Экскурс в «Эпоху Вдохновения»

Кто были мы, шестидесятники?
На гребне вала пенного в двадцатом веке,
как десантники из двадцать первого.
И мы без лестниц и без робости
на штурм отчаянно полезли, вернув
отобранный при обыске  хрустальный башмачок поэзии...

Е. Евтушенко

Шестидесятые годы ХХ века – не только хронологическое понятие, но и историческое. Разные исследователи определяют его рамки по-разному, ориентируясь на определенные события, которыми так богато было то время. Эта эпоха началась в 1956 году, в год ХХ съезда КПСС, а закончилась 1964 годом, пленумом ЦК КПСС, освободившим Н. С. Хрущева от всех его постов. Таким образом, эпоха связана со временем правления Хрущева, иногда ее так и называют – «хрущевская оттепель».  Термин «шестидесятники» прижился после того, как в журнале «Юность» в 1960 год была напечатана одноимённая статья критика Станислава Рассадина.  

Историческим контекстом, сформировавшим взгляды «шестидесятников», были годы сталинизма, Великая Отечественная война и эпоха «оттепели».

Большинство «шестидесятников» - выходцы из интеллигентской или партийной среды, сформировавшейся в 1920-е годы. Их родители, как правило, были убежденными большевиками, часто участниками Гражданской войны. Вера в коммунистические идеалы была для большинства «шестидесятников» самоочевидной, борьбе за эти идеалы их родители посвятили жизнь. Однако ещё в детстве им пришлось пережить мировоззренческий кризис, так как именно эта среда больше всего пострадала от так называемых сталинских «чисток».

Огромное влияние на мировоззрение шестидесятников оказала Великая Отечественная война. В 1941 году старшей части поколения было 16 лет, — и очень многие пошли добровольцами на фронт. Большая их часть, в частности, почти всё Московское ополчение, погибла в том же году. Но для тех, кто выжил, война стала главным в жизни опытом. Столкновение с жизнью и смертью, с массой реальных людей и настоящей жизнью страны, не закамуфлированное пропагандой, требовало формировать собственное мнение. Кроме того, атмосфера на передовой, в ситуации реальной опасности, была несравнимо более свободной, чем в мирной жизни.

Определяющими событиями в жизни поколения стали смерть Сталина и доклад Н.С. Хрущева на ХХ съезде КПСС (1956 год), разоблачавший сталинские преступления. Для большинства «шестидесятников» XX съезд был катарсисом, разрешившим многолетний мировоззренческий кризис, примирявший их с жизнью страны. Последовавшая за XX съездом либерализация общественной жизни, известная как эпоха «оттепели», стала контекстом активной деятельности «шестидесятников».

Заметнее всего «шестидесятники» выразили себя в литературе. Огромную роль в этом сыграл журнал «Новый Мир», редактором которого с 1958 по 1970 год был Александр Твардовский. Журнал, стойко исповедовавший либеральные взгляды, стал главным рупором «шестидесятников» , невероятно популярным в их среде. Трудно назвать печатное издание, имевшее такое большое влияние на умы какого-нибудь поколения. Твардовский, пользуясь своим авторитетом, последовательно публиковал литературу и критику, свободные от соцреалистических установок.

Прежде всего это были честные, «окопные» произведения о войне в основном молодых авторов — так называемая «лейтенантская проза»: «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова, «Пядь земли» Григория Бакланова, «Батальоны просят огня» Юрия Бондарева, «Мёртвым не больно» Василя Быкова и другие.

Но, очевидно, главным событием была публикация в 1962 году повести Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» — первого произведения о сталинских лагерях. Публикация эта стала почти таким же переломным событием, как и сам XX Съезд. Организаторами чтений «на Маяке» были будущие диссиденты Владимир Буковский, Юрий Галансков и Эдуард Кузнецов.

Но традиции устной поэзии на этом не закончились. Её продолжали вечера в Политехническом музее. Там тоже выступали в основном молодые поэты: Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Булат Окуджава.

Съемки со знаменитых чтений в «Политехе» вошли в один из главных «шестидесятнических» фильмов — «Застава Ильича» Марлена Хуциева, а перечисленные поэты на несколько лет стали невероятно популярны. Позже любовь публики перешла на поэтов авторской песни - нового жанра, порожденного культурой «шестидесятников». Его отцом стал Булат Окуджава, начавший в конце 50-х исполнять под гитару песни собственного сочинения. Вскоре появились другие авторы — Александр Галич, Юлий Ким, Новелла Матвеева, Юрий Визбор, ставшие классиками жанра. Появился аудио - самиздат, разнесший голоса бардов по всей стране, — радио, телевидение и грамзапись были тогда для них закрыты.

В кино «шестидесятники» проявили себя исключительно ярко, несмотря на то, что этот вид искусства жёстко контролировался властью. Самыми известными фильмами, выражавшими настроения после XX Съезда были «Летят журавли» Михаила Калатозова, «Застава Ильича» Марлена Хуциева, «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии, «Девять дней одного года» Михаила Ромма, «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» Элема Климова. Вместе с тем многие актеры «золотой обоймы» советского кино — Евгений Леонов, Иннокентий Смоктуновский, Олег Табаков, Евгений Евстигнеев, Юрий Никулин, Леонид Броневой, Евгений Лебедев, Михаил Ульянов, Зиновий Гердт, Олег Басилашвили, Алексей Смирнов, Валентин Гафт и многие другие — были «шестидесятниками» и по возрасту, и по образу мышления. Наиболее характерные примеры «шестидесятничества» в театре были «Современник» Олега Ефремова и «Таганка» Юрия Любимова.                                                   

Список литературы из фондов Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф.И. Тютчева

 Книги

Адамович, А. Мы – шестидесятники : [ ст. ] / А. Адамович. - М. : Сов. писатель, 1991. - 478 с.

