Аксаков Иван Сергеевич, (1823-1886) знаменитый славянофил-публицист, сын Сергея Тимофеевича Аксакова, знаменитого русского писателя.
Родился 26 сентября 1823 года в селе Надежине (Куроедове), Белебеевского уезда Уфимской (тогда Оренбургской) губернии. Первые детские годы провел в деревне и в Москве, юношеские - в Петербурге, в училище правоведения. Окончив курс в 1842 году, А. поступил на службу в московские департаменты правительствующего Сената. Со школьной скамьи он сошел уже созревшим нравственно и, вступая в жизнь и на службу, поставил себе тяжелый вопрос: "служить иль не служить?.. не я ль мечтал для общей пользы жить?.. но службою достигну ль цели я?..". И хотя "таинственный голос" твердил ему: "жизни пошлой битая дорога не твой удел, к иному ты сужден... на поприще служебном для отчизны не будешь ты полезней и славней... смелей же в путь с надеждою крылатой на поприще и славы, и труда" - но начало сороковых годов было еще тем временем, когда только казенная служба открывала некоторый простор для общественной деятельности.
Московская канцелярская работа, конечно, оказалась не по Аксакову; он постарался определить себя к живому делу и перешел в провинцию. Несколько лет прослужил он сначала в калужской уголовной палате, потом в астраханской. Однако, здесь он, в конце концов, изнемог; глядя на "кругом царюющее зло", он понял, что один в поле не воин, и ушел из судебной службы, навсегда сохранив в душе страшные впечатления дореформенного суда.
В 1848 году он перешел в министерство внутренних дел чиновником особых поручений. В этом качестве он ездил в Бессарабию по раскольничьим делам, в Ярославскую губернию - для ревизии городского управления, для введения единоверия и для изучения секты бегунов (о которой написал большое исследование).
![]() |
Сергей Тимофеевич Аксаков, отец И.Аксакова |
---|
Его работоспособность и трудолюбие были поразительны, но всем своим обликом, своим неугомонным практическим идеализмом он представлял настолько необычную среди чиновников николаевской эпохи фигуру, что служба быстро извергла его из своих недр. Ближайшим поводом к этому послужил полученный им из Петербурга, вследствие доноса ярославского губернатора, запрос о рукописи, которую Аксаков читал своим знакомым. Познакомившись с этим произведением (поэма "Бродяга", герой которой - беглый крепостной), начальство поставило автору на вид нелегальное положение героя, а также несовместимость государственной службы с "занятием стихотворством".
Аксаков вышел в отставку (1851) и отдался литературе, примкнув, конечно, к тому славянофильскому кругу, к которому принадлежал, так сказать, по рождению и по семейному воспитанию. Будучи редактором "Московского Сборника", он, по запрещении цензурою II тома (1852), вместе с другими участниками (Константином Аксаковым, Хомяковым, Киреевским, князем Черкасским) был отдан под надзор полиции и лишился права представлять свои произведения в обычную цензуру, что являлось почти прямым отлучением от пера. В этих обстоятельствах он горячо ухватился за предложение географического общества описать украинскую ярмарочную торговлю (1853). Результатом этого труда явился богатый опыт по наблюдению народной жизни на местах и замечательное в экономическом и статистическом отношении "Исследование о торговле на украинских ярмарках", изданное только в 1859 году, потому что обработка добытых материалов была прервана (1855-1856) поступлением Аксакова в ополченскую дружину. Здесь Аксаков удивил всех недюжинным и по тем временам небезопасным подвигом честности: его отчет по расходованию казенных денег на вверенный ему отряд был косвенным, но красноречивым обвинительным актом против всего ополченского начальства, и командующий ополчением наотрез отказался подписать отчет.
В 1858 году Аксаков фактически, но неофициально, редактировал славянофильскую "Русскую Беседу". В 1859 году, после усердных хлопот, он получил разрешение на газету "Парус", но на втором номере газета была закрыта. В 1861 году газета опять была разрешена, но без отдела внешней политики, а цензуре было предписано взять новый орган, "День", под свое особое наблюдение. С конца 1861 года до конца 1865 года Аксаков издавал "День", бывший самым выдающимся и влиятельным органом славянофильской партии. Вместе со всем прогрессивным лагерем печати "День" ратовал (это были "медовые" годы эпохи великих реформ) за свободу совести и слова, требовал широких и демократических, не бумажных прав для крестьянства, держался примирительного тона в польском вопросе (впрочем, только до польского восстания). Более резкий тон зазвучал в заменившей прекращенный самим Аксаковым "День" газете "Москва" (1867-1868), навлекшей на Аксакова девять предостережений и три раза подвергшейся приостановке. Причинами этих репрессий были не только упорное несогласие Аксакова с "антирусской" политикой, принятой правительством после ухода Муравьева в Литве и Польше, но и резкие выходки газеты против петербургской бюрократии, уже вступившей на попятный путь. Несмотря на сильную защиту, "Москва" была, наконец, закрыта за "вредное" направление. Тогда Аксаков отдал свою энергию и темперамент славянским делам и быстро занял первенствующее положение в московском славянском комитете, членом которого был с самого его основания (1858).
Здесь он достиг своего высшего значения, и без преувеличения можно сказать, что в годы кризиса славянского и восточного вопроса (1875-1878) весь мир следил за пламенными речами отставного надворного советника, сумевшего стать могучей силой. К его громовому голосу (Аксаков был вдобавок первоклассный оратор) почтительно прислушивались общества и правительства Европы. Его деятельность была одним из факторов русско-турецкой войны - и его же устами националистически настроенная часть русского общества высказала чувство горькой обиды, которую нанесла ему русская же дипломатия уступками на берлинском конгрессе.
С 1880 года Аксаков возобновил свою журнальную деятельность и стал издавать газету "Русь". Раздраженный, разочарованный, он ударился в патриотические и консервативные крайности, повел усердную и при тогдашнем положении вещей едва ли уместную борьбу с интеллигенцией и "либерализмом" ненавистного Петербурга и в этом отношении явился неопасным соперником Каткову, утратив большую часть прежнего огромного влияния.
27 января 1886 года Аксаков умер. Как личность, стоявшая гораздо выше своей политической программы, Аксаков всегда был ценим и уважаем своими противниками не меньше, чем сторонниками. Это был человек безукоризненной честности, идеалистически настроенный, но руководствовавшийся гораздо более чувством, чем разумом. Мышление его было аксиоматическое: он не доказывал того, что говорил, а исповедывал; поэтому его слушали только те, кто сам мыслил так, как он, подобно ему воспитанные на идеологии Хомякова и Киреевского. Несмотря на всю его страстность и искренность, он не расширил лагеря своих сторонников, и ему суждено было видеть угасание старого славянофильства. Не столько славянофил, сколько русофил, или славянофил под неприемлемым для западного и балканского славянства условием слияния славянских ручьев с русским морем, он отожествил славянское самосознание с православным вероисповеданием и, оказывая таким образом великую услугу пан-германизму, вырыл глубокую пропасть между Россией и католическим славянством.
Вопреки истории, даже Карамзина, он рисовал допетровскую Русь как трогательное единение царя с землею. Органы этой "земли", самоуправляющегося народа, боярскую думу и земские соборы он наивно противопоставлял формам западного парламентаризма и страстно боролся с реальными, живыми силами за фикции книжной теории, за небывалые призраки. История запрещала верить в блага полной свободы самодержавия после печального опыта столетий этой свободы; пламенные тирады и патетические восклицания последнего славянофила были осуждены на бесплодие.