Знакомство с архитектурными памятниками города логично начать с древних храмов. Именно они веками сохраняли черты древнего облика, вносили гармонию и выразительность в исторический силуэт и вместе с фоновой застройкой формировали среду древнего города.
Покровская гора. Удобно начать осмотр с места Брянской цитадели – древней крепости на Покровской горе. Здесь в центре города, на территории древней земляной крепости, возвышается Покровский собор – историческая архитектурная доминанта города. Собор построен в 1699 году на месте старой одноименной церкви, существовавшей еще в XVI веке и упоминаемой в документах 1603 и 1613 годов, брянским помещиком Евстафием Алымовым. Позже подвергался частичным переделкам. В 1970-х годах произведена реставрация, и собору возвращен первоначальный облик. Авторы проекта реставрации – архитекторы Э.М. Кодисова и Л.П. Бестужева. При общей традиционной схеме объемного построения архитектура памятника обладает рядом интересных особенностей. Четыре главы его расположены не по углам, как это обычно делалось в русских церквах, а ориентированы по сторонам света. Размещение окон, их пропорции и декор, ставни и ниши для них заимствованы из жилой архитектуры. Живописность внешней архитектуры, достигнутая простыми средствами, характерна для творчества брянских зодчих начала XVII века.
Храм окружен сквером с Памятником 1000-летию города, комплексом зданий епархиального управления (в т. ч. бывшим зданием Дорогобужского полка) и небольшим домом генерал-директора «Арсенала». Этот небольшой памятник необходимо осмотреть внимательно. Невысокий, одноэтажный прямоугольный объем со сдержанным и простым декором – интересный образец жилой архитектуры Брянска в стиле раннего классицизма (конец XVIII в.). Дом связан с именем писателя К. Паустовского, неоднократно приезжавшего в Брянск в начале 1900-х годов.
Улица «Покровская гора» ведет нас к Горне-Никольскому храму, но прежде следует обратить внимание на склон, где ниже Горне-Никольской церкви стоит особняк лесопромышленника Авраамова, построенный во второй половине XIX века. Романтическая архитектура особняка говорит о том, что уездный Брянск не был лишен связей с модными течениями архитектурной мысли века. Здание построено довольно мастерски, с художественной последовательностью в применении псевдоготических мотивов: в композиции фасадов, их деталей и в малых архитектурных формах – воротах и ограде.
Следующее здание – памятник архитектуры в стиле русского барокко – Горне-Никольская церковь, или «Верхний Никола», как ее называли в просторечье. Она построена в 1751 году, на средства брянских купцов Кольцовых. Как и другие брянские церкви, Никольская имела свою предшественницу, упомянутую в документах 1310 года. Каменная Горне-Никольская церковь, какую мы видим сегодня, сохранилась почти без изменений своего внешнего вида. После реставрационных и ремонтных работ Никольская церковь дождалась возрождения своей былой красы (архитектор Л.А. Бестужева). Объемная композиция Горне-Никольской церкви следует общерусской традиции. Она выполнена «кораблем»: ярусная колокольня соединена низкой и короткой трапезной с четвериком собственно церкви. Четверик несет высокий восьмерик, купол которого поддерживает еще два последовательно убывающих в размерах восьмерика и главку с крестом. Объем трапезной продолжен алтарным приделом, отличающимся красивой пластикой трех апсид. Особую выразительность храму придают пропорциональные соотношения его объемов и членений. Стиль архитектуры здания следует более древним образцам конца XVII века. Облик памятника помогает нам представить исторические черты старого Брянска и его общественного центра – старинного посада, складывавшегося именно здесь, непосредственно рядом с Троицкой, ныне утраченной, Воскресенской и Горне-Никольской церквами.
