Библиоурок - 1. «Значение и актуальность семейного чтения»

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге,

 если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь,

в годы отрочества душа  ребенка будет пустой…»

В.А. Сухомлинский

Что может быть прекраснее, чем собраться всей семьей для вечернего чтения! Мама и папа по очереди читают вслух, дети слушают чудесные истории, а заодно запоминают уют и тепло родительского дома, ощущают свет родительской любви. Через много-много лет эти семейные вечера за чтением будут для них самым счастливым воспоминанием о детстве, тем неуловимым мгновением, которое хочется вернуть. Став родителями, они продолжат читать уже своим детям, чтобы вновь вспомнить детские годы и почувствовать связь с родительским домом.

Счастливы те семьи, в которых существует традиция вечернего чтения! Но если в вашей семье такой традиции нет – не огорчайтесь: ведь вы сами можете стать ее основателем! Для этого нужно всего лишь выбрать интересную книгу для чтения и собрать вокруг себя членов своей семьи. Главное – книга должна быть интересна всем собравшимся,  независимо от возраста и рода занятий, и нужно не забывать читать регулярно.

В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Отсюда и главная задача библиотеки и школы – научить родителей читать совместно с ребенком и общаться с ним.

Поэтому нами разработан проект «Читающая семья», который призван помочь в решении этих задач.

В соответствии с планом мероприятий проекта «Читающая семья» было проведено анкетирование родителей.

Анкетирование позволило определить, что родители имеют верное представление о значимости семейного чтения, что в наше время детское чтение, как никогда прежде, нуждается в поддержке.

Общее количество анкетируемых составило – 47 человек.

Проблема детского чтения волнует 100% опрошенных (47 человек), что свидетельствует о важности данного вопроса.

На вопрос «Читаете ли Вы ребёнку, книги? Если да, то как часто? Если нет, то что Вам мешает?» ежедневное чтение принято в 63 % из анкетируемых семей. Обнаружена ограниченность во времени для совместного чтения у 18 %,  7% родителей читают ребёнку по его настоятельной просьбе,  несколько раз в неделю – 7%.

Отрицательно ответили на вопрос – 3%, мотивируя это тем, что не видят  необходимости в совместном чтении, так как ребенок читает сам.

И только 2% респондентов ответили, что не читают, потому что не хватает времени или ребёнку это не интересно.

Если посмотреть тематику книг, которую предпочитают дети, то она разнообразна: это сказки, стихи, литература о природе, энциклопедии, книги познавательного содержания, – так ответили 72 % респондентов. Но не все родители знают, какие жанры интересны их ребенку. 28% родителей отмечают, что у детей нет определенных предпочтений.

Наибольшей популярностью у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста пользуются сказки (48%) и литература о природе (27%), соответственно, книги познавательного содержания – 14% стихи – 9%, энциклопедии – 2%.

У 10% опрошенных родителей нет домашней библиотеки. Данный факт свидетельствует о снижении интереса к чтению не только у детей, а, в первую очередь, у родителей.

Как следует из анкет, ходят с ребёнком в библиотеку 87% опрошенных. Такой показатель, конечно, радует. Вместе с тем, 13% родителей не «видят смысла» в посещении библиотеки.

Проведение тематических консультаций и семинаров для родителей по проблеме детского чтения в библиотеке считают необходимым и обязательным 98% опрошенных родителей. Такой высокий процент опрошенных по данному критерию говорит о возросшей роли книги и библиотеки в жизни семьи, формировании и повышении интереса к чтению.

Анализ анкет по седьмому вопросу (Назовите интересующие вас  темы) определил ряд направлений и тем, интересующих родителей:

  • 39% – организация ознакомления родителей с основами педагогической и возрастной психологии, педагогики и детской литературой,
  • 12% – помощь родителям в организации семейного чтения и в вопросах воспитания с помощью книги,
  • 7% – формирование круга семейного чтения, создание пространства для диалога ребенка и взрослого,
  • 42% – любые.

На заключительный вопрос анкеты «Нужны ли Вам списки литературы для семейного чтения?» положительный ответ дали 92% респондентов.

В конце анкеты многие родители выразили свои просьбы и пожелания: они предложили чаще проводить экскурсии для детей, больше предлагать красочных и ярких книг, чаще рассказывать о новинках детской литературы, приглашать детей на презентации книг.

