Гражданские Форумы по экологии

"Экология Брянщины: что думают граждане?"

Гражданский Форум в Дубровке

Много уже сказано и написано о проблеме экологии Брянщины, самых различных ее аспектах: последствиях Чернобыльской катастрофы, проблеме химических складов, загрязнения воздуха, почвы, критической водоохраной ситуации, проблеме утилизации промышленных и бытовых отходов, уничтожении лесов и др. Обострение экологической ситуации требует новых подходов и направлений в экологическом просвещении. Библиотеки как институты просвещения ищут эффективные инновационные методы работы со всеми слоями населения, используют возможности новейших информационных технологий, пути взаимодействия с природно-ресурсными и природоохранными учреждениями и организациями, научными центрами, образовательными учреждениями, общественными экологическими организациями, с международным сообществом.

Гражданский Форум в Дубровке

Так, в последние годы библиотеки Брянской области по инициативе Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф.И. Тютчева осваивают методику проведения среди населения дискуссий по общественно-значимым проблемам (Гражданские Форумы). Эта форма работы позволяет вовлекать рядовых граждан, специалистов, представителей власти, СМИ и др. в обсуждение самых актуальных для местных сообществ проблем. Библиотеки проводили дискуссии по проблемам детской преступности, наркомании, безработицы, военной службы, СПИДа и, в том числе, экологии Брянщины.

Взвешенный диалог, который лежит в основе Гражданского Форума, не просто обсуждение. Ведь вопрос не только в том, говорить или не говорить, а в том, как говорить. Это способ принятия решений, которые позволяют нам действовать вместе. Люди рассматривают все "за" и "против", стоят перед последствиями тех действий, за которые они выступают, должны пройти через эмоции, которые являются частью принятия решений сложных общественно-значимых проблем. На форумах идет получение новых навыков для принятия решений, более глубокого изучения проблемы, есть возможность услышать различные точки зрения и свободно высказать свое мнение. Такого рода диалог может служить отправной точкой для начала действий.

Гражданский Форум в Клетне

В преддверии Международного форума "Экологическая культура и информация в интересах устойчивого развития" в Брянске библиотеки области провели в рамках Дней экологической безопасности Гражданские Форумы по проблеме экологии Брянщины. Библиотеки активно сотрудничали с властными структурами, общественными организациями, СМИ, учреждениями образования, социально ориентированными организациями и др. При подготовке и проведении Форумов библиотеки используют и традиционные формы библиотечной работы: оформляют выставки литературы, готовят списки литературы, буклеты, закладки по обсуждаемой проблеме и др.

В Гражданских Форумах приняли участие представители Государственного Управления природными ресурсами по Брянской области, представители районных администраций, ученые и специалисты в области охраны природы и экологии, руководители предприятий и учреждений регионов, общественных экологических организаций, преподаватели брянских вузов, учителя школ, библиотекари, студенты, учащиеся, представители СМИ и др. В библиотеках области прошло 14 форумов (Брасовский р-н, Дубровский р-н, Выгоничский р-н, Злынковский р-н, Клетнянский р-н, Климовский р-н, Навлинский р-н, Новозыбковский р-н, г. Новозыбков, Севский р-н, Суражский р-н, Трубчевский р-н, г Сельцо, г. Брянск). Всего в обсуждении проблемы приняло участие более 500 человек. В настоящей статье рассматриваются результаты состоявшихся дискуссий. В ходе гражданских форумов были рассмотрены три подхода в решении проблемы экологии. Они были сформулированы ранее и оформлены в дискуссионное пособие на основе исследований предпочтений в суждениях жителей Брянской области. Эти подходы стали точкой отсчета для публичных обсуждений.

Гражданский Форум в Навле

Первый подход "Просвещение: формировать экологическую культуру" предполагает решить многие экологические проблемы путем преодоления экологической безграмотности и варварского отношения к природе посредством образовательных и воспитательных методов. Сторонники этого подхода отмечали, многие экологические проблемы являются следствием невежества, еще сохранившейся в сознании уверенности, что человек - царь природы.

«С помощью просвещения и образования, считают они, в человеке воспитывается любовь к природе, формируется новое понимание мира природы и осознание важной роли людей в сохранении и поддержании окружающей среды для выживания человечества, формируется активная гражданская позиция» (г. Брянск).

Часто высказывалось мнение, что начинать эту работу необходимо с самого раннего возраста. Просвещение населения поможет сформировать общественное мнение по проблеме экологии.

«Необходимо создавать в регионах систему непрерывного экологического образования и просвещения населения, уделив первоочередное внимание экологическому просвещению и воспитанию экологической культуры у детей, обеспечению доступности, открытости информации по проблемам экологии» (г. Сельцо).

