией, увлеченным отношением, любовью к своему краю, Отечеству, детскому саду; желанием поделиться всем этим с нами, коллегами из России.

Зонирование групп, использование вспомогательных помещений (рекреаций, холлов) для оформления уголков, комнат безопасности, творческих лабораторий, где с любовью, выдумкой собраны материалы (предметы, атрибуты, игры, альбомы и многое другое), которые способствуют воспитанию любви к своей Родине, краю, его воспеванию.

Абалухова И.А., МБОУ «Лицей№ 1 Брян­ского района», детский сад «Колосок»: «...Мы, руководители дошкольных учреждений, посетили центры развития для детей дошкольного возраста, ясли - сад разных типов (общеобразовательные, компенсирующие, санаторного типа). Для себя отметила идеологическую работу во всех этих учреждениях, а также поразила сплоченность руководителей образовательных учреждений друг с другом и гостеприимство жителей республики Беларусь. Ведь для руководителя обмен опытом — это важнейшая составляющая эффективной работы».

Все участники делегации выражают огромную благодарность администрации Брянского района, Якушенко Н.Н., главе администрации Брянского района за предоставленную неделю пребывания корпуса руководителей образовательных учреждений Брянского района в Белоруссии с отрывом от производства; Управлению образования администрации Брянского района за подготовку, организацию стажировки, руководство и сопровождение руководителей образовательных учреждений Брянского района в период проведения, а также по пути следования туда и обратно Пихенько И.Н., ректору ГАУ БИПКРО, за уникальную возможность пройти стажировку в Белоруссии на базе учреждения образования «Могилевский государственный областной институт развития образования».