Подводя итоги проведённого анкетирования, можно сделать следующие выводы:

  • анкетирование позволило определить, что родители имеют верное представление о значимости семейного чтения;
  • детское чтение, как никогда,  нуждается в поддержке;
  • семейное чтение должно быть систематическим и целесообразным;
  • большинство родителей контролируют процесс чтения ребенка, прислушиваются к советам библиотекаря. Но со временем они уделяют этому всё меньше внимания, считая, что ребенок уже научился читать и в их помощи не нуждается.

Давайте теперь попробуем, основываясь на результатах анкетирования, определить основные причины для семейного чтения и развития ребенка.

Итак:

  • Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.
  • Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.
  • Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.
  • Чтение для детей делает из них читателей в будущем.
  • Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.
  • Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.
  • До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать вас волшебником, создающим магию из слов.
  • Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.
  • Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом общении с ребенком.
  • Рано или поздно, вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.

Чтобы в ваши дома вернулась забытая традиция семейного чтения, чтобы проблема «нечитающих детей» вас не коснулась в будущем, воспользуйтесь  следующими советами:

 Родителям детей от 0 до 3 лет:

Примерно в 8-9 месяцев малыши начинают воспринимать текст, но пока не значение слов, а лишь звучание речи. Поэтому в таком возрасте знакомьте их с простыми и мелодичными стихами.

После года многие дети уже готовы слушать небольшие сказки. Чтобы сделать чтение интересным – рассматривайте и обсуждайте картинки.

В возрасте от 2 до 3 лет дети любят слушать и читать стихи, предпочитая их прозе. Необходимо предлагать малышам договаривать окончания фраз.

После прочтения книги, попросите ребёнка нарисовать запомнившихся и полюбившихся героев. Это  поможет развить его воображение, научит слушать внимательнее, быть усидчивее.

В этом возрасте отношение детей к героям ярко окрашено. Ребенок радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий. Активно мысленно действуя вместе с героем, дети пытаются иногда вмешаться в события, «прожить» их, додумать, пофантазировать. Только не забывайте все время хвалить ребенка!  

Родителям детей от 3 до 5 лет:

После прочтения книги, попросите ребёнка нарисовать запомнившихся и полюбившихся героев. Это  поможет развить его воображение, научит слушать внимательнее, быть усидчивее.

В этом возрасте отношение детей к героям ярко окрашено. Ребенок радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий. Активно мысленно действуя вместе с героем, дети пытаются иногда вмешаться в события, «прожить» их, додумать, пофантазировать. Только не забывайте все время хвалить ребенка!  

 Родителям детей от 5 до 7 лет:

Как можно дольше читайте своему ребенку вслух. Стремитесь к тому, чтобы ваше чтение переросло в самостоятельное чтение ребенка. Сначала можно читать по очереди, хотя бы и через строчку, но постепенно отдавать инициативу малышу. Не забывайте хвалить его за выразительность и артистизм.

На первых порах ребенок тоже должен читать только вслух, это поможет вам установить, как он понимает прочитанное.

Собирайте домашнюю библиотеку. Пусть она будет не очень большой, но в ней не будет случайных книг.

Если вы затрудняетесь в выборе книг, начните чтение с произведений детской классики. И помните, что в библиотеке вам помогут выбрать книгу для чтения  и разобраться во всем многообразии детской литературы.

Родителям детей от 9 до 14 лет:

Читайте сами. Если подросток часто видит родителей с книгами в руках, увлеченно обсуждающих прочитанное, то никаких дополнительных стимулов может вообще не потребоваться.

Подберите интересную книгу. И не стоит выбирать слишком сложные произведения, иначе от непонимания подросток разочаруется в чтении.

Читайте вместе с подростком. Сначала сами прочитайте книгу, которую выбираете, а потом в непринужденной беседе расскажите какой-то эпизод и обсудите.

Поощряйте желание подростка посещать библиотеку.

И помните, что чтение книг делает подростка более уверенным. Когда в разговоре он демонстрирует высокую эрудицию и глубокое знание того или иного предмета, то невольно чувствует себя «на высоте». А это немаловажно.