«Хорошо информированный человек не может оставаться равнодушным к безобразиям и попустительствам, происходящим на наших глазах". "Нужны специальные знания, нужно предвидеть, к чему могут привести те или иные действия. Например, открытое сжигание сухих растительных остатков, что делать запрещено» (Новозыбковский р-н).

«Одна из проблем - здоровье всего населения, поэтому необходима пропаганда и разъяснения необходимости здорового образа жизни, потребления здоровых и чистых продуктов, питьевой воды» (Навлинский р-н).

Гражданский Форум в Новозыбкове

Противники этого подхода отмечали, что одним образованием и просвещением невозможно найти выход из такой сложной современной экологической ситуации, требующей зачастую активных быстрых действий. Как предмет "экология" очень сложно вводится в школьную программу, зачастую это зависит от понимания важности экологического воспитания, отношения к нему руководства учебного заведения, очень мало специалистов, которые могут грамотно заниматься просвещением различных слоев населения. Отмечалось также, что примеры, нормы поведения и отношения к природе чаще всего закладываются в детстве в семье, а просвещать или переучивать взрослое население очень сложно.

«Экологическое просвещение и образование в школах, училищах, вузах, все же не дадут такого результата, какой может быть изначально получен, заложен в семье, где родители и словом, и делом, и личным примером показывали бы, что нужно бережно относиться к нашим природным богатствам, не захламлять свое жилье, улицу, город, леса; быть ответственным за то место, где живешь» (Злынковский р-н).

Кроме этого, часто выдвигался такой аргумент как долгосрочность и неопределенность получения результатов просвещения. Просвещение и образование - это скорее вклад в будущее.

«Для воспитания экологически грамотного населения потребуется большое количество времени, а ряд проблем требуют неотложного решения (отсутствие очистных сооружений, варварская вырубка леса и др.). В настоящее время взрослое население причиняет природе вред» (Брасовский р-н).

«Привить экологическую культуру можно подрастающему поколению, а на взрослого человека повлиять трудно» (Севский р-н).

«Давно все этим занимаются, а эффекта нет» (п. Клетнянский р-н).

Второй подход "Управление: контролировать, координировать, финансировать" предполагает направить все усилия власти на принятие дееспособных законов, осуществлять контроль, координацию и финансирование природоохранной деятельности и экологических программ.

«Именно власть имеет для этого все возможности: финансы, правовой статус и др.» (Клетнянский р-н)

Гражданский Форум в Сураже

Было высказано мнение, что необходимо принять областной закон, развивать управленческие экологические ресурсы, а не сокращать. Такой подход позволит упрочить законодательную базу в регионе, обеспечить контроль над различными организациями и предприятиями, частными лицами, усугубляющими экологию региона. Наказание является действенной мерой и предостережением для остальных.

«Власть, руководство уполномочены контролировать состояние дел в сфере экологии. Они имеют возможность выделять финансовые средства для решения экологических проблем» (Выгоничский р-н).

«В настоящее время у экологов нет полномочий, чтобы напрямую привлекать к ответственности за нарушения» (Брасовский р-н).

«На уровне администрации необходимо планирование и контроль экологических мероприятий (установка мусорных урн и контейнеров на улицах, проведение различных мероприятий, определение мест для вывоза отходов с предприятий и др.)» (Навлинский р-н).

Были названы и аргументы против этого подхода: бюрократизм, коррупция, уже принятые законы и распоряжения не работают. Отмечалось, что у тех, кто принимает решения, достаточно низкая экологическая культура. Некоторые участники выразили озабоченность, что у власти нет ответственности за данные гражданам обещания, а у населения низкая правовая культура.

«Где гарантия, что все добрые начинания будут продолжены, а не осядут в коридорах власти?» (Климовский р-н).

«Администрации на местах не в полную меру используют свои административные возможности. Из-за экономических трудностей экологические программы практически не финансируются» (Трубческий р-н).

«Перекладывая ответственность на "власть имущих", мы сами не распоряжаемся своей судьбой и позволяем "хозяевам жизни" творить все, что им заблагорассудится» (Выгоничский р-н).

Согласно третьему подходу "Инициатива: активизировать роль общественности" надо содействовать решению экологических проблем через участие в гражданских инициативах, развивать деятельность общественно-экологических объединений и организаций. По мнению сторонников, данный подход повысит социальную активность и инициативность граждан, возникнут новые интересные проекты и идеи, появится возможность наладить новые контакты, от межличностных до межгосударственных. В мире есть опыт такого рода решения проблем, влияния общественности на власть.

«Ни одна программа принятия важных для населения решений не может быть выполнена без активного участия общественности» (г. Новозыбков).

«Необходимо сотрудничество с СМИ, освещать на страницах газет экологические проблемы региона и таким образом активизировать местное население на решение проблем» (Злынковский р-н).

