Игорь Эммануилович Грабарь

К 1940-1950-м годам относится значительный этап в изучении русской архитектуры середины XVIII в. Благодаря новым архивным данным были существенно дополнены наши знания о целом ряде зодчих. Эти же годы стали временем наиболее активных исследований деятельности И.Ф.Мичурина. Ведущую роль в этом сыграли труды И.Э.Грабаря, существенно дополнившего свои предшествующие исследования.

Он одним из первых на основании своих исследований сделал предположение, что автором Успенского собора в Свенском монастыре является русский архитектор Иван Фёдорович Мичурин, а не Барталомео Растрелли, как считалось ранее. В книге «О древнерусском искусстве» описал икону Свенской Божьей Матери (считал, что она написана в ХI веке, а не в ХIII-м).

Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960) — русский советский живописец, реставратор, искусствовед, теоретик искусства, просветитель, музейный деятель, педагог, профессор, академик АХ и АН СССР, народный художник СССР .Действительный член Императорской Академии Художеств (1913).

Родился 13 (25 марта) 1871 года в Будапеште (ныне Венгрия) в семье Эммануила Грабаря, галицко-русского общественного деятеля, депутата австрийского парламента. Крещён православным священником сербского происхождения, восприемником был Константин Кустодиев, дядя художника Б.М. Кустодиева. Дедом Грабаря по материнской линии был Адольф Добрянский – выдающийся деятель галицко-русского движения, а матерью – Ольга Грабарь, также занимавшаяся русской просветительской деятельностью в Галиции. Вскоре после рождения сына отец с семьёй был вынужден бежать из Венгрии в Италию, где устроился в качестве домашнего преподавателя детей миллионера П.П. Демидова, а около трёх лет спустя переехал с ними в Париж.

В 1876 году семья переехала в Российскую империю. С 1880 по 1882 жил с семьей в Егорьевске Рязанской губернии, где в местной гимназии преподавал его отец; учился в прогимназии и посещал занятия Варвары Житовой, сводной сестры писателя И. С. Тургенева. В 1882-1889 годах Игорь Грабарь учился в Москве – в лицее цесаревича Николая (окончил в 1889 году с золотой медалью), затем – на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1893 году.

Ещё в Москве Грабарь посещал занятия по рисованию Московского общества любителей художеств, В 1894 году он поступил в Петербургскую академию художеств, где его руководителем некоторое время был И.Е. Репин. Академию И.Э.Грабарь окончил в 1898 году, а затем учился в Париже и Мюнхене. Участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников». В живописи работал в стиле пуантилизма – одном из стилистических направлений в неоимпрессионизме (манера письма отдельными мазками без смешения красок)

Помимо создания картин важную роль в жизни художника занимала исследовательская и просветительская работа. И.Э. Грабарь много писал об искусстве в журналах – в «Мире искусства», «Весах», «Старых годах», «Аполлоне», «Ниве» и др. Его перу принадлежит текст в издании «Картины современных художников в красках», редактором которого он также состоял; он же был редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого И.Н. Кнебелем издания «История русского искусства», а также серии монографий «Русские художники». В начале 1913 года московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи – он оставался на этой должности вплоть до 1925 года.

Грабарь был ключевой фигурой художественной жизни советской России. В 1918-1930 годах руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве, инициатором создания которых был; а с 1944 года работал научным руководителем мастерских и возглавил многочисленные комиссии, занимавшиеся изъятием, что чаще было формой спасения от неизбежного уничтожения картин из усадеб и икон из монастырей. Принимал непосредственное участие в реставрации иконы Андрея Рублёва «Троица». Современный Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, выросший из созданных Грабарём Центральных реставрационных мастерских, носит его имя.

Во время войны Грабарь внес в Фонд обороны СССР свои средства – 70 тыс руб. для создания бронетанковой колонны «Советские художники Красной армии». В начале 1943 года Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счет конфискации произведений из музеев Германии и её союзников.

Умер 16 мая 1960 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.