Чернобыль нарушил наши права

Комогорцева Л. Чернобыль нарушил наши права // Брянское время.- 2005.- 7 дек. (№36)..- С. 14
Анализ ситуации с выполнением российского законодательства в части прав жителей, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы.
-- Работа государственных органов по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС

Экологические и социальные права жителей оказались под ударом после чернобыльской катастрофы.

В преддверии печально знаменитой даты - двадцатилетия аварии на Чернобыльской АЭС есть необходимость проанализировать ситуацию с выполнением российского законодательства в части прав жителей, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы.

Радиационное загрязнение среды является одним из самых масштабных нарушений права граждан на благоприятную окружающую срежу. Не имея ни цвета, ни вкуса, ни запаха, радиация приводит к генетическим поражениям, увеличению перинатальной, младенческой и детской смертности, выкидышам, врожденным порокам развития, замедлению умственного развития детей, раку, другим многочисленным заболеваниям взрослых. В каждом конкретном случае это трудно связать с влиянием радиации. Даже если бы оно было прекращено немедленно, последствия уже полученного облучения будут сказываться у будущих поколений для миллионов граждан.

Наша Брянская область наиболее сильно пострадала от чернобыльской катастрофы. Это общеизвестно. Площадь загрязнения радионуклидами составила почти треть от площади Брянского региона (11,7 тыс. км2) с населением 476,5 тыс. чел.

Несмотря на наличие конституционного права на своевременную достоверную информацию о состоянии окружающей среды, на практике это право часто нарушается. Настоящим преступлением стало засекречивание информации о радиоактивном загрязнении в результате этой катастрофы. Последствия еще не раз скажутся на здоровье многих поколений россиян. Сегодня уже официально подтверждена связь возникновения рака щитовидной железы, в том числе у детей с облучением радиоактивным йодом. Брянская область занимает одно из первых мест в мире по раку щитовидной железы у детей.

После чернобыльской катастрофы в России произошли некоторые положительные сдвиги в доступности экологической информации. Право на получение бесплатной достоверной информации о радиационном загрязнении окружающей среды, продуктов питания было прописано и в так называемом Чернобыльском законе (ст. 46 закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (1991). Однако в последние годы вновь проявляется тревожная тенденция: граждане и общественные организации встречают все большие затруднения в получении доступа к экологической информации. Эта информация, как правило, публикуется небольшими тиражами или в малораспространенных специальных изданиях. В органах местного самоуправления повсеместно отсутствуют данные по заболеваемости эколого-зависимыми болезнями, смертности, загрязнению среды, могущему представлять угрозу для здоровья и благополучия граждан, в том числе - по радиоактивному загрязнению. Доступ к информации может быть затруднен и ведомственными правилами.

По данным брянской ветслужбы, более половины проб молока в юго-западных районах Брянской области в несколько раз превышают допустимые уровни содержания радионуклидов. Периодически такое молоко выявляют на детских молочных кухнях, в частности, в городе Клинцы. Населению же эту информацию сообщают не всегда.

К нарушению права на своевременную достоверную информацию можно отнести и сокрытие от 3,5 тысячи человек, пострадавших от чернобыльской катастрофы и переселенных из юго-западных районов области "под забор" почепского арсенала, где ждут уничтожения 7,5 тысячи тонн химического оружия.

К сожалению, нет случаев, когда по фактам сокрытия важной экологической информации, приведшим к опасным последствиям, были бы возбуждены уголовные дела в соответствии со статьями УК РФ.

Особенно много проблем у ликвидаторов. На 1 января 1996. года в Брянской области проживало 2154 ликвидатора аварии на ЧАЭС, 95 % из них состояли на диспансерном учете, 225 из них уже на тот период имели инвалидность. За прошедшие 19 лет многие из них умерли всего - 1200 человек Научно доказано, что среди ликвидаторов риск возникновения рака щитовидной железы больше в четыре раза, лейкозов - в два раза, чем в среднем по стране. По данным Союза "Чернобыль", почти 70 процентов из 250 тысяч россиян-ликвидаторов больны (нарушения эндокринной системы в 10 раз, психические расстройства в пять раз, болезни системы кровообращения и пищеварения в четыре раза чаще, чем в среднем по России). У детей ликвидаторов также выявлены тяжелые патологии.

