Бенцель Михаил Яковлевич

(09.08.1932 – 22.01.2013)

Бенцель Михаил Яковлевич - график, член Союза художников России. Заслуженный работник культуры РФ.

Родился в г. Брянске.

1950 – 1958 гг. обучался в Пензенском художественном училище им. К.А. Савицкого (преподаватели В.И. Сорокин и В.А. Поснов).

1967 г. - член Союза художников СССР.

1994 г. - включён во «Всемирный словарь художников всех времён и народов мира» (каталог в г. Лейпциге).

1999 г. - присвоено звание Заслуженного работника культуры РФ.

Неоднократно избирался председателем ревизионной комиссии. В течение 19 лет был членом художественного совета области. Оказывал помощь самодеятельному творчеству как методист областного Дома народного творчества.

Работает в технике чёрно-белой и цветной линогравюры, в оригиналь­ной графике, используя акварель, темперу, гуашь. Большое значение при­дает силуэту, форме предмета, контрастной выразительности изображенного на нейтральной, чаще белой, плоскости листа. Строгость и даже аскетизм в подборе изобразительных компонентов. Синтез восточного и западного искусства.

Создает свою концепцию:

  • белый лист утверждает плоскость;
  • глаз не верит пространству на бумаге, поэтому основой живописи должно быть цветовое "пятно", краска в ее прямом смысле;
  • не следует обращаться к приемам перспективы, обманывая зрителя иллюзорностью пространственного прорыва;
  • категория живописи – плоскостно -декоративная композиция.

Ярко заявил о себе серией линогравюр «Мой город», сразу попавшей на крупнейшие ху­дожественные выставки России. Темати­ческий натюрморт, городской пейзаж, ин­терьеры приоритетны в его наследии. Соз­датель серий: «Пейзажи Брянска», «Пешехо­ды», «Брянск промышленный». Много рабо­тал в области прикладной графики. Искус­ствоведы выделяли его стремление к стро­гому отбору деталей, умелое использова­ние контрастных сопоставлений белого и чёрного. Цикл «Чистые краски — наша ра­дость» в 80-90-х годах - это колористиче­ские поиски художника, где он активно ис­пользует гуашь. Работы последних лет, вы­полненные темперой и маслом, отличает стремление к декоративности.

В выставках участвует с 1959 года.

Основные художественные выставки:

1967 г. - Всероссийская выставка молодых художников (Москва).

1967 г. - Всесоюзная выставка молодых ху­дожников (Москва).

1967 г. - III Всесоюзная выставка эстампа (Баку).

1967 г. - II Зональная выставка «Край Чер­нозёмный» (Тула).

1970 г. - IV Всесоюзная выставка эстампа (Москва).

1974 г. - IV Зональная выставка «Край Чер­нозёмный» (Орёл).

1978 г. - Республиканская выставка эстам­па (Ростов-на-Дону).

1980 г. - V Зональная выставка «Край Чер­нозёмный» (Брянск).

1997 г. - VIII Региональная «Художники цен­тральных областей России» (Москва, ЦДХ).

Участник групповых выставок «Художни­ки Брянска» - 1977 г. (Кюстендил, Болгария), 1977 г. (Ленинград), 1977 г. (Гомель, Чернигов), 1987 г. (Кюстендил, Болгария); 1991 г. — «Ху­дожники Брянска в Москве»; 1996-2003 гг. выставки в рамках Международного фести­валя современного искусства Н. Рославца и Н. Габо (Брянск); 2006 г. — выставка «Фанта­зия в цвете» (Брянск), 2009 г. — выставка ху­дожников Брянской организации ВТОО «Со­юз художников России» (Калуга).

Персональные выставки: 1969,1989,2000 гг. (Брянск), 2000 г. (Брянск школа милиции МВД РФ), 2000 г. (Брянский областной еврейский общинно-благотворительный центр),2004 г. (Брянск).

Работы находятся в Брянском областном ху­дожественном музейно-выставочном центре, частных коллекциях.

 

Натюрморт. Молочник, цветы и лимон.

Из серии «Пейзажи Брянска»

Импровизация на тему «Русская игрушка»

Сирень на синем

       
       

ЛИТЕРАТУРА

  • Брянская организация Союза художников России : [художественный альбом к 50-летию Организации] / авт. текстов и сост. О.И. Резникова. - Брянск. - Калининград, 2011. – С. 32-33, 202.