Дружбой нужно дорожить

Марченкова, И. Дружбой нужно дорожить / И. Марченкова // Брянская учительская газета.- 2023.- 24 марта (№ 11).- С. 15

Брянский областной театр юного зрителя не устаёт удивлять и восхищать. Только-только отгремела премьера «Муму», а в середине марта ТЮЗ представил на суд публики сразу два новых спектакля. Взрослых порадовал комедией по пьесе Эдуардо де Филиппо «Человек и джентльмен», а буквально на днях сдан музыкальный спектакль для детей «А с кем дружить будем?». Букет премьер - отличный подарок любителям драматического искусства в преддверии Международного дня театра. Радует то, что спектакль для детей — проект международный.

Сказку поставила известный белорусский режиссёр Светлана Науменко. Художник-постановщик Юрий Соломонов из Минска превратил сцену в настоящую лесную поляну. Здесь под тенистой сенью деревьев встречаются главные герои — Зайчонок, Бельчонок и Волчонок, которые, чтобы не было страшно поодиночке, решают дружить. Здесь же обитает их антагонист — Крот. Хореографические номера поставил ещё один представитель Беларуси — балетмейстер Кирилл Балтруков, запомнившийся брянским зрителям по спектаклю «Муму».

Накануне премьеры мне удалось побывать на прогоне спектакля и одной из первых увидеть результаты творческих усилий российско-белорусской команды, а также побеседовать с режиссёром-постановщиком Светланой Викторовной Науменко.

 — Светлана Викторовна, ведь это не первая ваша встреча с брянским ТЮЗом?

— Да, считаю, мне творчески повезло встретить ваш коллектив в начале своей карьеры. Кажется, я восьмой год профессионально занималась режиссурой после того, как закончила курс у народного артиста РФ Алексея Владимировича Бородина. И в 2009-м поставила в Брянском ТЮЗе «Золотое сердечко» — тематический перепев сказки Владимира Орлова «Золотой цыплёнок». Это добрая история о силе родительской любви, семейных ценностях. Главный её лейтмотив: «Важно, если ты кому-то нужен, если нужен хоть кому-то». Мне уже тогда пришлась по душе атмосфера Брянского ТЮЗа. Здесь есть такая редкая по нынешним временам особенность, как театральная традиция, живая связь поколений, причём очень сильная. Старшее поколение — костяк коллектива — передаёт молодым не только свой опыт, но и отношение к профессии, к сцене. Преемственность — очень важна. Начинающим актёрам есть от кого зажечься. Вернувшись в Брянск через 14 лет, я вижу, что уровень молодых актёров, их желание работать по-прежнему высоки. К сожалению, во многих театрах постсоветского пространства это альтруистическое отношение к делу, воодушевление и творческое горение пропали в силу разных причин: бытовой не дружбой нужно дорожить устроенности, низкой зарплаты... А у вас артисты заряжены на творчество.

 — Ваше  сотрудничество с ТЮЗом не ограничивалось только «Золотым сердечком». Были и другие постановки.

 — Вы правы. Я поставила в Брянске сказку «Золушка» и военную драму «А зори здесь тихие».

 — И они по-прежнему есть в репертуаре нашего театра…

 — Я рада, что мои спектакли полюбились зрителям, стали «долгожителями». Причём находятся, так сказать, в хорошей форме. Мне особенно дорого, что сохранился тот эмоциональный заряд, который в них был изначально заложен. Ведь за эти годы произошла замена актёрского состава. В драме «А зори здесь тихие.» играют новые девочки. Так вот первый состав настолько точно, грамотно и душевно передал им спектакль, что он трогает до сих пор. Это не просто «калька» с того, что было — сохранены внутренний нерв, настрой. Постановка по повести Бориса Васильева посвящена самой важной теме — подвигу на войне, противостоянию силам зла. По-прежнему актуальны размышления старшины Федота Васькова о человеческой сущности: «Человека ведь одно от животных отделяет: понимание, что человек он. А коли нет понимания этого — зверь. О двух ногах, о двух руках, и — зверь. Лютый зверь, страшнее страшного. И тогда ничего по отношению к нему не существует: ни человечности, ни жалости, ни пощады. Бить надо. Бить, пока в логово не уползет».

 — Светлана Викторовна, как вам работалось над новым спектаклем?

