Художественная проза брянских писателей

Л.Л. Семенищенкова

Проза брянских авторов разнообразна. Она богата темами, жан­рами и художественными новациями. Преимущественно брянские писатели утверждают плодотворность реалистической литературной традиции.

Большое влияние на брянскую литературу оказало творчество Петра Лукича Проскурина (1928-2001). П.Л. Проскурин родился в поселке Косицы Севского района. Ему не было четырнадцати лет, когда родной край оказался в немецкой оккупации. Воевать П.Л. Проскурину не пришлось, но его судьба как художника во многом определилась впечатлениями от событий тех лет. После освобожде­ния Брянщины будущий писатель трудился в колхозе. С пятнадца­ти лет, как он сам вспоминал, начал писать стихи. Потом была служба в Советской Армии. Демобилизовавшись, П.Л. Проскурин уезжает по оргнабору на Камчатку и там работает в леспромхозе. Был он лесорубом, сплавщиком леса, печником, строителем, шофёром. Это были подступы к главному делу жизни - литературе. В 1958 г. газета "Тихоокеанская звезда" опубликовала первый рассказ П.Л. Проскурина "Цена хлеба". В 1960 г. в Хабаровске, в местном изда­тельстве, выходит первый роман писателя "Глубокие раны", а в сто­личном ("Советская Россия") - сборник его рассказов "Таёжная пес­ня". В жизненном материале автора прежде всего интересовали яр­кие, самобытные, мужественные, "масштабные" характеры людей. В 1962 г. П.Л. Проскурин был принят в члены Союза писателей СССР и направлен на Высшие литературные курсы при Литературном ин­ституте им. A.M. Горького. Из Хабаровска он переезжает в Москву, потом в Орёл. Начался новый период в творчестве писателя, темати­ка его новых произведений уже связана с жизнью Центральной Рос­сии. В Москве один за другим выходят его романы: "Горькие травы" (1964), "Исход" (1967), "Камень сердолик" (1968), сборник рассказов и повестей "Любовь человеческая". Всенародное признание принесли ему романы "Судьба" и "Имя твоё", которые были экранизированы. Кинофильмы дали романам писателя вторую жизнь. Роман "Судь­ба" был отмечен Государственной премией РСФСР. Направление ху­дожественных поисков П.Л. Проскурина - люди созидательного тру­да, подвижники - от простого крестьянина до космонавта. Тема Брян­щины проходит через всё творчество П.Л. Проскурина. Когда писа­теля спрашивали о героях его дилогии ("Судьба", "Имя твоё"), он говорил, что почти все они из родной деревни Косицы. Он исследовал народный характер, раскрывая и тёмные его глубины, и нравственное величие. Нескрываема любовь писателя к народу, сочувствие его ис­торически трудной судьбе. Читая произведения П.Л. Проскурина, по­нимаешь, что связь человека с землей - это то, что составляет основополагающее значение в формировании личности, человек не может безнаказанно порывать с землей. Авторская позиция выражает осо­бенности народного сознания, П.Л. Проскурин - народный писатель Уважение к нему как художнику выражались в том, что он был одним из секретарей Союза писателей СССР, сопредседателем Прав­ления Союза писателей Российской Федерации. Награждался орде­нами и медалями, в том числе Золотой Звездой Героя Социалисти­ческого Труда. П.Л. Проскурин оказывал большую поддержку брян­ским писателям, был пропагандистом творчества земляков. Он час­то бывал на Брянщине, выступал на встречах с читателями. Похоро­нен в Брянске. Память П.Л. Проскурина в Брянске увековечена тем что в Литературном музее г. Брянска восстановлен облик рабочего кабинета писателя, где проводится экскурсия с рассказом о его жиз­ни и творчестве. С 2003 года Администрацией Брянской области учреждена стипендия им. П.Л. Проскурина для талантливой моло­дежи (Проскуринская стипендия). Неоднократно стипендию получа­ли члены Брянского литературного объединения, участники семина­ров при Брянской областной писательской организации: Н.В. Ере­мина, Е.А. Ларичева, К.С. Аверенкова и др.

