Фильм, фильм… Фильмы!!!

Нам известны две экранизации рассказа «Гранатовый браслет». Каждая из них по-своему интересна.

Впервые повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет» была экранизирована в 1915 году режиссером Николаем Маликовым. Черно-белый немой фильм, к сожалению, не сохранился, поэтому посмотреть его нам уже не удастся. Сценарий к фильму написал Э. Бескин, главные роли исполнили Ольга Ивановна Преображенская (1881(1884?) — 30 октября 1971) и Петр Антонович Кашевский (1883 — 2 ноября 1953).

Если о Кашевском известно совсем немного, он снялся в 13 фильмах, играл в Саратове, был актером Ленинградского театра Комедии, Вологодского городского театра, был репрессирован, то Ольга Преображенская — знаменитая актриса театра и кино, режиссер, сценарист, педагог, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Она родилась по одним сведениям в 1881 году, по другим — в 1884 в Москве. Училась в студии Московского художественного театра, затем играла в провинциальных театрах. В кино дебютировала в 1913 году. С 1916 года она становится кинорежиссером, первый снятый ею фильм — «Барышня-крестьянка» по повести А.С. Пушкина (совместная работа с Владимиром Гардиным). С 1918 по 1925 Ольга Ивановна преподавала в Первой государственной киношколе (современный ВГИК). Умерла в 1971 году в Москве.

Но к фильму. В нем было 4 акта:

1-й акт. Влюблённый телеграфист.

2-й акт. На именинном балу у княгини.

3-й акт. Письмо самоубийцы.

4-й акт. Под звуки сонаты Бетховена.

Критики неоднозначно оценили фильм. Одни, например, И. Петровский в своей статье в журнале «Проектор» (1916) оценивают фильм как одно из достижений русского кинематографа. Другие, например, рецензент из журнала «Живой экран» (выходил в Ростове-на-Дону в 1912–1917 годах) отмечали вялость первой части, отдавая дань фильму в целом. Третьи считали, что режиссеру не удалось ни использовать весь материал повести, ни дать сколько-нибудь яркой трактовки использованному. К сожалению, составить свое мнение нам уже не удастся.

Через 50 лет после фильма Н. Маликова «Мосфильм» выпустил новую кинокартину, режиссером которой стал Абрам Роом. В главных ролях в новом «Гранатовом браслете» сыграли:

Ариадна Шенгелая — княгиня Вера Николаевна Шеина,

Игорь Озеров — Георгий Степанович Желтков,

Олег Басилашвили — князь Василий Львович Шеин,

Владислав Стржельчик — Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский,

Наталья Малявина — Анна Николаевна Фриессе, сестра Веры,

Леонид Галлис — генерал Аносов,

Жанна Тертерян — Женни Рейтер.

Замечательный актерский состав, талантливая работа режиссера и всей съемочной группы — фильм навсегда вошел в золотой фонд советского кинематографа. Зрители выстаивали длинные очереди в кассы кинотеатров, кинокритики в целом тоже дали положительную оценку фильму. В журнале «Советский экран» была опубликована статья Г. Кремлева «Поэма о безответной любви», в которой, отметив сценарные шероховатости, автор писал: «Этот фильм не дословный, а творческий перевод талантливой повести на язык экрана. Здесь есть и допустимые отклонения от оригинала и кое-какие просчеты. Но главное и определяющее здесь то, что в фильме чувствуется живая душа купринского рассказа — трепетная, страстная, покоряющая своим очарованием» (Кремлёв, Г. Поэма о безответной любви / Г. Кремлёв // Советский экран. — 1965. — № 11. — С. 6–7).

По сей день фильм смотрят и любят, он не потерял своей актуальности, как и сам рассказ.