«Есть опыт проведения субботников, соревнований по соблюдению чистоты между предприятиями, улицами и т.д.» (Брасовский р-н).

«Каждому необходимо внести свой маленький вклад, и результат будет положительным» (Суражский р-н).

Гражданский Форум в Трубчевске

В то же самое время общественные организации и инициативные группы не обладают материальными и административными ресурсами. В своей работе они часто не находят поддержки и заинтересованности от власти, их акции подчас носят разовый характер. В целом подавляющая часть населения достаточно пассивна и неохотно принимает участие в общественной жизни, не верит в свои силы и возможности.

«Этим должны заниматься все, тогда можно на что-то рассчитывать. Много ли полномочий у общественности?» (Климовский р-н).

«У нас слабая экологическая культура, что мешает развитию гражданской инициативы» (Дубровский р-н).

«Мы - это пустой звон, заниматься этим должно правительство и государство» (г. Новозыбков).

Тем не менее, в ходе ряда форумов предлагались конкретные действия и инициативы. Например, в Клетне представители уличкомов выдвинули идею создания при Администрации района общественного совета по экологии, который будет не только координировать вопросы экопросвещения в районе, но и контролировать властные структуры. Специалисты лесного хозяйства выступили с предложением к представителям школ: совместить посещение летних трудовых лагерей с отдыхом в лесу и общественно-полезным делом (изготовление кормушек для лесных животных). Участники форума в Брянске решительно высказались за то, что назрела необходимость создания независимого общественного совета по охране природы в Брянской области.

Гражданский Форум в Выгоничах

Форумы позволили каждому из участников высказать свое мнение, услышать комментарии представителей органов управления, вместе обсудить все достоинства и недостатки рассмотренных подходов, искать новые пути в решении поставленной проблемы.

Практически на каждом форуме люди выражали беспокойство о том, что экологические проблемы - это проблемы каждого, но, тем не менее, не все хотят ими заниматься.

"Проблемы экологии на Брянщине требуют безотлагательного решения. Мы, граждане Брянской области должны искать пути совместного решения проблем" (Климовский р-н).

Значительная часть участников форумов пришла к единому убеждению, что наилучший подход в решении проблем экологии Брянщины заключается в жестком, бескомпромиссном государственном контроле, усиленном внимании к проблеме экологии, личной ответственности каждого гражданина".

"Экологическая культура власти, активная гражданская позиция населения - вот главные составляющие, основные подходы решения экологических проблем" (Новозыбковский район).

В заключение мероприятия участники высказали свое мнение по поводу состоявшейся дискуссии:

"Форум дал возможность высказать свое мнение по проблеме и познакомиться с другими точками зрения".

"Интересно было сравнить себя с другими; был представлен очень широкий спектр различных взглядов и суждений".

"Конструктивный разговор".

"Нет конкретного результата. Поговорили и все".

"Совместное принятие решений развивает чувство ответственности, поскольку мы скорее возьмемся за то, что придумали сами, нежели за то, что другие нам поручили".

"Представители власти избегают диалога с населением".

"От каждого человека в отдельности тоже многое зависит!".

"Форум дает возможность рядовым гражданам поговорить со специалистами, людьми, отвечающими за решение проблемы эколог".

"Такие мероприятия надо проводить как можно чаще".

Для библиотек организация и проведение форумов по общественно-значимым проблемам открывает новую страницу и в области экологии и защиты природы, экологического просвещения и воспитания, в экологизации жизнедеятельности, в формировании экологической этики и культуры, экологического мышления и мировоззрения, ответственности перед природой, перед настоящим и будущим региона. Проводя подобную работу, библиотека является средством объединения местных жителей. В ходе Гражданских Форумов происходит объединение людей, превращение их в местное сообщество с близкими каждому целями, наделение чувством собственной ответственности за решение проблем, осознание своего места и роли в происходящих процессах, понимание важности конструктивного подхода к решению проблем, совместной деятельности, личного участия.

Гражданский Форум в Злынке

Все дискуссии, мнения граждан по решению проблемы экологии Брянщины были освещены в местных средствах массовой информации (публикации в газетах, репортажи на радио и телевидении), доведены до власти. Надеемся на то, что по результатам форумов будут совершены какие-либо действия, приняты решения. Уверены, что организация и проведение таких форумов является вкладом в развитие гражданственности, поддержку демократических принципов и участие граждан в общественной жизни.

Хочется поблагодарить библиотеки за проделанную работу. Спасибо гражданам, которые приняли активное участие в обсуждении экологических проблем.

 

Леканова Наталья
Главный библиотекарь
научно-методического отдела
Брянской областной научной универсальной
библиотеки им. Ф.И. Тютчева