"Магистральной линией" в творчестве брянских писателей явля­ется историческая тема и, в частности, тема Великой Отечественной войны. Писателем-краеведом называют Владимира Константинови­ча Соколова (1910-1986). С 1968 года на протяжении многих лет он был ответственным секретарем Брянской областной писательс­кой организации. В 70-е - начале 80-х годов очень популярными были его исторические романы, из которых особенно читаемым был роман "Атаман Брянского леса". Это впечатляющая картина из жиз­ни Брянского края эпохи Петра I. В центре романа судьба монастыр­ского крепостного Максима, перенесшего много жизненных испыта­ний и ставшего разбойником. Незаурядная сила характера, ум, сме­калка ставят Максима во главе ватаги, промышляющей в Брянских лесах, а затем сражающейся со шведами за землю русскую. В.К. Соколов наделил своих героев чертами русского народа: силой воли, непреклонностью в борьбе с врагами, способностью к чистой и свет­лой любви, добротой, умением сочувствовать и сострадать. Художе­ственное отражение истории Брянщины продолжается в романе В.К. Соколова "Емельян Чернодыр", в основу которого положено восста­ние крестьян в Комарицкой волости в конце XVIII века. Сотни вос­ставших принимают мученический венец, но, погибая, они верят, что придет освобождение и русский крестьянин станет хозяином своей судьбы.

О событиях Великой Отечественной войны - романы В.К. Соко­лова "Война без выстрелов" и "Семья неустрашимых". В.К. Соколов - автор книги рассказов "Партизанские были" (М., 1980) для молодых читателей. Также для детей среднего и старшего возраста напи­сана книга рассказов о природе брянского края "Сказки Брянского леса" (1976).

Тема Великой Отечественной войны представлена в творчестве Ивана Васильевича Абрамова (1916-2002). В его повести "Рубежи сорок первого" действуют бойцы и командиры батальона в трагичес­кий момент отступления советских войск. О событиях войны — и его роман "Майские ливни".

О Великой Отечественной войне пишут не только те, кто прошел её дорогами, но и те, кто пережил народную беду в тылу, испытал трудности военного детства. В этой литературе есть всё: и богатство документального материала, и интригующие сюжеты, и убедитель­ный психологизм, правда ситуаций и характеров. Писателей В.Н. Белоусова, В.Д. Динабургского, Б.А. Пластинина, А.С. Романюка, А.Н. Саввина, Д.В. Стахорского, А.Ф. Хочева, А.К. Якушенко и других объединяет интерес к прошлому "малой Родины", стремление сохра­нить в памяти потомков бесценные крупицы нашего исторического знания. Наше настоящее вырастает из прошлого, наша духовность, нравственная стойкость корнями уходит в прошлое. В творчестве брянских писателей чётко просматривается гуманистическая тради­ция отечественной литературы.

Например, рассказ А.С. Романюка "Гвардии ездовой" привлекает проникновением в психологию человека, прошедшего дорогами вой­ны и навсегда сохранившего память о своем "боевом напарнике" - лошади. Именно память определила образ жизни героя после войны. Это произведение об истинном и ложном героизме, о таких людях, как капитан Тушин Л.Н. Толстого ("Война и мир"). От них зависел исход войны - наша победа. Такие люди, как Анисим Петрович Жилин А.С. Романюка, не причисляли себя к героям, но имели каче­ства настоящих защитников Родины: не ради славы и наград, а по совести делали трудное военное дело, шли жестокими дорогами вой­ны с добрым сердцем.

Герой рассказа А.К. Якушенко "Расстрел" Иван Петрович, не­смотря на пытки и совершенно безвыходную ситуацию (немцы заста­вили его рыть себе могилу), проявляет необычайную силу духа. Он до последней минуты не смиряется со своей участью. Воля к жизни Ивана Петровича так велика, что ему удаётся перехитрить фашистов и спастись. Рассказ о событии из жизни одного героя войны, но читатель понимает, что образ Ивана Петровича - обобщение, это рус­ский характер; таких мужественных людей было много среди участ­ников тех трагических событий, потому и выстоял наш народ в суро­вых испытаниях.

В рассказе А.Н. Саввина "Значит, будем жить" выражена гуманистическая идея: самая высокая цель не оправдывает принесения в жертву даже одной человеческой жизни, не стоит слезинки хотя бы одного ребёнка (мысль Ф.М. Достоевского). Умение ценить жизнь отличает защитников Родины. Партизанский отряд, в котором не ко времени родился ребенок, проходит там, "где, казалось, невозможно даже ступить ногою". Но командир отряда приказывает беречь ребёнка, когда кто-то высказывает мнение, что его плач может выдать отряд. Поэтому веришь утверждению командира: "Значит, будем жить... Сто, двести, тысячу лет!.." Такой народ непобедим.

