с. Рябчи. Из прошлого

Из поколения в поколение передается легенда о том, почему село называется Рябчи. В древности эти места были покрыты непроходимыми дебрями, богатыми зверями и птицами, особенно рябчиками. Со временем леса отступали, на их месте возникло большое село, которое прочно закрепило за собой название рябчика. Видимо, село получило название Рябчичи. По данным историка В. Крашенинникова, село Рябчи датируется концом XVII века. Совершенно очевидно, что основное население всегда составляли русские. Многие села назывались по именам их основателей. Можно предположить, что Рябчичи основали потомки человека по имени Ряб или Рябко (сравнить современное слово «рябой»). Формант - ичи – это древняя форма, называющая какой-либо род (сравни названия древних славянских имен: радимичи, вятичи).

Более 300 лет назад село представляло собой небольшую деревеньку, расположенную на берегу небольшой речушки, впадающей в Десну. Жили в ней подневольные крестьяне помещиков Демидовых.

«Приход этого села занимал низменное пространство со многими лощинами и болотами, расположен на реке Белизна, протекающей через село.

Приход отстоит от города Орла в 225 верстах и от уездного города Брянска в 85 верстах. Почва повсюду глинистая, неплодородная. Приход состоит из самого села Рябчи и пяти деревень: Буды, Пеклино, Тютчевой Слободы, д. Новоселья и Сетинки. Население прихода – крестьяне. Они занимаются земледелием, но скудная почва плохо вознаграждает за труд, что заставляет их в свободное от земледелия время заниматься другими работами. Всех прихожан – 2005 душ мужского и 2347 женского пола.

Село Рябчи до 1822 года принадлежало к приходу села Голубея, от которого отстояло в 12 верстах. Дальность расстояния между церковью и прихожанами служило большим затруднением для правильного сообщения между пастырем и пасовыми. Это обстоятельство возбудило в помещике Евграфе Алексеевиче Демидове желание построить церковь в селе Рябчи и тем организовать отдельный приход в этом селе. Демидов заявил об этом епархиальному начальству в 1819 году, и просьба его была удовлетворена, через три года постройка храма была завершена. 19 ноября 1822 года храм был освящен Авросием, архимандритом Брянского Свенского монастыря, по благословению епископа Гавриила. Храм был построен в память Введения Пресвятой Девы Марии в храм.

В 1827 г. супруга Демидова – Анна Алексеевна из своих средств выделила деньги на постройку теплого предела к Введенской церкви. Придел во имя св. Сергия Радонежского построен из камня и освящён в 1829 г., 2 сентября – епископом Никодимом. Колокольня храма тоже построена из камня.

Из истории села Рябчей особенным событием для села и храма нужно считать пребывание Александра I в Рябчах в 1823 г. 7 и 8 июля, когда он прослушал литургию во Введенской церкви.

В приходе две школы: земская и церковно-приходская. Церковной земли 138 десятин. Притч состоит из священника, дьякона и псаломщика».[1]

Сельская церковь. Из воспоминаний жительницы села Рябчи Трошиной Марии Ефимовны.

Церковно-приходская школа существовала в с. Рябчичи с 1885 года. Земля и здание были церковные. В 1909 году школой заведовал священник Иоанн Буданов, он же преподавал Закон божий. Учительницей в 1907 году была Зинаида Федоровна Будникова, окончила гимназию, получала жалованья в год от казны 120 руб. и от местных средств 120 руб., а в 1908 году пению в школе учил псаломщик Михаил Маркианов.

Во II половине XIX века село Рябчичи перешло к другой ветви Демидовых – Владимиру Ростиславовичу Демидову. Владелицей села Рябчичи была записана его жена – Аграфена Васильевна Демидова. В Рябчичах, где у Демидовых было более 650 крестьян и около 40 дворовых, разместился и главный господский дом.

Отмена крепостного права в 1861 году мало чем изменила положение крестьян. Теперь их хозяином стал помещик Дунаев Иван Иванович, из духовенства, почетный гражданин, приписанный к купечеству и купивший у Демидова имение и плодородные земли. Принадлежало ему около 4455 десятин. Крестьяне получили небольшие менее плодородные земли – наделы. Земля размером до 4,5 десятин давалась на ревизскую душу. Ревизской душой считался в семье мужчина. Следовательно, женщина лишалась права владеть землей. К концу XIX – началу ХХ века таких ревизских душ в селе насчитывалось 350.

Конечно, было немало семей, которые, не имея земли или владея небольшим участком, брали для обработки землю помещика в аренду (испола), а некоторые просто нанимались в батраки. Барщина доходила до 4-5 дней.

Какой была помещичья усадьба. Из воспоминаний жителя с. Рябчи Сергеева Алексея Иосифовича.

Шли годы, росла численность населения, теснились и отступали леса и рощи. Вдоль берега реки Хаперинка, на месте густого сосняка в верховье Хаперинки, разместился посёлок Сусняг – ныне деревня Сусняг. За садом помещика и прилегающей к нему рощей по левую сторону устья речки Хаперинка селились жители. Это селение называли Зарощей. Немногочисленные поселенцы, жившие до середины ХIХ века на правобережье реки Хаперинка, новым помещиком Дунаевым были переселены за озеро (пруд). Деревня, возникшая на этом месте, получила название Заозеро. С правого берега Хаперинки крестьяне переселились за озеро, чтобы освободить место для строительства нового дома и хозяйственных построек для нового помещика Дунаева Ивана Ивановича. А имение прежних владельцев Демидовых находилось на левом берегу Хаперинки.

Впоследствии, незадолго до революции, крестьяне семей Коноховых, Любимовых, Соболевых, Сергеевых, Гайдуковых, Киселёвых купили часть земли у помещика и поселились вновь на правом берегу речки Хаперинка, основав посёлок Гора.


[1]Из исторического описания церквей и монастырей Орловской епархии: Т.1.- Орел, 1905