Эрнесто Сабато

«Вы требуете полной и абсолютной оригинальности?

Таковой не существует. Ни в искусстве, ни в чём другом.

Всё сооружается на основе предшествующего».

/Э. Сабато/

Эрнесто Сабато (1911 - 2011) – аргентинский прозаик, эссеист, художник.

Родился в многодетной семье эмигрантов из Калабрии.

В 1924 году окончил школу в Рохасе и переехал на учёбу в Государственном колледже города Ла-Плата, где в числе преподавателей был Педро Энрикес Уренья, вдохновивший Сабато на писательскую деятельность. Затем с 1929 года учился на физико-математическом факультете Национального университета Ла-Платы.

Сторонник университетской реформы 1918 года, принимал активное участие в молодёжном коммунистическом движении и основал с товарищами марксистскую группу «Insurrexit». На лекции по марксизму он встретил Матильду Кусмински-Рихтер, в 1936 году ставшую его женой. В 1933 году был избран генеральным секретарём Федерации коммунистической молодёжи. В 1934 году Коммунистическая партия Аргентины направила его в Международную ленинскую школу в Москве. Будучи делегатом Брюссельского антифашистского конгресса (1934), Сабато, разочаровавшийся в сталинизме, решил не ехать в СССР, боясь никогда оттуда не вернуться, и сбежал в Париж.

В 1938 защитил в Буэнос-Айресе докторскую диссертацию по космической радиоактивности, благодаря Бернардо Альберто Усаю получил стипендию для работы в лаборатории Фредерика Жолио-Кюри (Институт Кюри) в Париже, где, среди прочего, сблизился с писателями-сюрреалистами, в том числе с Андре Бретоном.

В 1939 переехал из Франции в США, где работал в Массачусетском технологическом институте, в 1940 вернулся в Буэнос-Айрес, преподавал в университете теорию относительности и квантовую механику. Перевёл книгу Г. А. Гамова «Рождение и смерть Солнца» на испанский язык.

В результате острого экзистенциального кризиса в 1943 отошёл от науки. После газетных и журнальных выступлений против диктатуры Хуана Перона был вынужден в 1945 оставить преподавание. В дальнейшем занимался литературой и изобразительным искусством, а также публицистикой и политическим активизмом.

С 1941 сотрудничал с журналом «Sur», близким Борхесу и его кругу. Дебютной книгой Сабато стал сборник философских эссе «Индивид и вселенная» (1945, первая премия города Буэнос-Айрес и почётная премия Союза писателей Аргентины). В 1948 появился его экзистенциалистский роман «Туннель», вызвавший большой интерес в Аргентине и за рубежом (инициатором издания во Франции был Альбер Камю, которому указал на роман Кайуа; книгу тут же перевели более чем на десяток языков, экранизирована в 1952, 1977 и 1987, спектакль Д.Грэма-Янга по ней был показан на Эдинбургском театральном фестивале 2004). Два других романа — «О героях и могилах» (1961, популярной стала композиция по его мотивам «Романс о смерти Хуана Лавалье» на музыку Эдуардо Фалу; другая часть романа экранизирована в 1979 Марио Сабато, сыном писателя) и «Аввадон-истребитель» (1974, Большая премия Союза писателей Аргентины) — упрочили славу Сабато как одного из крупнейших романистов Латинской Америки.

Трижды выдвигался кандидатом на Нобелевскую премию (последний раз в 2009 году).

4 июня 2000 года писатель разместил рассказ «Сопротивление» на сайте газеты «Clarín», став первым крупным испаноязычным писателем, бесплатно выложившим своё произведение в Интернет перед публикацией.

26 января 2006 года, вместе с Габриэлем Гарсиа Маркесом, Эдуардо Галеано, Пабло Миланесом, Фрейем Бетто и другими известными деятелями культуры, выступил с требованием о предоставлении независимости Пуэрто-Рико

Писатель скончался 30 апреля 2011 года, не дожив меньше двух месяцев до своего столетия.