Добрые советы:

  • Даже у самого маленького ребенка книга должна ассоциироваться с самыми приятными чувствами. Если малыш почувствует, что книга – это удовольствие, то, повзрослев, он сам потянется к ней.
  • Выбирайте время для чтения, когда ребенок в хорошем настроении, спокоен.
  • Читайте эмоционально, получайте сами удовольствие от чтения, перечитывайте любимые книги.
  • Только в семье, где взрослые читают сами, не представляют свою жизнь без литературы и прививают эту любовь своим детям,  дети полюбят чтение без всякого принуждения со стороны взрослых.
  • Читайте своим детям, читайте вместе с детьми! Причем с самого раннего возраста.
  • Обращайте внимание детей на высказывания выдающихся людей о чтении. Поднимайте престиж книги и чтения в сознании ребенка.
  • Если ваш ребенок читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Если, на ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.
  • Запишитесь в библиотеку и ходите туда вместе с ребенком. Позволяйте ему выбирать книги самостоятельно.
  • Если учитель не научил школьников работать с текстом, помогите ребенку. Найдите на эту тему пособия, каких сейчас много в книжных магазинах и на полках библиотек.
  • Побуждайте своих детей читать программную литературу до изучения ее в школе. Используйте для этого летнее время. Включайтесь в ее чтение вместе с ребенком. Глядя на вас, и ребенок получит радость.
  • Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Поддерживайте его уверенность в своих силах.

Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.

«Чтение… Книги… Всё это семена, которые западают в душу и сперва вызывают в ней лишь радость, но из которых не замедляют вырасти добрые наклонности».

Ш. Перро

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ: ВОЗРОЖДЕНИЕ, ТРАДИЦИИ 

РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Национальная программа поддержки и развития чтения: [утв. Роспечатью: разработана Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям Российским книжным союзом] // КонсультантПлюс : справочно-правовая система. – Режим доступа : локальный : по договору : из ПЦПИ БОНУБ им. Ф.И. Тютчева. – Обновление еженедельно (дата обращения 22.02.2021).

Программа реализуется в 3 этапа.

Первый этап (2007 - 2010 гг.) - создание организационных механизмов и базы для укрепления инфраструктуры поддержки и развития чтения, направлен на выявление возможностей улучшить ситуацию, поиск и отбор эффективных механизмов укрепления инфраструктуры чтения.

Второй этап (2011 - 2015 гг.) - системное укрепление инфраструктуры.

Третий этап (2016 - 2020 гг.) - реализация заложенного потенциала, интенсивный рост.

Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства : Указ Президента РФ от 29.05.2017 N 240  // КонсультантПлюс : справочно-правовая система. – Режим доступа : локальный : по договору : из ПЦПИ БОНУБ им. Ф.И. Тютчева. – Обновление еженедельно (дата обращения 22.02.2021).

Об утверждении Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ № 1155-р: [принято Председателем Правительства Российской Федерации; утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.06.2017 г.] // КонсультантПлюс : справочно-правовая система. – Режим доступа : локальный : по договору : из ПЦПИ БОНУБ им. Ф.И. Тютчева. – Обновление еженедельно  (дата обращения 22.02.2021).

Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2019 - 2021 годах Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года : Распоряжение Правительства РФ от 11.06.2019 N 1259-р // КонсультантПлюс : справочно-правовая система. – Режим доступа : локальный : по договору : из ПЦПИ БОНУБ им. Ф.И. Тютчева. – Обновление еженедельно  (дата обращения 22.02.2021).

...Поддержка мероприятий, направленных на популяризацию и продвижение чтения, развитие издательского дела, книгораспространения, полиграфии и печатных средств массовой информации...

Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования : Приказ Минпросвещения России от 18.12.2019 N 695 (Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2020 N 57418) // КонсультантПлюс : справочно-правовая система. – Режим доступа : локальный : по договору : из ПЦПИ БОНУБ им. Ф.И. Тютчева. – Обновление еженедельно  (дата обращения 22.02.2021).

... формирование навыков смыслового чтения, самостоятельной учебной деятельности, применения полученных знаний в практической деятельности...

Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ № 996-р: [принято Председателем Правительства Российской Федерации; утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г.] // КонсультантПлюс : справочно-правовая система. – Режим доступа : локальный : по договору : из ПЦПИ БОНУБ им. Ф.И. Тютчева. – Обновление еженедельно (дата обращения 22.02.2021).

Развитие воспитания в системе образования предполагает:

использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности.

