Россия - страна, в которой существуют и действуют множество "заповедных островов" - заповедников, национальных парков, природных заказников. Сколько в нашей стране охраняемых природных территорий? С чего начала отсчет уникальная система сохранения сети эталонных природных объектов? Как строилась и крепла эта система, какие научные идеи лежали в ее основе? Ответы на эти и многие другие вопросы узнали участники акции "Всероссийский заповедный урок". Стартовала она в дату 100-летнего юбилея заповедной системы России, точкой отсчета которой принято считать создание 11 января 1917 года Баргузинского соболиного заповедника на берегу озера Байкал.
Данная экологическая акция прошла по всей стране в школах, которые являются опорными, пилотными площадками в реализации Российского движения школьников (РДШ). Такой является и школа им. А.М. Горького. Активное участие в экологической акции приняли активисты РДШ, учащиеся нашей школы К. Иванова, А. Потапова, И. Фиксин, В. Кузнецова, К. Волчкова, В. Супрун, И. Макеенков, Н. Насырина, Д. Винокуров.
Участниками первой части "Заповедного урока" стали юные экологи школьного научного общества учащихся (НОУ) "Зелёная планета" и школьного экологического отряда. Урок "Заповедные острова. Сохраняя будущее" начался видеороликом об уникальных территориях нашей страны "Заповедная Россия". Иван Фиксин прочитал стихотворение о сохранении этих территорий, значении заповедников.
Учитель рассказывал об истории заповедной системы России, особо охраняемых природных территориях (ООПТ), их категориях и специфике работы. При этом, говоря о заповедниках и национальных парках, заказниках и памятниках природы, школьники вспоминали свои региональные и муниципальные "заповедные острова", их историю и особенности, смотрели фото охраняемых растений и животных Брянщины и Карачевского района.
Затем участникам урока была предложена игра "Заповедный статус", в ходе которой необходимо было угадать категорию ООПТ и нанести на карту РФ.
Страницы "Исторические вехи заповедной системы" вызвали оживлённый интерес учащихся, которые были удивлены тем фактом, что во время Великой Отечественной войны не был закрыт или уничтожен ни один заповедник. Ребята задавали вопросы о программах по сохранению животных и растений, об особенностях познавательного туризма, рассказывали о своих путешествиях в заповедник "Брянский лес" и национальный парк "Орловское полесье".
В заключение мероприятия горьковцы присоединились к участникам Всероссийской акции "Поздравь свой заповедный остров", в ходе которой подписали поздравительные открытки родному заповеднику "Брянский лес" и национальному парку "Орловское полесье".
По окончании урока Ксения Волчкова прочитала стихотворение "Берегите природу, люди!", а все участники сфотографировались со своими поздравительными открытками.
Вторая часть "Заповедного урока" проходила в актовом зале школы. На мероприятие приехали специалисты национального парка "Орловское полесье". Они рассказали о своём заповедном острове, показали интересные видеоролики и фильм о разведении и охране зубров на территории парка, подарили на память книгу о своём национальном парке и пригласили в гости.
Стартовал первый урок в рамках Всероссийской акции, за ним пройдут и другие уроки. А это значит, что у ребят повысится уровень экологической культуры, они станут более осведомлёнными о государственной системе ООПТ, целях экологической работы и ее проблемах. А полученные знания помогут школьникам активно заниматься исследовательской и природоохранной деятельностью.
С. Иванова