Гражданский Форум «Межэтнические отношения в Брянской области: как избежать напряжения и конфликтов?» (п. Дубровка, 3 декабря 2013 г.)

3 декабря 2013 года в Дубровской центральной библиотеке прошел Гражданский Форум «Межэтнические отношения в Брянской области: как избежать напряжения и конфликтов?». В нем приняли участие представители власти, СМИ, педагоги, работники культуры, учащиеся.

Целью форума было обсуждение проблемы межэтнических отношений в Брянской области, формирование общественного суждения по данной проблеме, представление способа обсуждения общественно-значимых проблем по методике Гражданского Форума.

В начале Форума участники дискуссии высказали свое мнение об актуальности проблемы. По их мнению, актуальность проблемы обусловлена следующими причинами и факторами:

  • «Быстро увеличивается число мигрантов в Брянской области
  • «Миграционное законодательство не соблюдается, нуждается в совершенствовании»
  • «Происходит непонимание культур друг друга»
  • «Приезжие иногда нагло ведут себя»
  • «Зачастую и с нашей стороны идет необоснованная агрессия по отношению к приезжим»
  • «Эта проблема является следствием социальной напряженности в обществе»
  • «Эта проблема связана с проблемой угрозы терроризма»
  • «Коррупция вносит свой «вклад» в проблему»
  • «У нас слабое просвещение населения по проблеме»
  • «Есть националистическая пропаганда»
  • ««СМИ зачастую ведут себя некорректно и способствуют разжиганию межнациональной розни».

В ходе Форума участники последовательно обсудили 3 возможных подхода к решению проблемы межэтнических отношений. Эти подходы стали точкой отсчета для обсуждения всех возможных «за» и «против».

Первый подход «Закон и контроль» предполагает, что проблему усугубляют несовершенство миграционного законодательства, слабый контроль за мигрантами и переселенцами, нелегальная миграция и коррупция. В ходе обсуждения 1 подхода были высказаны следующие мнения:

  • «Реализация этого подхода приведет к разногласиям с другими государствами»
  • «Есть угроза ведения политики «двойных стандартов»
  • «Трудно будет наказывать. Законодательство несовершенно и законы часто не исполняются»
  • «Такой подход будет способствовать порядку»
  • «Более серьезный контроль за мигрантами не помешает»
  • «Изменится психология мигрантов, будет больше ответственности»
  • «Будет меньше приезжать людей, столкнемся с нехваткой рабочей силы»
  • «Освободятся рабочие места для коренного населения, увеличится его занятость»
  • «Пострадают работодатели»
  • «Довольно затратный подход»
  • «Люди работают в довольно сложных условиях. Этот подход заставит работодателей быть более ответственными»
  • «Будет четкая статистика по мигрантам»

Второй подход «Помощь и социальная справедливость» направлен на снижение остроты проблемы на основе справедливой и взвешенной социальной политики, помощи мигрантам в адаптации и социализации.

В поддержку этого подхода были выдвинуты такие аргументы:

  • «Создавать нормальные условия для работы и жизни, помогать в адаптации – это нормально, человечно»
  • «У других государств есть хороший опыт реализации такого подхода»
  • «Нуждаемся в привлечении рабочей силы – надо и помогать здесь жить»
  • «Будет развиваться толерантность у населения»
  • «К нам будут приезжать специалисты»
  • «К нам будут приезжать необходимые нам квалифицированные кадры»
  • «Изменится отношение власти и населения к трудовым мигрантам»

Были и высказаны сомнения и критика в отношении данного подхода:

  • «Будем помогать мигрантам, а у самих много нерешенных проблем»
  • «Это очень затратный подход»
  • «Надо снижать общую социальную напряженность в обществе, не уделяя кому-то особого внимания»
  • «Свое население не работает, ему надо оказывать помощь».

В основе 3 подхода «Воспитание и толерантность» заложенанеобходимость воспитания в обществе навыков уважительного и толерантного поведения и отношения друг к другу. В отношении 3 подхода были высказаны следующие мнения:

  • «Очень важно воспитывать с детства»
  • «Надо распространять курсы российской культуры, истории»
  • «Это мигранты распространяют и навязывают свою культуру, будут ли они изучать нашу»
  • «Знание разных культур, обычаев – это хорошо»
  • «Все может быть сведено к формальному обучению»
  • «Где взять специалистов, учебники?»
  • «Есть регионы России, где уже разработаны обучающие программы, методики»
  • «У нас нет опыта совместной работы с специалистами других диаспор, с мигрантами»
  • «Надо проводить совместные мероприятия»
  • «Сложно преодолеть стереотипы, последствия локальных войн и конфликтов»
  • «Результаты данного подхода проявятся очень небыстро»
  • «Обязательно надо заниматься просвещением, обучением»
  • «Нам сами есть чему поучиться у других народов»
  • «Вряд ли у трудовых мигрантов будет заинтересованность изучать российскую культуру»
  • «Надо развивать народную дипломатию, взаимные поездки, общение».

В заключение мероприятий участники высказали свое мнение по поводу состоявшейся дискуссии:

  • «Это актуальная тема»
  • «Мигранты тоже члены нашего общества»
  • «Состоялся очень живой продуктивный диалог»
  • «Надо проводить больше Форумов»
  • «Есть возможность высказать собственное мнение»
  • «Довольно демократичная форма проведения диалога»
  • «Каждый обязательно что-нибудь вынесет из мероприятия»
  • «Проблема наболевшая и требует решения»
  • «Такое мероприятие способствует самовоспитанию»
  • «Эта проблема – последствие развала СССР»
  • «Надо уважать всех»
  • «Надо все-таки больше думать о себе, у нас все будет хорошо и стабильно и к приезжим будет более спокойное отношение»
  • «У мигрантов можно поучиться сплоченности и взаимовыручке»
  • «Приезжают, значит их все устраивает»
  • «Важно было посмотреть с разных сторон на проблему»
  • «Много ли от нас зависит?»
  • «Мы иногда тоже чувствуем себя мигрантами в собственной стране»
  • «Надо использовать элементы всех подходов»
  • «После Форума есть над чем подумать»
  • «Очень интересно было услышать различные точки зрения»
  • «Можно применять методику обсуждения проблем»
  • «Такие Гражданские Форумы – шаги к становлению гражданского общества».

Участники Форума высказались за то, что необходимо чаще проводить такие мероприятия по самым актуальным проблемам.

Нестерова Н.В.

Главный библиотекарь научно методического отдела

ГБУК «Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф.И. Тютчева»