Значительные книги последнего десятилетия о Великой Отече­ственной войне - "Сильнее смерти" (Брянск, 2001)А.Н. Саввина, "В полях почернели ромашки..." (Брянск, 2004) В.Д. Динабургского "Хацунская исповедь" (Брянск, 2007) Е.П. Кузина. Александр Ни­колаевич Саввин составил сборник "Сильнее смерти" из глав своего романа "Чародеи", рассказов разных лет и воспоминаний. Писатель сам воевал, был несколько раз ранен, награждён орденами и медаля­ми. У автора с таким жизненным опытом всегда есть возможность стать протокольным документалистом, автором исторических хро­ник, "фотографом" эпохи. А.Н. Саввин - художник слова. Он умело обобщает факты, в подробностях видит общие черты. Ему дана спо­собность не увязнуть в фактическом материале и не сделаться пафосно-навязчивым. Это качество художника просматривается в рас­сказах "На Брянском направлении", "Люди единой воли", "Тяжёлые годы" и других. Рассказы А.Н. Саввина доносят до нас правду о человеке, о том, что сделало защитников Родины сильнее смерти. Прежде всего это чувство ответственности за судьбу других, которое подспудно живёт в каждом положительном герое писателя: в кри­тические моменты герой делает выбор в пользу общего дела. Лейте­нант Госьков ("Ревизия") ценой своей жизни останавливает вражес­кий танк. Толик Коршунов ("Сильнее смерти") взрывает поезд с гит­леровцами, шагнув навстречу смерти. Трудно было решиться Женьке Мошкину ("Родная кровь") уничтожить предателя, ведь он - его род­ной дядя. В этом трагичность ситуации, не сглаженная автором. Но такова война: у Женьки нет выбора. Подчинить свой личный инте­рес общей идее — характерная черта лучших героев А.Н. Саввина. Мотивы поступков сходны, но художественная разработка героичес­ких эпизодов различна; под пером автора обобщённые характеры приобретают индивидуальные, неповторимые черты. Подвиг лейте­нанта Госькова показан со стороны, глазами других бойцов; психо­логическое состояние Толика Коршунова раскрывается "изнутри", в подробностях чувства. Художник в авторе проявляется в изображе­нии обстановки действия, в чередовании общих характеристик воен­ных действий и изображения эмоционального состояния отдельного человека; это лиризм авторских зарисовок, наполненных чувством патриотизма, радостью или негодованием, гордостью за свою страну и армию. Замечательны саввинские пейзажи. Картинные, написанные широкими мазками, они величественны и маняще-загадочны: "Впе­реди до самого горизонта широко и привольно раскинулась степь. Она играла и пела. Налившееся жаром солнце катилось в голубых просторах ликующего дня, раздвигая небесные и земные просторы. Высоко над головой, не шевеля крыльями, парил орел. Он зорко ог­лядывал хозяйским взглядом свои владения, ходил по спирали, за­бирался в голубую звень" ("В большой излучине"). Пейзажные вкрап­ления, как музыкальные аккорды, озвучивают авторское неприятие войны, вносящей дисгармонию в мир людей и природы. А.Н. Саввин поэтически чувствует слово, оно приобретает у него метафорический смысл, близкий к аллегориям народного эпоса. Вообще народная языковая стихия очень близка автору. Он мастер выразительных диалогов, в которых речь каждого персонажа индивидуализирована, социально и профессионально убедительна. Книга "Сильнее смерти" стала итоговой для писателя, обозначила главное направление его творческих поисков.