КНИГИ

Бычков, А.И. Книжная отрасль в России: традиции и пути развития / А. И. Бычков. – Москва : Инфотропик Медиа, 2017. -  232 с.

Галицких. Е. О. Чтение с увлечением: мастерские жизнетворчества / Е. О. Галицких. - Москва : Библиомир, 2016. - 272 с.

Голубева, Н. Л. Семейное чтение в детской библиотеке : учебно-методическое пособие / Н. Л. Голубева. - Москва : Либерея-Бибинформ, 2006. - 88 с. : ил., табл. - (Серия "Библиотекарь и время. XXI век" : 100 выпусков; № 32).

Детство золотое: семейное чтение / [сост. О. Стацевич]. - Рязань : Зёрна-Слово, 2015. - 173 с. : ил.- (Семейное чтение).

Добрынина,  Н.Е.  Книга, чтение, библиотека в семейном интерьере / Н.Е. Добрынина. -  Москва : Канон+ РООИ «Реабилитация», 2016. – 216 с.

Колосова, Е. А. Практики детского чтения: результаты комплексного исследования  / Е. А. Колосова. - М., 2011. - 118 с.

Кутейникова,  Н. Е. Формирование читательской компетенции школьника. Детско-подростковая литература XXI века : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. Е. Кутейникова. - М. : Просвещение, 2016. - 220 с.

Мелентьева, Ю. П. О чтении (Размышления о теоретических аспектах чтения)  / Ю. П. Мелентьева. Москва : Канон+, 2014. - 184 с.

Мелентьева, Ю. П. Чтение, читатель, библиотека в изменяющемся мире   / Ю. П. Мелентьева. - Москва : Наука, 2007. - 355 с.

Мелентьева, Ю. П. Чтение: явление, процесс, деятельность /  Ю. П. Мелентьева ; Отделение историко-филол. наук РАН ; Науч. совет РАН «История мировой культуры». - Москва : Наука, 2010. - 182 с.

Оморокова, М. И. Совершенствование навыка чтения младших школьников : методическое  пособие для учителя  / М. И. Оморокова. – М. : АРКТИ, 2001. – 160 с.

От Года литературы – к веку чтения : коллективная монография / науч. ред.-сост. В. Я. Аскарова. - Москва : Межрег. центр библ. сотрудничества, 2016. - 568 с.

Павлова, О.С.  Сказки для семейного чтения : монография /  О. С.  Павлова ; [ил.: К. Зинич]. Москва, 2011. – 45 с.

Светловская,  Н. Н. Как помочь детям, которые не хотят учиться читать : практическое  пособие / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. – М. : АРКТИ, 2007. – 56 с.

Семейное чтение : Рекомендации по работе дет. б-ки с родителями / Гос. респ. дет. б-ка РСФСР. - Москва : ГРДБ РСФСР, 1989. - 59 с.

Сметанникова, Н. Н. Обучение стратегиям чтения в 5–9 классах: как реализовать ФГОС : пособие для учителя  / Н. Н. Сметанникова. - Москва : Баласс, 2011. 128 с.

Смысловое чтение и работа с текстом : учебное пособие. - Москва : Форум, 2016. - 368 c.

Тимофеева И. Н. Дети. Время. Книга: пособие для руководителей детским чтением/ И. Н.Тимофеева. – Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009. – 408 с.

Тимофеева, И. Н. Что и как читать Вашему ребёнку от года до десяти: энциклопедия  для родителей по руководству детским чтением. - СПб., 2000. - 512 с. 

Фархшатова, И. А. Нравственно - эстетическое воспитание подростков в учреждении дополнительного образования детей : монография / И.А. Фархшатова. - Оренбург: Изд – во ОГПУ, 2008. – 132 с.

Читающая Россия на рубеже тысячелетий: по материалам исследовательского проекта «Чтение в библиотеках России»: научные очерки / составители: Л. В. Глухова, Ю. В. Зобнин, О. С. Либова; под редакцией С. А. Басова, Ю. В. Зобнина. - Санкт-Петербург: Издательство РНБ, 2014. - 328 с.

Чтение как искусство: герменевтический аспект : коллективная монография / сост. и науч. ред. Е. О. Галицких. - Киров : Радуга-ПРЕСС, 2013. - 470 с.

Чтение. XXI век: коллективная монография / науч. ред.-сост. В.Я. Аскарова ; Межрег. центр библ. сотрудничества, Челяб. гос. акад. культуры и искусств.  - Москва, 2015.  - 471 с.