Несмотря на наличие закона, где прописаны социальные гарантии и экологическое право на возмещение ущерба за потерю здоровья в результате техногенной экологической катастрофы, мы вынуждены отметить многочисле6нные нарушения этих прав в отношении даже такой пострадавшей категории граждан, как ликвидаторы чернобыльской катастрофы.

Некоторые семьи умерших ликвидаторов так и не получили положенное по закону жилье. Сохраняется длинная "льготная" очередь граждан, имеющих удостоверения с правом на отселение из зоны загрязнения. Свежа в памяти прошлогодняя голодовка 200 инвалидов-ликвидаторов, которые даже в судебном порядке не могли получить определенную законом доплату к пенсиям по инвалидности! Для инвалидов второй группы месячная прибавка к пенсии, учитывая инфляцию, должна составить 700 рублей, почти столько же уходит ежемесячно на лечение. Кроме того, закон не предусматривает возмещение вреда здоровью гражданам, подвергшимся воздействию радиации в полном объеме. Выплата предусмотренных в законе льгот и компенсации постоянно уменьшается, особенно после введения 122-го Закона. Чернобыльский закон предусматривает льготы и компенсации по возмещению вреда здоровью только определенным категориям населения и не учитывает риск влияния радиации на последующие поколения. Практически свернуты такие федеральные программы, как "Жилье - ликвидаторам", "Дети Чернобыля", "Обеспечение чистыми продуктами населения на загрязненных территориях". Наше и будущие поколения в долгу перед ликвидаторами аварии на Чернобыльской АЭС. Ни у кого не вызывает сомнения их право на компенсацию вреда, полученного от радиационного и другого загрязнения при работе с последствиями аварии. Не вызывает сомнения и источник компенсации - государство (ст. 71 Конституции). Есть специальный закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" СКОЙ (1992). Однако изменения и дополнения этого закона сделали его сложным для применения. В одной части он является законом о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, в другой - особым случаем возмещения вреда. Неудачное объединение этих взаимоисключающих концепций и вызывает споры, часто завершающиеся только в судах. Основная претензия - недостаточное финансирование и нерегулярная выплата сумм возмещения вреда. Только за счет областных программ проводится специализированная диспансеризация населения юго-западных районов Брянской области. Весьма узок перечень заболеваний, которые непосредственно связаны с радиоактивным облучением, не учитывается большой спектр болезней, которые возникли или обострились в результате ослабления под действием радиации иммунитета. Много жалоб граждан на чиновников от здравоохранения всех уровней власти в установлении такой причинной связи, а экспертиза достаточно дорога. Необходимо упрощение доказательства наличия связи между причиненным вредом и экологическим правонарушением. Необходим закон о возмещении ущерба здоровью, причиненного экологическими правонарушениями, который предусмотрел бы механизм возмещения такого ущерба для многих пострадавших, годами добивающихся защиты своих нарушенных прав.

Несмотря на то, что участие общественности в принятии экологически значимых решений является частью экологического права, практически это право не реализуется. Никто ведь не советовался с гражданами, запуская программу переселения из мест загрязнения, никто не сообщил о месте хранения химического оружия вблизи будущего поселка переселенцев-чернобыльцев в Почепском районе.

Общей юридической основой действий граждан по экологическому контролю является, с одной стороны, их обязанность охранять природу (ст. Конституции), а с другой - право обращения в государственные и муниципальные органы за защитой своих прав (ст. ст. 33, 4б Конституции РФ). Тем не менее, я затрудняюсь привести хотя бы один пример реализации этого права среди жителей Брянской области, пострадавших в результате катастрофы, за последние 20 лет так и не сумевших в полном объеме реализовать свои конституционные права. Прежде всего право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ней и возмещение ущерба здоровью в полном объеме. Поэтому неслучайно за последнее время участились случаи обращения наших граждан в Европейский суд за защитой своих экологических и социальных прав.

Людмила Комогорцева,
кандидат химических наук,
председатель постоянного комитета
по экологии и природопользованию
Брянской областной Думы