Книга Валентина Давидовича Динабургского "В полях почерне­ли ромашки..." - тоже своеобразный итог творческого развития ав­тора. Сборник интересен тем, что он включает как поэзию, так и прозу известного на Брянщине поэта, члена Союза писателей России, Заслуженного работника культуры РФ, лауреата премии имени А.К. Толстого "Серебряная лира", основателя и на протяжении многих лет директора парка имени А.К. Толстого. Автор был участником Великой Отечественной войны, его впечатления легли в основу воен­ных рассказов и стихотворений. Рассказы В.Д. Динабургского дока­зывают, что у войны разное "лицо", что тема народного героизма и народной беды далеко ещё не исчерпана в литературе. Война застиг­ла В.Д. Динабургского через три дня после того, как он был призван в Красную Армию. Из его повествований, полных драматизма, мы узнаем бесценные подробности героической и трагической судьбы народа. Рассказы писателя подкупают верой в человека, в торжество добрых чувств, которые неискоренимы, пока человек живет. Замеча­телен рассказ "Соната ля минор". Музыка пленного итальянца, кото­рый оказался профессором Миланской консерватории, объединяет солдат в едином настроении: "Солдаты слушали скрипку молчаливо, сосредоточенно, и волны музыки уносили их куда-то далеко-далеко, причем каждого в отдельности, рождая вместе с тем в их душах общую уверенность в том, что добро сильнее зла, а жизнь сильнее смерти..." В этих строчках - пафос всей военной прозы и поэзии В.Д. Динабургского. Война закаляет, ожесточает, взывает к ненавис­ти, но автор хочет донести до нас другую мысль: ничто не может искоренить в человеке способности сострадать, любить, чувствовать прекрасное, желание жить. Авторские лирические отступления в рассказе "Соната ля минор" - гимн русскому солдату, не потерявшему человеческое лицо в суровых жизненных испытаниях: "Отходчива душа твоя, русский солдат! Отходчива и добра. Не держишь ты зла в её глубинах, не носишь камней за пазухой, хотя есть тебе за что мстить врагу, есть за что ненавидеть лютой ненавистью. Ох, есть за что! За спаленные села наши, за города, в руинах лежащие, за пору­ганную землю. За миллионы душ, замученных, расстрелянных, поло­ненных. За тех, кто пал на поле брани и кому пасть в грядущих боях сподобится. За материнское горе, за вдовьи слезы. Природа наделила тебя разумом трезвым и рассудительным, а душой мягкой, незлобли­вой. В бою к врагам ты беспощаден и неистов. Храбрости тебе не занимать. Ради победы живота своего не пожалеешь, ради свободы Родины ни перед чем не остановишься. Весь мир твоей доблести дивится, стойкостью и мужеством поражается. Но враг, сложивший оружие, - бывший враг..." Книга В.Д. Динабургского "В полях по­чернели ромашки..." - одна из самых достойных в современной брян­ской литературе.

Из произведений последних лет следует отметить выход в свет книги Евгения Петровича Кузина "Хацунская исповедь" (Брянск, 2007). Е.П. Кузин - поэт, лауреат литературной премии им Ф.И. Тютчева "Русский путь" - много лет изучал материалы Хацунской трагедии (Хацунь - деревня в Карачевском районе), считая своим гражданским долгом сделать всё, чтобы не иссякла память народная о страшных событиях Великой Отечественной войны. Он явился ини­циатором реконструкции Мемориального комплекса "Хацунь", со­брал огромный документальный материал о трагической судьбе ка-рачевской деревни, жители которой 25 октября 1941 года были рас­стреляны немецкими оккупантами. Книга Е.П. Кузина - результат подвижнической деятельности писателя.

Из других характерных тем в брянской литературе следует отме­тить так называемую производственную, активно разрабатывавшую­ся писателями в советскую эпоху. Это проза И.В. Абрамова (повесть "Время рассудит"), роман в двух частях А.Н. Саввина "Чародеи", ро­ман Б.П. Каченовского "Ожидание настоящего" и др. В настоящее время тема взаимоотношений людей в производственных коллекти­вах интересует писателей меньше, в творчестве молодых, начинаю­щих авторов она практически не представлена.

Зато по-прежнему актуальной остаётся тема российской глубин­ки. "Деревенскую" тему разрабатывали и разрабатывают писатели-профессионалы Н.Е. Бораненков, С.П. Кузькин, С.И. Стешец, А.К. Якушенко и др. Примечательно, что тема эта интересует и молодых авторов. Например, она отличает члена Брянского областного лите­ратурного объединения Н.Н. Хохлова. Его рассказы публиковались в журналах "Пересвет", "Десна", "Брянской Учительской газете". Произведения разных лет Н.Н. Хохлова вошли в его книгу "Здесь Русью пахнет" (Брянск, 2008).

В последние годы брянская проза пополнилась произведениями психологического характера. Среди них заметны рассказы Людми­лы Станиславовны Ашеко, члена Союза писателей России, лауреата премий имени Н.И. Рыленкова, имени Ф.И. Тютчева "Русский путь", прозаика, поэта, драматурга. Первая книжка её рассказов "Свет меся­ца" вышла в Брянске в 2002 году и стала открытием для многих любителей прозы. Герои Л.С. Ашеко - люди разных характеров, воз­растов, профессий и социального статуса. Это солдат-первогодок ("Это мгновение"), пенсионерка ("Оттепель"), актриса ("Мухояр"), влюблен­ные ("Зеленые плоды"), преступники ("Каиновы дети") и т.д. Для Д.С. Ашеко характерно стремление проникнуть во внутренний мир человека, обнаружить скрытые мотивы поступков, причины пережи­ваний, её интересуют подробности чувства. И в каждом сюжете есть призыв автора к добру, напоминание о том, что смысл нашего присут­ствия на земле — в постоянной работе души, приближающей к нрав­ственному идеалу. Это взывание к нашей совести, ответственности за каждый поступок. Своеобразен поэтический, живописный стиль про­изведений Л.С. Ашеко; её отличает внимание к подробностям жиз­ни. Для её стиля характерно сочетание поэзии и прозы, интересно взаимопроникновение этих способов изображения внутреннего мира человека. Например, это заметно проявляется в рассказе "Зелёные плоды". Многие сюжеты писательницы пронзительно-трагедийны ("Ка­иновы дети", "Это мгновение"). Автор считает, что задача писателя — идти в ногу с жизнью, быть для читателя его современником, воссоз­давать реальную картину нашего бытия, не смягчая подчас жестоко­го смысла реальных событий. Л.С. Ашеко помогает разобраться в сложных состояниях человека и проблемах нашего исторического времени.

