Расчетная авария

Бабичева З. Расчетная авария // Брянский рабочий.- 2006.- 8 авг
Экологические последствия авария на ветке Унеча - Полоцк-1 магистрального нефтепровода "Дружба" в результате которой загрязнена значительная часть государственного лесного фонда и земли Суражского района
-- Промышленные и транспортные аварии и катастрофы
 

Большой резонанс получила авария на ветке Унеча - Полоцк-1 магистрального нефтепровода "Дружба". Прорыв был обнаружен не сразу. В результате (по предварительным оценкам) вылилось от 40 до 100 тонн нефти, загрязнена значительная часть государственного лесного фонда и земли Суражского района, выведенные ранее из сельхозоборота. На пресс-конференции в обладминистрации в связи с этим присутствовал зам. руководителя Росприроднадзора РФ Олег Митволь.

"Государственные органы, ответственные за последствия этой аварии, - отметил он, - обеспокоены состоянием участков трубопровода, что проложены на переходах через водоемы. Случись авария там - последствия были бы серьезнее, с учетом того, что практически все водные объекты этого направления обеспечивают водосбор Днепра..." Итак, в нашем случае ближайшая река находилась в десяти километрах от места ЧП, и одно это спасло магистральных трубопроводчиков от гораздо больших неприятностей, в том числе на ниве международного права. Кроме того, в ходе проверки причин аварии у комиссии возникли серьезные претензии к техническому состоянию не только ветки Унеча - Полоцк-1, но и Унеча - Полоцк-2, проложенных в 1964 и 1974 годах соответственно. Усложняет обстановку еще и то, что в поселке Унеча не так давно возведена современная насосная станция с довольно мощным оборудованием. Оно обеспечивает давление в трубах до 47 килограммов на квадратный сантиметр и дает возможность прокачивать нефть быстрее и на большие расстояния. Однако вот беда: под большим давлением старые трубы расслаиваются. "Это значит, - продолжил Олег Митволь, - что при таком состоянии дел службы ОАО "Магистральные трубопроводы" не смогут обеспечить нормальную работу участков даже после ликвидации прорыва".

Как оказалось, в прошлом веке нефть стала менее качественной из-за большого содержания в ней углерода и серы. Так несоответствие современной насосной системы возможностям довольно изношенных трубопроводов только за последние четыре месяца на первой и второй ветках выявило около пятисот опасных дефектов, которые были допущены при производстве труб и их монтаже. Имеются в виду дефекты швов, вмятины и не только. Девятнадцать дефектов признаны критическим.

"...Чтобы обеспечить безопасность объектов в местах прохождения трубопровода, - подытожил О.Митволь нужна его замена на семидесятиколомитровом участке от Унечи до российской государственной границы. Это значит, что с начала ремонтных работ участки будут эксплуатироваться в режиме пониженного давления". - Учитывая множественные дефекты, что мешало ранее заменить трубы, ведь авария была предсказуемой? - вопрос корреспондента "БР".

Михаил Саяпин, генеральный директор ОАО "Магистральные нефтепровода "Дружба": - Вопрос замены труб расчетным путем, после чего принимается решения...

- Стало быть, вас подвели расчеты?

- Я не могу этого сказать.

- Но если рвануло, значит, плохо рассчитывали?

- Знаете ли, невозможно...

Тут в разговор решительно вмешивается Олег Митволь:

- Согласитесь, ваш вопрос из области тории вероятности. Представьте, сейчас вы выйдете из администрации, и на вас упадут строительные леса. Опять скажете, что кто-то чего-то не рассчитал... (?!) (В зале оживление и смех). Уникальность ситуации, которая увеличила возможности риска, в том, что старые трубы сочетались с новой насосной станцией...

- Но и в этом случае, сочетая старое с новым, проектировщики обязаны были риски просчитать?

М.Саяпин: - Давайте не будем никого вводить в заблуждение. Не имеет значения, какую станцию мы эксплуатируем: новую или старую. Есть проектное давление до 47 килограммов, которое следовало давать. Мы их и давали согласно проекту, хотя в месте прорыва давление не превышало порядка восемнадцати. - Если бы оно было максимальным, - уточнил Митволь, - выход нефти был бы куда больше, а ликвидировать последствия пришлось бы с участием гораздо большего числа людей и техники.

Естественно, а как иначе? Однако прямого ответа на прямой вопрос, как мне кажется, газета так и не получила Ответ просто заговорили. Но не ради красного словца привела я прямой диалог с собеседниками. Олег Митволь полагает, что благодаря оперативности, с какой Транснефть" мобилизовала людей и технику на ликвидацию последствий ЧП (более пятисот человек), усердию, с каким его специалисты устанавливали муфты на "сопливые", по сути, ветки, организация эта вряд ли заслуживает статьи Уголовного кодекса, хотя гражданские иски ей будут предъявлены наверняка. Тем не менее обыватель вправе задать вопрос: на чем экономите, ребята, на "трубе", что вас так сытно кормит и поит? Что же все-таки мешало вовремя подновить трубу-кормилицу? Разве что бедность?..

Впрочем, логика подсказывает: те из проектировщиков, кто приделал "старые ноги" сильной и молодой "насоске", тоже много чего сделали на благо отечественной экономики. В итоге имеем аварию "средней сложности", каковой ее расценила комиссия, а еще Стабилизационный фонд, невесть на что сориентированный. В итоге службы нефтепровода одновременно будут теперь выплачивать штрафы и менять трубы, вместо того чтобы ограничиться одной заменой. Впрочем, убытки от суражского разлива, его объемы, площади загрязнения будут уточняться, в то время как новые вопросы не перестают будоражить: где снова рванет и станет ли это когда-нибудь предметом судебного разбирательства? Тем более что, по данным прокуратуры, в стране не было за последнее десятилетие возбуждено ни одного громкого дела, связанного с авариями подобного рода, в основе которых заложен человеческий фактор.

 

Зоя БАБИЧЕВА.