«Хождение за цыганскою тайной»

 

Информационный очерк на основе журнальных публикаций о цыганах, их образе жизни, законах и общественных отношениях

Друзья, мы живем в самой прекрасной стране на свете, а все остальные страны нам завидуют, не правда ли?

Пожалуй, ни в одной другой стране мира нет такого культурного межнационального разнообразия и межэтнической духовной общности.

Вспоминаются слова Аристотеля о том, что «город – это единство непохожих», они подходят и для России в целом.

В Брянской области на протяжении истории смешивались различные народности, языки и традиции. Результатом этих этнодемографических процессов стало многонациональное население, которое в подавляющем большинстве представлено русскими жителями, но на территории региона проживают многочисленные диаспоры украинцев, армян, белорусов, евреев, азербайджанцев, татар, цыган и др.

Множество наций, национальностей, народностей с разным цветом кожи и образом жизни, со своей сформированной веками культурой. Для понимания и сохранения мира, внутреннего обогащения и развития устойчивого диалога необходимо уважать обычаи и ценности других народов.

Предлагаем Вашему вниманию информационный очерк на основе журнальных публикаций о цыганах, их образе жизни, законах и общественных отношениях.

Дорогие читатели, давайте вместе будем изучать историю и традиции соседей!

«Хождение за цыганскою тайной»

Национальный состав Российской Федерации без преувеличения многогранен. Только представьте, на территории государства проживают 190 национальностей.

В Брянской области на протяжении истории смешивались различные народности, языки и традиции. Результатом этих непростых этнодемографических процессов стало многонациональное население.

Из более 1200000 человек, проживающих на Брянщине, многие (96%) называют себя русскими. Этнический состав населения области устойчиво стабилен много лет и состоит из украинцев, белорусов, молдаван, азербайджанцев, украинцев, узбеков, цыган.

Каковы они, цыгане?

Исторические сведения о цыганах переплелись с мифами и кочуют вместе с ними из века в век и из страны в страну. Сейчас уже точно установлено, что цыгане происходят из Северной Индии. Однако неизвестно, что толкнуло их на уход из этого региона и когда он начался. Предположительно они были вытеснены вторжениями греков, персов, скифов, кушитов, гуннов и арабов. По тем или иным причинам приблизительно в IX-X веках большие группы людей оставили свою родину и двинулись на запад.

Цыгане - самый крупный из народов, у которых до сих пор нет своего государства, и они живут в прямом смысле на всей планете. Про цыган складываются многочисленные мифы и стереотипы. Цыган стал одним из популярных образов литературы как символ вольнолюбивого, независимого человека. Особенно ярко описан образ цыганки в мировой литературе. Разные писатели из разных стран обращались к нему, и по сей день воображение читателей будоражит роковая черноволосая красавица, гордая, свободная, жаждущая любви. Писателей привлекает цыганский колорит, живописность быта и образа жизни цыган. Но не всегда интерес авторов носит этнографический характер. Образ цыганки в мировой литературе гораздо глубже, он давно стал символом свободы, любви, радости бытия не испорченной цивилизацией личности, рокового магнетизма и женской красоты.

Пожалуй, самая известная литературная цыганка - Эсмеральда, героиня романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». История любви и страсти, ненависти и борьбы характеров свободолюбивой цыганки Кармен и гордого своенравного Хосе вспоминается нам в новелле Проспера Мериме. Колоритный цыганский образ в новелле «Цыганочка» принес всемирную известность испанскому писателю Мигелю де Сервантесу Сааведра, а «Цыганское романсеро» прославило Федерико Гарсиа Лорка.

Отечественная классическая литература предлагает своему читателю целую плеяду ярких образов, таких как цыганка Земфира и юноша Алеко в поэме А.С. Пушкина «Цыганы». У Пушкина, надо сказать, было особое отношение к цыганам. Находясь в южной ссылке в Молдавии почти три года, он изучил историю цыганского народа, фольклор, литературу и даже язык постиг настолько, что понимал разговорную речь.