В плане художественных поисков брянская проза достаточно раз­нообразна. Есть в ней примеры юмористической, сатирической типи­зации (рассказы Н.Е. Бораненкова). Есть освоение фольклорных тра­диций (иронические сказки К.И. Минькова, сказы Ю.Е. Лодкина), интересен опыт создания литературной миниатюры в творчестве Я.Д. Соколова.

На рубеже XX-XXI вв. в брянской литературе появилась целая плеяда прозаиков нового поколения. Исключительный интерес лю­бителей книги вызывает творчество Юрия Бурносова. Первые рас­сказы этого автора ("Мертвец, который убежал" и "Жуткая сосаль-ная станция") были опубликованы в 1999 году в литовском журна­ле "Империя". В том же году в московском издательстве "Армада -Альфа-Книга" под псевдонимом Виктор Бурцев вышел его первый роман "Алмазные НЕРвы", написанный в соавторстве с В.Косенковым из Таллина. Роман был назван "новой надеждой русского киберпанка". В 2000 году автор получил премию "Старт" на екатерин­бургском фестивале "Аэлита". Старт Ю. Бурносова в литературу ока­зался действительно удачным: одна за другой в издательстве "Армада - Альфа-Книга" выходят его книги "Алмазная реальность" (2000), "Охота на НЛО" (2000), "Алмазный дождь" (2001), "Зеркало Иблиса" (2001). Юрий Бурносов также является одним из соавторов русско­го переложения бестселлера "Лара Крофт - расхитительница гроб­ниц", вышедшего в издательстве "ACT" в 2002 году. В 2001 году на международном фестивале "Звёздный мост" Ю. Бурносов и В.Косенков получили премию Университета внутренних дел Украины "за правдивое отражение средствами фантастики труда работников пра­воохранительных органов в романе "Охота на НЛО" и третью пре­мию фестиваля "Звёздный мост-2001" в номинации "Циклы, сериалы и романы с продолжениями". Весной 2001 года рассказ Ю. Бурносова "Мессия должен умереть" стал победителем интернет-конкурса фан­тастических рассказов "48 часов".

Произведения Ю. Бурносова последних лет - роман "Чудовищ нет" (2006) и трилогия "Числа и знаки" (2006). Сегодня Ю. Бурносов, пожалуй, единственный автор, так плодотворно осваивающий круп­ные литературные жанры.

Мистический рассказ Татьяны Александровны Коровушкиной "Младенец и ведьма" ("Пересвет", №1, 2003) стал заявкой молодой писательницы на своё место в литературе Брянщины. Обращение к мистическим сюжетам традиционно в нашей отечественной литера­туре. Мистика в художественной прозе классиков обогащает наше представление о мироустройстве, напоминает о многомерности чело­веческого бытия, об ограниченности научного познания в постиже­нии смысла жизни. Т.А. Коровушкина представляет на суд читате­лей не забавное чтиво, а свою концепцию соотношения в мире добра и зла, где "поле битвы - сердца людей". В произведении утверждает­ся мысль о том, что судьба человека предопределена свыше в служе­нии добру или злу, но человеку даётся и право выбора, возможность изменить предначертанный ход событий. Подкупает в рассказе мас­штабность проблемы, её общечеловечность. Она решена художествен­но убедительно. Автор прекрасно владеет словом. Т.А. Коровушки­ной дано чувство меры в отборе материала. Она умеет воссоздать живой диалог, выписать характеры людей. Герои рассказа - деревен­ские старухи, "новые русские", рыночная публика... Каждый участ­ник сюжета проживает свою жизнь, но все становятся участниками загадочных событий. Завелось Зло - и зацепило каждого. Вот поче­му положительный исход интриги приобретает особую важность. Ведьма Кружилиха сумела противостоять злой силе и освободила всех от опасности его распространения, проявив в этом человеческую волю. В рассказе Т.А. Коровушкиной есть спорные моменты, вызвав­шие неоднозначное отношение читателей, но автор стремится к со­вершенствованию мастерства. С отрывками из её последней работы -романа "Вечный дом" - можно познакомиться в альманахе "Литературный Брянск" (№1, 2007 г.). Талант Т.А. Коровушкиной отмечен тем, что она принята в Союз писателей России.