Чудакова, М.О. Не для взрослых. Время читать! Полка первая  / М. О. Чудакова. - Москва : Время, 2009. - 296 с.

Шербинина, Ю. В. Время библиоскопов: Современность в зеркале книжной культуры / Ю. В. Шербинина. – Москва : ФОРУМ; НЕОЛИТ, 2016. - 416 с.

СТАТЬИ

Автаева,  Н.О.  Журналы для семейного чтения на отечественном рынке периодики / Н.О. Автаева // Медиасреда. - 2019. - № 16. - С. 6-10.

Журналы для семейного чтения, как показывает история нашей страны, способствуют не только сохранению духовной культуры семьи как социального института, но и развитию личностного и общественного в человеке. Данный тип изданий начинает активно развиваться в 30-е годы XIX века. Журналы для семейного чтения помогают сформировать семейные традиции, укрепить семью как социальную общность.

Адодина В.А.  Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи  / В. А. Адодина  // Преемственность в образовании. - 2018. - № 19(09). - С. 6-16.

В статье анализируется развивающий эффект относительно малоизученной формы семейного чтения – чтения перед сном и ответной реакции ребенка на разные типы и формы семейного чтения. Особое внимание уделено педагогическому просвещению родителей и целенаправленной работе в этом вопросе, а также воспитанию культуры семейных отношений среди детей и подростков.

Архипова А. А. Волонтерское сопровождение продвижения семейного чтения в библиотеке / А.А. Архипова  // Богатство финно-угорских народов : Материалы V Международного финно-угорского студенческого форума. - Йошкар-Ола,  2018. - С. 439-441.

В статье рассматривается актуальность волонтерского движения в библиотеках отдельных городов, областей и страны в целом. Также поднимается проблема приобщения детей к чтению, в которой одним из главных факторов, стимулирующих чтение детей, является читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда.

Бадртдинова, А.В. Методические рекомендации для учителей основной школы по активизации семейного чтения  / А.В. Бадртдинова // Современные научные исследования и разработки. - 2018. - Т. 1. № 12 (29). - С. 86-89.

Автор считает, что именно школа обладает достаточным потенциалом мотивации родителей к приобщению подрастающего поколения к чтению. Ведущими формами работы предлагаются тематические родительские собрания, инновационные проекты «Клуб хороший родителей», «Родительский лекторий».

Барковская,  Н. В. Роль детской книги в семейном воспитании / Н. В.  Барковская // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 4. – С. 140–141.

Белина, Е. В. О развитии понятия «культура чтения» в русской культуре и науке / Е. В. Белина // Человек и образование. - 2014. - № 3 (40). - С. 61–65.

Белоусов А.О. Конкурс театральных постановок в аспекте возрождения традиции семейного чтения  / А. О. Белоусов, Л.А. Савко  // Вопросы педагогики. - 2020. - № 9-2. - С. 13-16.

В статье рассматривается опыт информационно-библиотечного центра МАОУ «Лицей №142 г. Челябинска», являющегося региональной инновационной площадкой по популяризации семейного чтения. Одной из форм продвижения семейного чтения является разработка и реализация школьных театральных постановок с участием родительской общественности. Готовые видео-постановки представляются в сетевом сообществе «ВКонтакте», созданном в лицее.

Волкова, И.В. Развитие познавательного интереса к художественной литературе у дошкольников через возрождение традиций семейного чтения  / И. В. Волкова  // Преемственность в образовании. - 2020. - № 27 (11). - С. 48-52.

В данной статье описывается апробированная система работы с воспитанниками группы и их родителями по развитию у детей 4-5 лет познавательного интереса к художественной литературе и возрождению традиций семейного чтения.

Воропаева, А. А. О важности совместного семейного чтения для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению / А.А. Воропаева // Молодежь - науке и практике: Взгляд в будущее : сборник материалов междунар. науч.-практ. конф. / под ред. И.П. Краснощеченко. – Калуга, 2017. - С. 218-223.

На основе анализа анкетирования, проведенного с родителями детей старшего дошкольного возраста в дошкольных учреждениях города Калуги, сделаны выводы о наличии мотивации родителей к семейному чтению и осознании его важности для развития детей.