Конечно, легенда о любви двух молодых свободолюбивых цыган - Лойко Зобары и Радды из уст Макара Чадры - героя рассказов Максима Горького.

Трогательная романтическая истории любви цыгана Будулая и русской женщины Клавдии в романе «Цыган» Анатолия Калинина.

Современные писатели также часто используют цыганскую тему - яркая и самобытная «Цыганка» глазами Дины Рубиной, веселый и лиричный взгляд с этнографической достоверностью Дмитрия Фалеева на цыганские обычаи, праздники и фольклор в его книге «Бахтале-Зурале! Цыгане, которых мы не знаем».

Многие известные поэты также посвящали цыганской теме циклы стихов и отдельные произведения: Г. Державин, А. Апухтин, А. Блок, Аполлон Григорьев, Н. М. Языков, Э. Асадов и другие.

Реалистичное изображение современного Романи на Балканах многим знакомо по работам Эмира Кустурицы «Время цыган» и «Черная кошка, Белая кошка».

Окруженный ореолом загадочности, цыганский народ часто помещали на свои полотна именитые живописцы: О. Кипренский, К. Горбунов, Ф. Рисс, В. Маковский, К. Коровин, М. Врубель, П. Кончаловский и пр.

Зал периодических изданий Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф.И. Тютчева проследил современные образы представителей этого яркого народа на страницах литературно-художественных и публицистических журналов.

Желаем вам приятного чтения!

Аристов, В. Цыган спустился с неба с парашютом: стихи // Новый мир. - 2013. - № 3. - С. 31-37.

Добровенский, Р. Цыганка: стихи // Знамя. - 2013. - № 2. - С. 103-107.

Ермолаева, О. Цыганский гипноз: стихи // Звезда. - 2014. - № 12. - С. 99-102. - (Поэзия и проза)

Кушнер, А. Цыган донашивает шляпу...: стихи // Звезда. - 2010. - № 1. - С. 3-6. - (Поэзия и проза)

Молитвина, Н. Цыганский закон, цыганская мораль // Октябрь. - 2014. - № 12. - С. 179-181. - (Публицистика и критика)

Николаев, В. Цыганское счастье // Огонек. - 2017. - № 14. - С. 22. - (Россия и мир: ракурс)

Папченко, А. Закон не писан // Вокруг света. - 2018. - № 12. - С. 54-59. - (Голос крови)

Панов, Б. Цыган и медведь // Иностранная литература. - 2019. - № 4. - С. 87-89.

Петров, С. За глаза // Смена. - 2013. - № 2. - С. 58-65. - (Житейская история)

Синицына, Л. Земля ниже ветра // Наука и жизнь. - 2019. - № 2. - С. 135-143. - (Страны и народы)

Сквозь сыпучесть времен: стихи // Дружба народов. - 2017. - № 10. - С. 137-141. - (Поэзия). - (Современная поэзия Узбекистана)

Соловьева, Т. Цыганская магия // Техника-молодежи. - 2008. - № 7. - С. 50-53. - (Загадки забытых цивилизаций)

Сырнева, С. У цыган: стихи // Наш современник. - 2017. - № 10. - С. 3-9. - (Поэзия)

Ушакова, Е. Этот вежливый тренер-цыган, лошадей знаток...: стихи // Звезда. - 2008. - № 4. - С. 3-6. - (Поэзия и проза)

Хамбургер, К. Книга Листа о цыганской музыке // Звезда. - 2011. - № 3. - С. 129-142. - (К 200-летию Ференца Листа)

Холст, А. Цыганка: стихи // Дружба народов. - 2013. - № 11. - С. 57-60. - (Двойной портрет)

Черных, Н. Цыганские сказки // Новый мир. - 2019. - № 5. - С. 97-102.

Юрьев О., Стихи // Звезда. - 2013. - № 1. - С. 92-95. - (Поэзия и проза)

 

С этими и другими публикациями Вы можете познакомиться в зале периодики БОНУБ им. Ф.И. Тютчева по адресу: г. Брянск, пл. К. Маркса, д. 5, 2 этаж.