Исключительный интерес представляет творчество Александра Венедиктовича Ронжина. Одну за другой он выпускает книги: "Тре­тья война" (Брянск, 2003), "Из истории праславян и древних русов" (Брянск, 2004), "До нашей эры" (Брянск, 2005), "Тропою Буривоя" (Брянск, 2007). В творчестве А.В. Ронжина соединились добросовес­тность ученого и талант художника. Это выражается в тщательном изучении им документального материала, будь то повествование о гибели Карфагена ("Третья война") или рассказ о Пифагоре ("Гибель Учителя"). Обращаясь к темам историческим, "делам давно минув­ших дней", автор прежде всего работает как учёный-исследователь, осознавая ответственность перед историей. В его книгах есть схемы и карты, словари, примечания и списки литературных источников. Особенностью таланта А.В. Ронжина является умение силой вообра­жения перевести исторический факт в плоскость художественной интерпретации. Он умеет найти и развить интригу в интересном, на­пряженном сюжете, представить мифологизированных героев ярко-характерными личностями. Он проявляет завидное мастерство в изоб­ражении батальных сцен. Достоинство автора - способность в собы­тиях давнего времени находить общечеловеческий смысл, актуализи­ровать его применительно к сегодняшней исторической ситуации. В повести "Третья война", например, автор высвечивает проблемы: "на­род и вожди", "патриотизм и предательство", "личная жертвенность во имя общего дела"; писатель побуждает читателя решать для себя вопрос, актуальный в любом человеческом сообществе: стоит ли победа над врагом принесения в жертву хотя бы одного ребёнка (как делают это женщины-карфагенянки). В книгу "До нашей эры" вош­ли три произведения: повесть "Третья война" и рассказы "Гибель Учителя" и "Путешествие в прошлое". Автор, оставаясь как худож­ник в русле классической традиции, ищет формы повествования, по­зволяющие поддерживать интерес читателя в процессе чтения (инт­ригующие названия частей и глав, чудесные смещения времени, пись­ма из прошлого и т.д.). Нравственный идеал А.В. Ронжина опреде­ляет гуманистический пафос его сочинений. Это преклонение перед патриотической силой народного сознания, вера в человеческие сози­дательные возможности, уважение к опыту прошлых поколений, ут­верждение светлых начал в душе человека. Роман "Тропою Буривоя" - об освоении Волжского торгового пути, о древних русах и славянах, о том, как возникла Русь. Автор владеет историческим материалом, а свою научную концепцию излагает в книге "Из истории праславян идревних русов" (Брянск, 2004). Как исследователь А.В. Ронжин в категоричен, рассматривает различные научные концепции, ищет доказательства и аргументы. Его художественное произведение -иллюстрация принятой точки зрения, а мир, наполненный поэтическими картинами, интригующий переплетением человеческих судеб столкновением характеров. Концептуальность же придаёт произве­дению внутреннюю целостность. В романе "Тропою Буривоя" созда­ётся картина многоликого мира, в котором сосуществуют разноплеменные народы. Очень современна мысль автора о том, что важнейшим рычагом, способным уравновесить этот многоязычный мир, мо­жет стать строго соблюдаемый всеми установленный порядок торго­вых связей. А.В. Ронжин принят в Союз писателей России.

Не остается незаметным в контексте литературной жизни Брянщины творчество молодой писательницы Елены Анатольевны Ла­ричевой. Учёный, преподаватель одного из вузов Брянска, она много пишет, причём её литературный талант проявляется в разных жан­рах. В журнале "Пересвет", в местной периодической печати не раз публиковались её стихотворения. И всё же наиболее оригинальна она в жанре фэнтези. Ее сказка "Внучка волшебника" вызвала дис­куссию в Брянской писательской организации - это первый серьёз­ный опыт работы брянского автора в "модном" жанре. Е.А. Лариче­ва наделена удивительной способностью фантазировать, находя при этом национальную "опору" для своих фантазий. Её произведения привлекают не только интригующим сюжетом, но глубокой мыслью, постановкой общечеловеческих проблем сохранения жизни на земле и в пределах Вселенной, сохранения статуса человека в условиях технического прогресса.