 — В основе сценического материала — сказка двух Сергеев — Белова и Куваева «Против кого дружим?», немного дополненная и адаптированная под зрительскую аудиторию. Дело в том, что изначально планировалось ставить другой спектакль — «Пират-сладкоежка» — для дошкольников. А потом решили расширить возрастные границы, выбрав постановку для младших школьников — от шести до десяти лет. Из «Пирата» я взяла только несколько монологов, а также дописала сцену на болоте. Добавили мы интерактив, чтобы включить детей в игру. В репетиционном процессе были заняты молодые актёры — Линда Выдрякова, Алексей Кочетов, Евгений Кадыков, Артур Леонтьев. Несмотря на это, уровень их профессиональной подготовки очень высок. В спектакле много музыки, в том числе семь вокальных номеров. Я, конечно, что-то из текстов привезла, но часть своих партий ребята дорабатывали сами. Писали стихи, подгоняли под себя музыку, проявив при этом невероятный энтузиазм. Для меня очень важен творческий процесс. Я из тех режиссёров, которые считают: репетиции, как атомный реактор, вырабатывают тот заряд энергии, который спектакль будет нести. Если был какой-то негатив, он может потом «выплеснуться». Нашей постановочной группе в Брянске было комфортно. Я благодарна директору Надежде Даниловской и художественному руководителю театра Юрию Пахомову за то, что отвели столько времени, сколько необходимо для выпуска этой музыкальной работы.

 — Фактически вы поставили небольшой мюзикл, где артисты не просто поют/, они читают рэп, танцуют хипхоп, ходят по сцене колесом, словно актобаты, и даже делают гимнастический мостик. А чего было больше – репетиций или тренировок?

 — Да, в спектакле много музыки, динамики, движения, ребятам приходится сочетать актёрское и акробатическое мастерство, но они со всем справляются — и это главное.

 — Дети — самые требовательные зрители. За их внимание нужно бороться, думаете у вас получится?

 — Надеюсь. И я, и актёры понимаем специфику нашего зрителя. Да и история, которую мы рассказываем, интересная, можно сказать, приключенческая. Она о том, как обретают настоящих друзей. Из-за коварного дяди Крота, ненавидящего всех, героев ждут смертельно опасные испытания. Пройдя через ссоры, непонимания, обиды и даже травлю, они понимают: дружить непросто. А ещё, что коллектив — мощная сила. Может помочь больному и слабому, а может и убить. Я уважаю своих зрителей. Маленький человек имеет право на серьёзный разговор. Конечно, дети зачастую не запоминают имена актёров, занятых в спектакле, но эмоциональный удар в сердце от происходящего на сцене запоминают на всю жизнь. Наши ребята очень отзывчивые и восприимчивые. Меня поразил мальчик из воскресной школы в Мурманске. У воспитанников поинтересовались: с какой просьбой они обратились бы к Богу. И Ваня из 1-го класса написал: «Господи, не бойся, я с тобой». А помните восьмилетнюю девочку, которая во время трагедии в «Трансвааль-парке» в 2002 году несколько часов на руках держала чужого ребёнка? Сцена, где Зайчонок тянет из болота Волчонка, ухватившегося за его длинные уши, как раз об этом — о самоотверженности. Для меня, как для режиссёра, главное не самовыражение, а гуманистический посыл, который несёт постановка.

 — Вы начинали как актриса, даже снимались в нескольких российских и беларусских сериалах, но главным для вас остается по-прежнему театр?

 — Да, я окончила актёрское отделение Белорусского государственного театрал ьно-художественного института. Но кинематограф не был для меня главным. 20 лет я проработала актрисой Республиканского театра юного зрителя. Актёр ТЮЗа — сложная, порой неблагодарная профессия, но это особая каста людей. И ещё один нюанс. Сделать хороший спектакль можно, а вот продать его, заинтересовать публику, воспитанную на клипах, убедить, что необходимо прийти в театр, сложно. Хочется, чтобы школьники и их родители посмотрели наш мюзикл, который учит сопереживать.

 — Сейчас у брянского ТЮЗа непростой период. В ожидании реконструкции труппа скиталась по чужим площадкам.

— Все друзья ТЮЗа, в том числе и я, желаем, чтобы скорее началась реконструкция, и коллектив вернулся в своё здание. Надеюсь, меня позовут ещё. Здесь отличная труппа, с которой можно сделать всё.

 — Светлана Викторовна, поздравляю вас с премьерой, надеюсь, у вашего спектакля будет долгая сценическая судьба.