Библиоурок №3 Методические материалы к проведению родительского собрания «Семейное чтение – к мудрости движение»

 

"Семейное чтение тонкой нитью соединяет

 одну душу с другой, и тогда рождается родство души"            

 Я. Корчак

 

Потребность в книге закладывается на всю жизнь как раз в первые годы жизни ребенка. Для ребенка родители – первые и самые главные учителя. Именно они учит его делать первые шаги, говорить первые слова, читать первые книжки.  Благодаря совместному чтению, ребенок с раннего детства привыкает к тому, что книга и литература – неотъемлемые составляющие его жизни, и что читать не только нужно, но и очень интересно. Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую семейную атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка.

         Советы родителям для организации семейного чтения

— Чтение для детей делает из них читателей в будущем.

— Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.

— Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.

— Книги помогут вашим детям научиться размышлять и фантазировать.

— До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать вас волшебником, создающим магию из слов.

— Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.

— Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом общении с ребенком.

— Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.

Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя.

Несмотря на то, что традиция семейного чтения в России на сегодня практически утрачена, именно в нашей стране развитие традиций семейного чтения имеет свою историю.

На протяжении всей истории России книги непременно играли огромную роль в семейном воспитании  и это можно проследить по людям, стоявшим во главе государства. Например, ещё сочинения Владимира Мономаха являются ярким памятником древнерусской литературы и могут служить фактом становления традиции семейного чтения.

В России девятнадцатого века это было важнейшим занятием культурных людей; существовали салоны, где авторы читали свои новые произведения, образовывались литературные кружки. Чтение в кругу домочадцев являлось прерогативой исключительно взрослых людей. Детям читали сказки отдельно, зачастую не родители, а нянечки или гувернантки.

Николай II и Александра Федоровна

Александра Федоровна еще в юности изучила "Историю Гогенштауфенов" Раумера в девяти томах, "Реформацию литературы" Гизо, "Жизнь Кромвеля", кроме этого воспитание детей царской семьи включало знакомство с классическими трудами знаменитых историков. Император также предпочитал читать исторические сочинения. Это уважение к истории они смогли передать и свои детям. Великая княжна Ольга больше всего любила книги о временах правления Екатерины II, кумиром цесаревича Алексея был Петр I.

Однако, кроме «пищи для ума» литература была для всех членов царской семьи еще и отдушиной, возможностью провести время в семейном кругу. Тихие совместные вечера они предпочитали шумным приемам. Собравшись в покоях Александры Федоровны, все занимались своими делами - шитьем, рукоделием и читали вслух.

Император за чтением газеты

«Читал после чая», «Читал весь вечер», «Читал Алекс вслух», «Читал много», «Успел почитать для себя и детей» - такие записи в личном дневнике Николай II делал ежедневно. Чтение было неотъемлемой и очень важной частью жизни царской семьи. Круг их интересов охватывал наряду с серьезной литературой и развлекательные романы.

Царская семья в личных покоях

Фрейлина и подруга императрицы Анна Вырубова писала в своих мемуарах: «Иногда во время таких вечерних чтений появлялся Государь, но тогда книгу для чтения выбирал он. Его любимым  писателем был Гоголь. Иногда Государь читал нам вслух. Это всегда было интересно, читал он превосходно».

Из воспоминаний Татьяны Боткиной, дочери лейб-медика Романовых, разделившего с царской семьей все тяготы ссылки и расстрелянного большевиками вместе с ними: "Его величество приходил к дочерям, когда они уже лежали в постелях, и читал им вслух".  Великие княжны поставили посреди спальни кресло и столик с лампой, чтобы им всем было хорошо слышно. Ежедневное семейное чтение в последние два года до расстрела превратилось для венценосной семьи в величайшую радость. Читали вслух и всласть.

До последних часов семья императора не выпускала из рук книги - родители читали Библию, дабы подготовить свою душу к уходу в иной мир, дочери императора читали лёгкий романы, чтобы как-то отвлечься от происходящего, а маленький сын был увлечён разглядыванием книги о паровозах.      