Как уже отмечалось, на развитие брянской прозы благотворное влияние оказывает работа семинара при Брянской областной писа­тельской организации СП России.

У многих брянских писателей есть произведения, которые можно включить в круг детского чтения. Это, конечно же, брянские сказы Юрия Евгеньевича Лодкина. Две его книги "Хрустальная радуга" (Тула, 1980) и "Литые кружева" (Тула, 1988) адресованы детям сред­него и старшего школьного возраста. Брянский литературный сказ, жизнь которому дал писатель, - это жемчужина брянской литерату­ры. Оригинальнейший национальный жанр, с которым мы знакомы прежде всего по произведениям "Малахитовой шкатулки" П.П. Ба­жова, представлен в брянской литературе ярко, значительно. В книге "Хрустальная радуга" объединены дятьковские сказы о народных мастерах хрустального дела. Сказы книги "Литые кружева" - о брян­ских сталелитейщиках и чугунолитейщиках. В сказах Ю.Е. Лодки­на сохранены все жанровые признаки сказа: близость к рассказу указанием на точное место действия, наличие исторических лиц, типичные и в то же время индивидуализированные характеры, реальныe конфликты между рабочими и их начальниками ит.д.; как в сказке, здесь много вымышленных образов, чудесных превращений; есть образ сказителя, человека из народа, убедительно создающий неповторимый сказовый стиль. Есть традиционное совпадение авторского и народного сознания в оценке событий и действующих лиц. Сказ, имеющий фольклорную природу, преображённый авторской фантазией, не потерял главного. Он доносит до нас мысль, что всё самое дорогое и прекрасное на земле создано трудом и талантом рабочего человека. Крепостные дятьковские мастера создавали ска­зочно прекрасные поделки - свидетельство таланта и духовного ве­личия простого человека. Читая сказы из книги "Литые кружева", убеждаешься, что для творчества нет предела; брянские мастера спо­собны сотворить красоту из самого, казалось бы, неэстетичного мате­риала - чугуна и стали. Автор раскрывает мысль о том, что труд творческий всегда был органической потребностью человека, а источ­ником вдохновения для мастеров своего дела издавна были красота родной земли, чувство любви и глубокий патриотизм. Сказы Ю.Е. Лодкина известны далеко за пределами Брянщины. Критик Е.Пан­филова в статье "Сокровища Дятьковркой местины" ("Молодая гвар­дия", №11, 1981), сравнив П.П. Бажова и Ю.Е. Лодкина, назвала нашего сказителя подвижником, которых немало на Руси. Литера­турные сказы есть и в творчестве Л.Л. Семенищенковой (цикл ска­зов об Анюте-Узорнице). Некоторые из них публиковались в альма­нахе "Литературный Брянск", областной газете "Брянский рабочий".

В 2007 году вышла в свет оригинальная книга "для семейного чтения" В.Д. Динабургского "Под зеленым абажуром". В нее вклю­чены и стихи, и прозаические произведения писателя. Замечательна идея автора - вернуть утраченную традицию чтения книг в семейном кругу, привлечь юного читателя к книге, отвлечь его от экрана теле­визора и компьютера.

В детское чтение могут быть включены художественные мини­атюры и рассказы о природе Я.Д. Соколова ("Старый колодец", "Плы­вут по небу облака"). Произведения А.В. Ронжина, безусловно, вой­дут в круг чтения старших школьников. Рассказы о событиях Вели­кой Отечественной войны А.Н. Саввина, В.Д. Динабургского, В.К. Соколова необходимо читать детям. Фэнтези Е.А. Ларичевой - так­же для детей. Задача учителя - осуществить свой отбор, ориентиру­ясь на возраст читателя.

Из значительных публикаций начала XXI века в брянской лите­ратуре можно отметить книгу прозы Александра Кирилловича Якушенко "Речка Снов" (Брянск, 2001). Автор - поэт, прозаик, журна­лист, в течение многих лет - председатель Правления Брянской областной писательской организации Союза писателей России, лауреат премии имени А.К. Толстого "Серебряная лира" (присуждена за ли­тературную деятельность, в том числе за книгу "Речка Снов"). Книга итоговая, включает рассказы А.К. Якушенко разных лет (раздел "Про­талины") и публицистику (раздел "Остаюсь журналистом"). Расска­зы писателя разные по тематике. Здесь есть психологическая проза ("Речка Снов"), военная ("Расстрел"), рассказ о сталинских репресси­ях ("Портрет"), несколько рассказов, воссоздающих атмосферу учебы в педагогическом училище, о том, как начинался трудовой путь мо­лодого человека ("Недавно все было...", "За год до экзаменов") и др. Автор предисловия, П.Л. Проскурин пишет: "В рассказах найден правильный тон доверительной беседы о пережитом и чувствуется что автору есть что рассказать. Он знает и зримо показывает людей кажется, взятых из самой жизни, хотя иные из них, конечно, рождены творческим воображением. Писатель показывает своих героев в дей­ствии, в поступках. Его герои - живые, запоминающиеся люди, со своими судьбами, со своим индивидуальным сочным и точным язы­ком". Сам А.К. Якушенко говорит, что в этой книге - вся его био­графия.

