Литература как искусство слова (юбилей журнала «Литература в школе»)

     

«Литература – это совесть общества, его душа…»
Д. С. Лихачёв

 

«Литература в школе» – старейшее педагогическое издание; всероссийский междисциплинарный  рецензируемый научно-методический журнал. Основан в августе 1914 года по инициативе известного педагога-словесника Алексея Матвеевича Лебедева как помощник учителя русской словесности. Выходит 6 раз в год. В Брянской областной библиотеке  хранится 20 лет.

В своей деятельности «Литература в школе»  руководствуется принципами научности, объективности, профессионализма, информационной открытости, поддержки наиболее значимых исследований в области педагогических и филологических наук.

Цель журнала – знакомить научное и педагогическое сообщество с новейшей информацией о литературном процессе в целом, о состоянии литературного образования, современного литературоведения и фольклористики, текстологии, теории и методики обучения литературе в средней и высшей школе.

Задача журнала «Литература в школе» – воспитывать думающих людей на примерах лучших книг и достойных писателей.

Содержание школьного образования по литературе определяет воспитание интеллигентного, мыслящего человека, неравнодушного к судьбе своей страны и своих близких. И ключевым здесь является привитие ученикам вкуса к чтению, создание и поддержание читательской среды в школе.

Журнал также пытается решить проблему нового стандарта литературы в школе прежде всего через подготовку грамотных и методически подкованных педагогов.

На страницах издания представлены статьи известных литературоведов, критиков, преподавателей, посвящённые русской и зарубежной классической и современной литературе, фольклористике, литературе для детей и подростков, проблемам чтения и литературного образования.

Особое внимание уделяется современным подходам к изучению литературы в средних и высших учебных заведениях, формам сотрудничества учителей и учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Журнал предлагает преподавателям литературы готовые планы уроков по некоторым темам, а также материалы в помощь учащимся. На его страницах публикуются обзоры новых методических книг и пособий, методические советы по построению уроков и внедрению новых способов раскрытия изучаемых тем.

Кроме того, анализируется опыт лучших педагогов, рассказывается о достижениях учителей, у которых главным принципом работы является творческий подход.

Основные рубрики: «Наши духовные ценности», «Литературная карта России», «Точка зрения», «Методическое наследие»,  «Слово. Образ. Смысл», «События. Обзоры. Рецензии», «Литературная карта мира» и др.

Особый интерес представляют материалы рубрики «Поиск. Творчество. Мастерство». Здесь представлены статьи о поэзии и прозе в контексте школьного литературного образования, о развитии читательской грамотности и эмоционального интеллекта учащихся на уроках литературы, анализ художественных произведений с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей  и подростков.

Публикации рубрики «Наши духовные ценности» рассказывают о вкладе писателей и поэтов в нравственное и эстетическое воспитание человека. Духовные ценности рассматриваются на примерах литературных героев и сюжетов великих мастеров писательского искусства.

Целевую аудиторию журнала составляют отечественные и зарубежные специалисты по педагогическим и филологическим наукам, аспиранты, преподаватели вузов, учителя-словесники общеобразовательных учебных заведений, учащиеся, библиотекари.

В этом году журналу «Литература в школе» исполняется 110 лет!

Добро пожаловать в зал периодических изданий Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф. И. Тютчева!