20 век стал свидетелем уже закрепившейся традиции семейного чтения. Эмоциональную атмосферу таких вечеров описывает И. Бестужев-Лада: «Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах в уютном покое. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства — чаще всего, понятно, глава семьи, но это совсем не обязательно, — читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное».

В русских семьях было принято читать друг другу книги вслух - стихи, прозу, порой и нехудожественные произведения, обмениваться мнением о прочитанном. Старшие члены семьи обращали внимание младших на книги, которые запомнились и полюбились им в детские и юношеские годы, и часто эти любимые книги хранили в домашних библиотеках.

Домашние библиотеки собирали всей семьёй, обсуждая необходимость каждого нового приобретения. О семейных чтениях, о привычке собираться вместе и читать новые произведения, публикуемые в литературных журналах, пишут мемуаристы и писатели Н. С. Лесков, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн и многие другие.

Художественную литературу использовали и в тех случаях, когда деликатность мешала членам семьи открыто обсудить волнующие их проблемы.

Подобные семейные чтения проходили в семьях Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Дети рассматривали их как светлые, счастливые моменты духовного общения с родителями, как этапы своего роста.

В качестве примера можно сослаться на высказывание старшего сына Льва Толстого: «Отец читал нам путешествия Жюль Верна “80 дней вокруг света”. Книга, по которой он читал, не была иллюстрирована. И он сам чертил к ней иллюстрации, приводившие нас в восторг. Рисовал он довольно плохо, но у него бывали характерные штрихи. Мы очень любили эти рисунки отца и с нетерпением ждали следующего вечера».

А. Достоевская вспоминает о том, что их гостиная оживлялась тогда, когда в ней устраивали музыкальные вечера. Но особенно памятными были семейные чтения, проходившие при свечах за овальным столом. Читали вслух Н. Карамзина, биографию М. Ломоносова, стихи Г. Державина, В. Жуковского, романы М. Загоскина, И. Лажечникова, А. Пушкина.

Ф. М. Достоевский, вспоминая своё детство, писал: «Я вынес из этих чтений столько прекрасного и возвышенного!»

Материальным достатком семья Достоевских не отличалась, но в ней был культ книги, на нее часто тратились последние деньги. И ещё интересный факт: ко дню рождения в семье в качестве подарка читали наизусть любимые стихи, отрывки из произведений. Например, Фёдор прочитал в день рождения мамы «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина.

Семейное чтение - традиция прекрасная. В среде просвещённого сословия семейные чтения не имели специальной целевой установки, а были естественным атрибутом духовного общения взрослых и детей, выражением нравственных исканий, столь характерных для сознания и души русской интеллигенции 19 века.

Яркое запоминающееся воспоминание о роли и значении семейного чтения в детские годы даёт отечественная писательница И. Грекова. Она пишет, что детство было всякое: и горе, и бедность, и голод и «праздничное, насквозь пронизанное литературой, искусством слова, духом слова». Семейные вечера были ежедневными: «Каждый вечер мы трое, накормленные, умытые, приготовленные к предстоящему торжеству, лежали в своих кроватях, мама пристраивалась рядом со своим рукоделием, а папа брал книгу  и начинал читать».

Это было систематическое чтение — «чтение-ритуал, который нельзя было нарушить, несмотря ни на какие бытовые трудности, а они сопровождали нас постоянно… Даже в тяжёлые времена гражданской войны, голодного и холодного «военного коммунизма» вечернее чтение не отменялось… Эти, год за годом, чтения вслух были, как я теперь понимаю, настоящим подвигом».

Можно предположить, что чем-то такие чтения были сродни сегодняшнему «смотрению» телевизора по вечерам. Длинные романы с продолжением заменяли сериалы, вечерняя газета — выпуск новостей, фельетон из еженедельника — выступление юмористов. Неудивительно, что с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие ещё в 1950-х во многих семьях, почти окончательно исчезли.

Именно дом является наиболее важным образовательным учреждением в стране, и самые важные наставники — родители. В семье закладываются духовные и нравственные ценности, основы мировоззрения.