В книге Степана Павловича Кузькина "Яблочный Спас" (Белые Берега, 2007) немало рассказов, достойных включения в чтение стар­шеклассников. Руководитель трубчевского литературного объедине­ния "Горизонт", С.П. Кузькин больше известен как поэт. "Яблочный Спас" - его первая книга прозы. В неё вошли рассказы разных лет. Некоторые ранее публиковались в газетах, журналах и альманахах. Рассказ "Маруська" был отмечен при подведении итогов литератур­ного конкурса имени В.М. Шукшина "Светлые души" в г. Вологде. Он напечатан в коллективном сборнике лауреатов конкурса. Это, конечно, не случайно. С.П. Кузькин пишет в основном о людях села. Он хорошо понимает характеры людей, знает их бытовые про­блемы, духовно-нравственные опоры. С большой любовью к людям написаны эти рассказы. Может быть, поэтому за характерными при­метами внешней жизни он умеет разглядеть внутреннюю суть чело­века, скрытые мотивы его поведения. Большинство произведений глу­боко психологичны. Как и в стихах, в прозе С.П. Кузькина нет подражательности. Он остается приверженцем реализма. Психоло­гизм писателя очень убедителен, потому что в способах психологи­ческого анализа он идёт не от литературной моды, а от знания жиз­ни. В лучших рассказах С.П. Кузькина нет сцен "громких", с истери­ческим поведением персонажей. С.П. Кузькин понимает русского человека, который, как правило, сдержан в выражении чувства, если оно по-настоящему глубоко. Очень тонко умеет подметить С.П. Кузь­кин нюансы в переживании героя, находит интригующий сюжет, в котором высвечивается внутренняя драма человека. Например, рассказ "Гармонь" - о запрятанной в душе верности Василия Симакова его первой жене Нине, о памяти, которую не стирает время. Автор не говорят об этом прямо, психологическое состояние героя выражено косвенно. Оно - в случайно оброненной фразе Василия: "Понима­ешь... Сегодня пять лет..." В том, что он в этот день отпросился пораньше с работы, не объяснив начальнику вразумительно причи­ну... Он достает гармонь, потому что помнит, как Нина говорила: "А гармонь ты, Вася, береги. Душа заболит - сыграешь". Достаёт Васи­лий гармонь — значит, болит душа. И то, почему он бережно запрятал потом гармонь в глубь шкафа, понятно читателю. Василий и Тамара, его новая жена, без слов понимают друг друга. Из кухни слышатся короткие всхлипывания Тамары. Василий не подходит к ней, чтобы не обманывать, утешая... Вот русский характер: жить, работать, стойко переносить удары судьбы, любить - и вдруг прорвётся то, чем томит­ся душа, о чём не забывается никогда. Выразится сдержанно, молча­ливо или, как в произведении: Василий играет мелодию песни "Степь да степь кругом" и про себя поёт...

Поводом к размышлению о смысле жизни могут стать рассказы, новеллы и миниатюры в книге Якова Дмитриевича Соколова "Плы­вут по небу облака" (Брянск, 2007). Я.Д. Соколов - писатель-крае­вед, автор широко известных книг "Седая брянская старина" (Брянск, 2000), "Читая брянские фамилии" (Брянск, 2002). Член Союза жур­налистов России, член Союза писателей России, Заслуженный работ­ник культуры РФ, лауреат премии имени А.К. Толстого "Серебряная лира", писатель неоднократно публиковал в периодической печати рассказы о природе. В них много интересных наблюдений за живот­ными, птицами, растениями. Его лучшие рассказы - маленькие от­крытия, привлекающие внимание юного читателя к жизни природы. Природа помогает человеку понять своё назначение в мире, смысл бытия. С чувством юмора написаны поучительные миниатюры. Книга не адресована детям, и все же такая адресность чувствуется.