Воскресенская церковь. Первая половина XVIII века – это период развития Брянска как одного из торговых городов России. Рост центрального городского посада, его исторические связи с городом, привлекают к нему пожертвования и вклады горожан различных сословий. На их средства в 1738 году начинается возведение каменной Воскресенской церкви – четвертой в истории Воскресенского монастыря. Законченная постройкой в 1741 году, церковь становится одним из важных сооружений города, интересным образцом архитектуры стиля русского барокко. Ее традиционная архитектура, восходящая к образцам ярусных храмов конца XVII века, имеет редкое своеобразное построение – «четверик на четверике» вместо обычного «восьмерик на четверике». Черты архитектуры барокко видны также в пропорциях объемов, в их пластической и декоративной обработке. Особенно характерны полукруглые завершения стен обоих четвериков, которые эффектно умножают выразительность вознесенных над низкой трапезной четвериков храма. В 1769 году к западной стене трапезной была пристроена колокольня, просуществовавшая почти до середины следующего столетия, когда она получила новое завершение. Облик ее характерен для архитектуры позднего классицизма первой трети XIX века. Во второй половине XIX века церковь была частично перестроена, а в 1940 году утратила верхние ярусы, как и утративший свое завершение основной объем церкви. Со временем исчезли крупные фрагменты декоративной отделки фасадов, полностью утрачена отделка интерьеров. Новый этап строительной биографии памятника был связан с реставрационными работами. Простояв почти полвека в обезображенном виде, храм при реставрации 1984– 1986-х годов обрел тот вид, который сложился в течение 1741–1840-х годов (автор проекта реставрации архитектор-художник В.Н. Городков).
Спасо-Гробовская церковь. Центральный проспект города, а в прошлом Петропавловская улица, приводит нас к Спасо-Гробовской (ныне Преображенской) церкви. В 1904 году она была закончена строительством по проекту Н.А. Лебедева. Годом позже на ее колокольню перевесили колокола старой деревянной церкви, пока стоявшей рядом. В писцовых книгах 1626-1629 годов есть упоминание об усадебной Спасо-Преображенской церкви, воздвигнутой на месте захоронения Брянских епископов. Церковь имеет своеобразный, расширенный в боковые стороны двумя полукруглыми выступами квадратный план и трехапсидный алтарь. Колокольня поставлена над западным входом, связанным с церковью коротким переходом. Церковь пятиглавая. Центральная глава поднята высоким шатром двенадцатигранного светового барабана над угловыми главами и главой колокольни. Внешняя отделка весьма декоративна. Нарядность достигнута обилием членений, обрамлений и различных деталей. Фасады украшены кирпичным орнаментом, кокошниками, аркадами, ширинками и балясинами. Спасо-Гробовская церковь имеет важное градостроительное значение. Это красочное звено в ожерелье памятников архитектуры нагорья. Она замыкает перспективу части центрального проспекта города.
Введенская церковь (сейчас церковь Петра и Павла) Петро-Павловского монастыря построена в 1702 году местными помещиками Саловыми на месте древней деревянной церкви. За долгие годы своего существования здание неоднократно «поновлялось». В 1818 году губернским архитектором Фомой Ивановичем Петонди (1797–1874) был представлен проект полного изменения древнего облика храма в ампирном стиле. Однако средств хватило лишь на пристройку в 1830 году аляповатого четырехколонного портика к боковому входу с северной стороны, что и спасло от утраты первоначальную архитектуру памятника. В 1930-х годах была разобрана шатровая колокольня и четыре главы, уничтожена внутренняя отделка. Исследования, проведенные в 1987–1988-х годах архитектором В.Н. Городковым, обнаружили скрытые под позднейшей кровлей остатки очень эффектного древнего завершения церкви, состоящего из трех рядов кокошников, о которых нет упоминания в документах. Такое завершение, вместе с другими архитектурными деталями, позволяет отнести здание к разряду памятников московской архитектуры последней четверти XVII века, которые и повлияли на создание архитектурного образа Брянской Введенской церкви. Здесь на территории Петро-Павловского монастыря находился один из наиболее крупных храмов города – собор Петро-Павловского монастыря, романтическая скульптурная композиция «Самсон, раздирающий пасть льва» (архитектор Н. А. Лебедев), составляющие сегодня утерянные звенья цепи храмов города.