Всероссийский центр изучения общественного мнения // Электронный источник. - URL: https://wciom.ru [Дата обращения: 10.05.2020].

Гарченко,  М. Н. Влияние семейных традиций на становление культуры детского чтения  / М.Н. Гарченко, М.Б. Полтавская  // Начальная школа. -  2014. - № 2. - С. 90-91.

Глоза, Н.А. Краеведение online: краеведческие ресурсы библиотеки семейного чтения  / Н. А. Глоза //  Библиотечное дело. - 2019. -  № 3 (333). - С. 42-43.

В статье представлена краеведческая деятельность Библиотеки семейного чтения города Ломоносова.

Денисевич,  Н.Н. Роль художественной литературы в развитии эмпатии младших школьников в процессе семейного чтения / Н.Н. Денисевич, И. М. Ильичева // Герценовские чтения. Начальное образование. -  2015. - Т. 6. № 1. - С. 193-199.

Рассмотрено значение художественной литературы в развитии эмпатии детей; показана особая роль семейного чтения, позволяющего родителям и детям совместно осмысливать, обсуждать прочитанное и делиться своими чувствами.

Дубышкина,  Н.В. Семейное чтение - мостик между поколениями / Н.В. Дубышкина // Библиотечное дело. - 2019. - № 20 (350). - С. 39-42.

Описан опыт детских библиотек города Рязани по организации семейного досуга, проведению семейных мероприятий.

Занадворова, А.В.  Письменный текст в разговорной речи. чтение детям как особый жанр семейного общения  / А.В. Занадворова  // Коммуникативные исследования. - 2018. - № 3 (17). - С. 114-128.

Подробно рассмотрена ситуация чтения детям вслух, типичная для домашнего общения, обозначены ее особенности.

Казеева О.С. Формирование и развитие интереса к чтению у современных школьников  / О.С. Казеева // Педагогика. – № 3, 2016. – С.60-62.

Кондратьева, Н.В. Современные формы работы с родителями по приобщению дошкольников к художественной литературе / Н.В. Кондратьева // Молодой ученый. – 2017. – № 46. – С. 291–293.

Корчма, Н.В.   «Я хочу читать...» возродим традиции семейного чтения / Н.В. Корчма // Литература в школе. - 2013. - № 7. - С. 37-40.

Читателю предлагается системный опыт работы по привитию школьникам вкуса к чтению. Главный путь реализации идеи - проект «Семейное чтение». Благодаря этому проекту происходит одновременное развитие читательского вкуса и читательских умений членов семьи, людей разных поколений, которые, обмениваясь своими мыслями о прочитанном, обогащают друг друга.

Кочергина, О.А. Совместное чтение детей и взрослых как фактор объединения семьи О. А. Кочергина, А.А. Семенова //  Педагогическое образование: традиции и инновации. - 2020. - № 1. - С. 147-153.

В статье рассматриваются проблемы семейного чтения, в основе которого лежит совместное чтение детей и взрослых; дается характеристика этапов развития модели «семейное чтение» при участии всех членов семьи; определяется его значимость и необходимость сохранения традиции в условиях современной России.

Лекарева,  Е.А. Образовательные и социокультурные технологии в библиотечно-информационной деятельности модельной библиотеки семейного чтения / Е.А. Лекарева // Труды ГПНТБ СО РАН. - 2018. - № 13-1. - С. 181-188.

Основной функцией библиотек была и остается информационная, но это не делает ее культурно-досуговые функции побочными: они органично входят в единство библиотечной работы и обеспечивают тот естественный фон библиотечной среды, который определяет социокультурную значимость библиотек. Работа библиотек связана с образовательными процессами, поскольку образование носит непрерывный характер и все пользователи библиотек постоянно наращивают свой образовательный уровень.

Мачехина, О.Н. Реализация воспитательного потенциала семейного досугового чтения через создание медиапроектов-буктрейлеров // Преемственность в образовании. - 2016. - 12(04) - С.6-12. - URL: http://www.journal-preemstvennost.ru/2016/04/01/v012016-s1-p6/#v-01-2016-s0/V012016-s25-p1. 

Мелентьева,  Ю. П. Семейное чтение: теоретический аспект / Ю.П. Мелентьева // Библиосфера. -  2011. -  № 4.  -  С. 11-16. 

