Э.А.Алиев (1955 г.)

Эльдар Аскерович Алиев после окончания в 1977 г. Азербайджанского политехнического института по направлению приезжает в Брянск, в проектный институт «Брянскгражданпроект».

С первых же лет работы Алиев проявил себя активным, творческим архитектором. Один из первых его удачных проектов – многоквартирный жилой дом с банком на проспекте Ленина напротив Спасо-Гробовской церкви (арх. Н.А. Лебедев).В эти же годы по проектам Э.А. Алиева строятся здание профилактория «Главбрянскстроя» и пристройка к школе № 11 в Бежицком районе г. Брянска.

Своим творческим наставником, учителем Эльдар Аскерович считает Рафаила Вениаминовича Рейшера, старейшего архитектора «Брянскгражданпроекта». В соавторстве с Р.В. Рейшером Алиев разрабатывает в начале 1980-х проект уникального для Брянска киноконцертного зала «Дружба» и ряд других интересных проектов, в том числе неосуществленный проект комплекса больницы скорой медицинской помощи на 560 мест в Брянске.

В конце 1970-х – начале 1980-х годов в селе Овстуг Жуковского района Брянской области ведется огромная работа по воссозданию усадьбы великого русского поэта Ф.И. Тютчева по проекту архитектора В.Н. Городкова.

Принято решение и о перестройке центральной части села. Построен квартал коттеджных домов для жителей, обустраивается центральная площадь. По проекту молодого архитектора Э.А.Алиева строится сельская школа на 320 мест. Двухэтажное здание школы из красного кирпича с элементами новорусской архитектуры удачно вписалось в архитектурный ансамбль центральной площади Овстуга. Автор проекта в 1986 году был удостоен Серебряной медали ВДНХ СССР.

В ходе подготовки к празднованию 1000-летия Брянска в городе развернулось строительство крупных зданий и сооружений. По  проекту  института «Брянскгражданпроект», на месте снесённого летнего театра (арх. А.А. Саломахин) было возведено деревянное одноэтажное здание музея «Брянский лес».

Автор эскизного проекта архитектурно-художественного  решения - архитектор  В. Д. Ющук,  объемно-планировочные решения разрабатывал архитектор Э. А.  Алиев. Музей «Брянский лес», открытый в январе 1989 г.,  - первый в России профессиональный музей  леса. К сожалению, в результате пожара, произошедшего 7 марта 2009 г., здание музея было полностью разрушено.

Об облике великолепного здания можно теперь судить только по сохранившимся фотографиям и рецензии  председателя  правления  областной  организации  Союза  архитекторов  РСФСР архитектора Г.Б. Павленко («Брянский рабочий»,  5 ноября  1989 г.,  статья «Терем в парке» ). «…Авторам  проекта  «Брянского  леса»  удалось  «вжить»  здание  музея  в  сложившуюся  планировочную  структуру  парка,  его  благоустройство,  общий  стилистический  характер  резного  деревянного  декора… Авторы  проекта  не  ставили  задачу  соблюдения  канонов  русского  деревянного  зодчества.  Здесь  имеет  место  откровенная  стилизация.  Скатная  кровля,  применение  слуховых  окон,  рубка  и  сборка  брусьев  наружных  стен  «на лапу»,  усиленные  коньки  скатной  кровли,  ограниченное  применение  деревянной  резьбы  и  глухие  плоскости  сруба  главного  фасада  в  контрасте  с  активным  декором  главного  входа  и  торцов  здания  позволили  добиться  достаточной  выразительности  и  своеобразия  архитектурного  образа  здания. Вход  в музей  украшают  вырубленные  из  дуба  скульптуры  медведей  (автор — В.  Херувимов). 

Выступающая  вперед  часть  крыши над  средней  частью  сруба  образует  просторный  объём  навеса  над  террасой.  В  верхней  её  части  размещена  резная  деревянная  эмблема  с  названием  музея  (автор –  резчик  по дереву  А.  Бодяков).  Главный фасад  украшают  резные  деревянные  барельефы,  изображающие  зверей  и  птиц  (автор  А.  Бодяков). Обшитый  деревом  интерьер  навеса  как  бы  перетекает  через  резные  остеклённые  двери  в  интерьер  вводного  зала  —  вестибюль…»

В 1987 г. авторский коллектив проекта здания музея, его строители, организаторы экспозиции были выдвинуты кандидатами на соискание Государственной премии РСФСР в области архитектуры. Утрата  интересного  своей  индивидуальностью  и  нетрадиционностью  выбора  образа  и  материала  сооружения,  построенного  в  годы  «затипизованности»  архитектуры  « без излишеств» —  существенная  потеря  для  архитектурной  среды  города.

В 1992 году Э.А. Алиев переходит на преподавательскую работу в Брянский строительный колледж. Здесь проявился его педагогический талант. Выпускники Эльдара Аскеровича сегодня преподают в БСК и поддерживают со своим учителем постоянную связь. За годы работы в колледже Алиев завоевал немалый авторитет и уважение как среди студентов, так и в преподавательском коллективе. Работу в колледже Э.А.Алиев успешно совмещал с большой общественной и творческой деятельностью. Возглавлял правление Брянской организации Союза архитекторов РФ, занимался реальным проектированием.

В конце 1990-х он разрабатывает проект восстановления храма во Имя Святой Троицы в Новозыбкове, а в начале 2000-х для Троицкого прихода проектирует хозяйственно-административный корпус. История Троицкого храма очень интересна. В апреле 1904 г. проектирование Троицкого храма было поручено известному гомельскому архитектору Станиславу Даниловичу Шабулевскому, автору многих зданий в центральной части Гомеля. Двухэтажное здание было запроектировано в новорусском стиле, в виде ковчега. Здание храма строилось 10 лет и было освящено в 1914 г.

В 1930-е годы архитектор был репрессирован. Чертежи храма не сохранились. Храм постигла участь большинства церковных сооружений в СССР. Он использовался под склад, различные мастерские. Многие годы простоял в полуразрушенном состоянии. И только благодаря настоятелю храма и архитектору Э.А.Алиеву, он получил свою вторую жизнь.

В начале 2000-х Э.А. Алиев снова круто меняет свою жизнь – уезжает с семьей на работу в г. Когалым. Здесь в Ханты-Мансийском автономном округе уже несколько лет работает главным архитектором Когалыма его друг, тоже гражданпроектовец, Александр Иванович Чурбанов. В содружестве с талантливым архитектором Чурбановым Алиев обустраивает молодой город, проектирует жилые и общественные здания.

После нескольких лет работы на севере Э.А. Алиев возвращается в центральную Россию, в Подмосковье. Вместе с сыном, тоже архитектором, он организовал московское проектное бюро «ГолдАрх». На счету бюро проекты офисных, торговых и жилых зданий, интерьеры помещений различного назначения, коттеджные поселки в Москве, Подмосковье, Волгограде, Омске и других регионах России. Проекты «ГолдАрха» отличают неординарные архитектурные решения и хорошее качество проектной документации. Чувствуется рука мастера!

В градостроительной летописи Брянска архитектор Э.А.Алиев оставил заметный след, обогатив архитектурную среду города и области интересными постройками.