Аннинский, Л.А. Шестидесятники и мы : кинематограф, ставший и не ставший историей / Л.А. Аннинский. - М. : Всесоюз. творч.-произв. об-ние "Киноконцерт", 1991. - 238 с. 

Богданова, П.Б. Режиссеры-шестидесятники / П.Б. Богданова. – М. : Новое литературное обозрение, 2010. – 167 с.

Вайль, П.Л. 60-е. Мир советского человека / П.Л. Вайль, А. Генис. - М. : Новое лит. обозрение, 1996. - 368 с. 

Лебедев, В. Сдвиг во времени. Шестидесятые / В. Лебедев. – М. : Авторская книга, 2012. - ( Проза.ру ).

Нехорошев, Ю.И. Шестидесятники и другие художники : в 2 т. : Т. 2 / Ю.И. Нехорошев. – М : Медина-Пресс, 2011. - 361 с. 

Шестаков, В.А. Социально-экономическая политика советского государства в 50-е - середине 60-х годов / В.А. Шестаков. – М. : Наука, 2006. – 295  с.

Шестидесятники : [ сб. ] / сост. М.Ш. Барбакадзе. - М. : Фонд "Либеральная миссия", 2008. – 206 с. - ( Исследования фонда "Либеральная миссия" ).

Шестидесятники : ( избр. произведения ) : [ ст. М. Горького, Н.Ф. Бельчикова, Н.И. Кравцова ] / под общ. ред. А.К. Воронского. - М. - Л. : Государственное изд-во художественной литературы,  1933. -  445 с.

 Статьи

Арасланова, Л. Творческие шестидесятые / Л. Арасланова // Библиополе. - 2013. - № 12. - С. 49 - 51. - ( До самых до околиц ). - ( Территория чтения ).

Глущенко, И. Мои шестидесятые / И. Глущенко // Лицейское и гимназическое образование. - 2010. - № 5. - С. 86 - 91. - ( Зона ретро ).

Идлис, Ю. Утопия 60. Почему великое поколение шестидесятников проиграло и коммунизм, и демократию / Ю. Идлис // Русский репортер. - 2015. - № 1 / 3. - С. 28 - 37. - ( Новейшая история ). - ( Полвека ).

Лебина, Н. Любовь людей шестидесятых годов : гендерный аспект процесса десталинизации в СССР / Н. Лебина  // Родина. - 2012. - № 5. - С. 122 - 126. - ( Стиль жизни ). - ( Их нравы ).

Морозов, А. Шестидесятые как наследие / А. Морозов // Русское искусство. - 2008. - № 3. - С. 10 - 21. - ( ХХ век. Художественное наследие 60-х годов ).

Павлов, А. 1960-е : модная революция / А. Павлов // Индустрия моды. - 2014. - № 3.  - С. 62 - 67. - ( Мода ). - ( История ).

Попова, З.Д. И жизнь, и молодость, и счастье... / З.Д. Попова // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. - 2013. - № 2. - С. 211 - 212. - ( Рецензии ).

Пригов, Д.А. О времени, когда его еще не было / Д.А. Пригов // Новый мир искусства. - 2007. - № 4. - С. 58. - ( I n-memoriam ).

Прожико, Г.С. Шестидесятые. Полвека спустя. Ностальгия / Г.С. Прожико // Вестник ВГИК. - 2015. - № 4. - С. 20 - 30. - ( Теория и история кино ). - ( Экранные искусства ).

Сидлин, М. Новации и новаторы шестидесятых годов / М. Сидлин // Мир музея. - 2009. - № 2. - С. 9 - 11. - ( Выставки ).

Смирнов, С.Н. Жизнь столичной интеллигенции в шестидесятые : опыт анализа эпистолярного наследия / С.Н. Смирнов // Мир России. - 2011. - № 3. - С. 19 - 42. - ( Общество и человек ).

Соколов, А.В. Два поколения советской интеллигенции : шестидесятники и восьмидесятники / А.В. Соколов // Мир России. - 2007. - № 3. - С. 74 - 111. - ( Россия как реальность ).

Соловьев, С.М. Неизбежность одиночества. Варлам Шаламов и идеологическая традиция / С.М. Соловьев // Человек. - 2012. - № 3. - С. 140 - 148. - ( Судьба ).

1960-е годы. Молодежная политика и студенческие протесты в России // Вопросы образования. - 2009. - № 1. - С. 238 - 265. - ( Из истории образования ).

Федорова, О.Г. Шестидесятые. "В СССР бедных нет! Есть только бродяги, попрошайки и тунеядцы-паразиты" / О.Г. Федорова // Человек и закон. - 2007. - № 7. - С. 56 - 63. - ( Государство и право ).

Фетисова, Т.А. Шестидесятники : слово и тело : ( стилистика советской повседневности 1950-1960-х годов ) : [ реферат ] / Т.А. Фетисова // Культурология. - 2008. - № 4. - С. 154 - 157. - ( Теория и история культурной среды ).

Щербинина, О. Духовные мытарства шестидесятых / О. Щербинина  // Нева. - 2007. - № 3. - С. 247 - 251. - (Кто мы такие). - ( Седьмая тетрадь ).

Электронные издания

Вайсман,  Ф. Конец эпохи шестидесятников / Ф. Вайсман. – Режим доступа: http://www.myreklama.com/myreklama/index.php?option=com_content&view=article&id=478%3A2009-12-18-20-54-55&Itemid=28