Микрюкова, Т.А.  Коммуникация в семье: традиции семейного чтения в России / Т. А. Микрюкова // Вестник Вятского государственного университета. - 2019. - № 4. - С. 85-93.

В статье рассматриваются коммуникативные аспекты традиции семейного чтения в России, изменение организации коммуникации на основе совместного чтения в семье вследствие влияния социально-исторических факторов. Использован метод эмпирического исследования семей учащихся Лингвистической гимназии города Кирова, направленного на выяснение актуальности семейного чтения в современных условиях, выявление наличия семейной коммуникации, выстраиваемой посредством чтения...

Наумова А. А. Семейное чтение и его роль в воспитании ребенка  / А.А. Наумова  //  Традиции и новации в дошкольном образовании.  - 2017.  - № 1. - С. 91-93.

Рыбина, О.Е. Диагностика организации домашнего чтения в предшкольной подготовке / О.Е. Рыбина // Предшкольная подготовка детей : содержание, формы, проблемы и пути их решения : материалы международной научно-практической конференции, г. Барнаул, 2–3 ноября 2017 г. / под общ. ред. Л. А. Никитиной. – Барнаул, 2017. – С. 262–271.

Семенова,  Е.А. Обучение чтению в семье: исторический аспект и современность / Е.А. Семенова // Научные исследования XXI века: теория и практика. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции / под общ.  ред. А.И. Вострецова. – Нефтекамск : Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич).,  2020. - С. 364-373.

Показана актуальность семейного чтения, которое готовит ребенка к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет качества личности ребёнка, формирует духовные потребности. Современное воспитание книгой в дошкольном и младшем школьном возрасте происходит через подражание, ребенок стремится к развитию и ориентируется на положительных героев. Дана подробная характеристика средств обучения чтению.

Тимофеева, М. К. Сотрудничество детей и взрослых: разнообразие традиций семейного чтения  / М.К. Тимофеева, Е.А. Ефимова, О.Н. Ягодарова  // Интерактивное образование. - 2019. - № 2. - С. 37-40.

Выясняются причины исчезновения традиции семейного чтения. Даются рекомендации для родителей, воспитателей и библиотекарей по методике проведения семейного чтения, по созданию буктрейлера. Предлагаются меры по повышению значимости книги в семье. Буктрейлер, как один из способов сотрудничество детей и взрослых. Статья подчеркивает необходимость возобновления традиций семейного чтения и нестандартный подход к сотрудничеству детей и взрослых.

Тихомирова, И. И. Детское чтение как ценность культуры нации // Чтение в системе социокультурного развития личности: сб. ст. Междунар. науч.-практ. семинара / сост. Г.В. Варганова.  - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – С. 7 – 11.

Уразова, М. Б. Семейное чтение как фактор духовно-нравственного развития личности ребенка  / М. Б. Уразова, Н. Х. Вахидова  // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. -  2018. - № 3. - С. 98-100.

В статье рассматривается роль школы в возрождении традиций семейного чтения как важнейшего компонента в духовно-нравственном развитии ребенка. Особое внимание обращается на формирование образа Родины через семейное чтение.

Черникова, Н.В. Семейное чтение как основа информационной безопасности детей / Н.В.  Черникова // Наука и Образование. - 2018. - Т. 1. № 3-4. - С. 35.

Сегодня возрождение и дальнейшее развитие традиций семейного чтения, выведение их на новый социокультурный уровень – одна из важнейших задач общества.

Читаем для жизни. Читаем, творим, общаемся! - Текст. Изображение : электронные // ВКонтакте : [сайт]. - URL: // vk.com/chitaem_dlya_zhizny (дата обращения: 20.11.2019.

Чудинова, В. П. Чтение детей как национальная ценность // Электронный источник. - URL: http://www. polemics.ru [дата обращения: 05.05.2020].

Шапошникова, Е. А. Воспитание юного читателя в условиях партнерских отношений дошкольного учреждения, семьи и детской библиотеки // Научно-методический электронный журнал "Концепт". - 2016. - Т. 10. - С. 326-330.

Шипилова, И.З. Библиотека семейного чтения как социокультурный институт / И.З. Шипилова //  Вестник МГУКИ. -  2016. - № 1 (69), январь-февраль. - С. 216-220.

Щербакова, Н. А. Мотивы чтения современной молодежи / Н.А. Щербакова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2009. - № 5 (31). - С. 190–195.