Начинать пришлось с нуля

Николаев, Н. Начинать пришлось с нуля / Н. Николаев // Труд (Клинцовский р-н).- 2023.- 21 апреля (№ 17).- С. 8
-- Работа государственных органов по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС

В апреле восемьдесят шестого произошла катастрофа на Чернобыльской АЭС. Но только в начале 1991 года в комиссии по социальной политике Верховного Совета началась работа над законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». О том, как это происходило, нашему корреспонденту рассказал один из авторов этого исторического документа, бывший член Верховного Совета РСФСР Владимир Прудников.

- Владимир Николаевич, какой пост вы занимали в начале девяностыйх? Как получилось, что именно вам судьбой было уготовано стать одним из разработчиков проекта?

 - В марте 1990 пода меня выдвинули кандидатом в депутаты Верховного Совета РСФСР по Брянскому городскому округу № 292 от локомотивного депо станции Брянск-1, где я работал в то время машинистом электропоезда. Я выиграл выборы и чуть позже, на первом съезде народных депутатов, быт избран членом Верховного Совета РСФСР. Так началась моя работа в комиссии по социальной политике Верховного Совета РСФСР. Так как я быт представителем области, наиболее пострадавшей от катастрофы  на Чернобыльской АЭС, мне и было поручено разработать закон о социальной защите граждан.

 - Но к тому времени проекты законов уже существовали на Украине и в Белоруссии. Может, достаточно было просто воспользоваться опытом коллег?

- Работу над российским чернобыльским законом нам пришлось начинать с нуля, так как депутаты Верховного Совета прежнего созыва не занимались этой проблемой. Конечно, я отправился на Украину и в Белоруссию для изучения опыта коллег, но особого результата это не дало, потому что их проекты законов были несовершенны, содержали с десяток статей, чего бы то явно недостаточно, так как не учитывались все проблемы пострадавших людей.

- Каким путём пошли вы, чтобы создать свой проект закона, действительно всесторонне защищающего участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и жителей регионов России, накрытых радиоактивным облаком?

 - Путь был один, обратится к людям, ведь никто лучше них не расскажет о том, с какими проблемами им пришлось столкнуться в результате катастрофы. В районные газетах ряда пострадавших областей России мы опубликовали проекты закона о чернобыльцах, разработанные нашей комиссией Верховного Совета РСФСР на основе украинского и белорусского опыта. Там же я обратился с просьбой к пострадавшим людям: написать нашей комиссии о том, что они желали бы видеть в законе для минимизации последствий воздействия радиации на их территориях. И процесс пошёл.

Всю зиму 1990-91 годов я получал корреспонденцию. Пришло около 30 тысяч  и среди них  - альтернативный проект закона, который предложили жители Клинцов А.Н. Каревский и В.Н. Морозов.

Все внимательно перечитывалось, обрабатывалось и вписывалось в конкретные статьи проекта закона. А предложения были самыми разноплановыми, затрагивали все стороны жизни людей, находившихся на загрязненных территориях, а также участвовавших в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.

 - Какие дальнейшие шаги были предприняты, чтобы закон появился на свет?

- После завершения начального этапа - сбора информации - необходимо было облечь наши наработки в юридические нормы. При помощи тогдашнего руководителя Верховного Совета Бориса Николаевича Ельцина мы заключили договор с Российским институтом права. Три месяца ушло на юридическое оформление законопроекта. Члены нашей комиссии по социальной политике работали вместе с сотрудниками института, и первого апреля у нас появился довольно объемным законодательный акт.

Кстати, необходимо напомнить, что в состав комиссии по разработке закона были приглашены и авторы альтернативного проекта А.Н. Каревский и В.Н. Морозов, которые непосредственно работали над документом в Верховном Совете РСФСР.

Затем мы представили законопроект комиссии Верховного Совета, состоялись слушания, и 15 мая 1991 года был принят закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

 - На этом была поставлена точка?

 - К сожалению, нет. Нам пришлось дорабатывать закон, поскольку на момент его выхода в свет, в конце 1991 года, быт взят курс на либерализацию экономики. Надо сказать, что пока шла работа над законопроектом, экономическая ситуация в стране была достаточно стабильной. Все выплаты, компенсации пострадавшим от катастрофы были рассчитаны в фиксированных суммах, в соответствии с тем уровнем жизни, которым тогда существовал. Но в одночасье мощная инфляция 1991 - 92 годов превратила в копейки все те денежные суммы, которые мы предусмотрели для чернобыльцев.

Перед нами встала другая задача: сделать так, чтобы выплаты гражданам были привязаны к уровню минимальной зарплаты в России, устанавливаемой законом РФ, которым постоянно пересматривался и увеличивался в соответствии с уровнем инфляции в стране. В связи с этим за короткое время мы подготовили другую редакцию закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и 18 июня 1992 года Верховным Советом РФ была принята вторая редакция закона. Э тот вариант и стал окончательным.

Основные положения этого документа действуют и сейчас, хотя, как и полагается, время от времени Госдума вносит в него коррективы и доработки в соответствии с жизненными реалиями.

Под действие закона, разработанного нами для ликвидаторов и пострадавших регионов России от катастрофы на Чернобыльской АЭС, позже подвели и граждан, подвергшихся радиационному облучению вследствие взрыва радиоактивного хранилища на химкомбинате «Маяк». Челябинской области, жителей Российской Федерации, подвергшихся радиоактивному облучению в результате испытания атомного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне, а также сотрудников подразделения особого риска, которые участвовали в испытаниях воздействия компонентов ядерного оружия.

 - Принятие закона было настоящим спасением для людей. Ощущал и ли вы гордость от проделанной работы?

 - Конечно, определённое удовлетворение было. Всё-таки нам удалось в достаточно короткие сроки проделать большую работу и тем самым минимизировать последствия радиоактивного воздействия на людей. Ведь участники ликвидации последствий катастрофы, жители районов, подвергшихся радиоактивному облучению, оказались предоставленными самим себе со своей огромной бедой, и наш а комиссия, по сути, разработал  первым законодательным акт, обязывающий государство заботиться о пострадавших людях.

 - Владимир Николаевич, как сложилась ваша дальнейшая судьба?

 - Став депутатом Верховного Совета РСФСР, я продолжил учёбу и получил высшее юридическое образование. После истечения депутатских полномочий работал заместителем губернатора Калининградской области.