Тихвинская церковь. Несколько далее Петро-Павловского монастыря, на полусклоне прибрежного холма, стоит Тихвинская церковь. Это третий представитель эпохи русского барокко в архитектуре города. Церковь возведена на территории древней «Новой Слободы». Ее начали строить «иждивением прихожан при попечительстве и усердном жертвовании брянских купцов Бухтеевых» в 1755 году, закончили в 1769 году. Типичный для XVIII века храм представляет собой композицию из двух возвышающихся объемов – трехъярусной церкви и колокольни, соединенных одноэтажным корпусом трапезной. С востока к зданию примыкает пятигранная алтарная часть, гармонирующая с восьмериком церкви. Колокольня четырехъярусная, с двумя верхними ярусами звонов, увенчана пирамидальным десятиметровым шпилем с круглой главкой. Глава над церковью – восьмигранная. В 1863 году низкая трапезная, превращенная ранее в церковные приделы, расширяется устройством Тихоновского придела. Фасады украшены наличниками окон, следующими рисунком более старым образцам. Относительная бедность и скромность архитектуры искупается интересным силуэтом и гармоничным соотношением масс, возвращенных зданию трудом реставраторов в середине 1980-х годов, осуществивших проект архитекторов В.Н. Городкова и Э.М. Кодисовой. Памятник вновь обрел свое градостроительное значение в нагорной панораме Брянска.
Церковь Живоначальной Троицы. Интересна история и судьба церкви Живоначальной Троицы, расположенной в Бежице, на высоком берегу Десны, на месте древнего городища Х-ХIII веков. Жители Бежицы по сей день этот район называют Бежичи. Раньше это было село Бежичи, историческое название которого связывали с местом, служившим убежищем для разного пришлого люда, в том числе и разбойников.
Дата постройки храма Живоначальной Троицы неизвестна. Храм упоминается в 1701 году, перестраивался примерно в 1746 г. в начале XIX века построена колокольня.
Каменная одноглавая двухпрестольная, тип церкви — традиционный «восьмерик на четверике». Церковь невелика по размерам, но имеет хорошие соотношения архитектурных объемов. Каждая из граней восьмерки украшена самобытными по рисунку наличниками окон. Восьмерик покрыт пологим шатром, увенчанным восьмигранным фонариком под крупной луковичной главой с ажурным крестом. В декоре фасадов варьировались мотивы «нарышкинского» стиля или московское барокко. Сохранились широкие пилястры и нарядный южный перспективный портал четверика, целиком выполненный в духе архитектуры XVII века с белокаменными деталями. Основное помещение храма завершено сомкнутым восьмилотковым сводом со световым кольцом в центре; алтарь перекрыт конхой (перекрытие в форме полукупола), трапезная — полулотковым сводом. Внутренняя отделка здания очень проста, без каких-либо архитектурных деталей. Первоначальная живопись XIX века переписана в 1970-х годах.
В начале 1980-х храм пережил пожар, во время ремонта 1982–1983 годов сильно искажено наружное убранство. Под видом ремонта была проведена самодеятельная реконструкция, и памятник утратил свой подлинный исторический облик. Сборные иконостасы также подновлялись в XX веке, тогда же написаны иконы. Иконостасы декорированы обильной, эклектичной по характеру позолоченной резьбой, стилизованной с использованием мотивов барокко и классицизма. Сохранилось паникадило XIX века. Примыкающая к прямоугольной трапезной колокольня, построенная в начале XIX века, отличается более строгими формами классицизма, имеет два невысоких четырехгранных яруса и завершается миниатюрной главкой.
При церкви Троицы, на кладбище, сохранилась каменная часовня, построенная в новорусском стиле конца XIX века, являющаяся памятником архитектуры федерального значения. Она построена по случаю прекращения эпидемии холеры в 1870 году. Вместе с храмом часовня составляет небольшой утопающий в зелени ансамбль.
Троицкая церковь пережила все исторические потрясения, духовное забвение православия, поощряемое государством, знала дни воинствующего атеизма, но, к счастью, не была разрушена, разорена, закрыта. Все эти годы она действовала и действует по сегодняшний день.
Храм Рождества Богородицы. Войдя в парк-музей им. А.К. Толстого, останавливаемся перед храмом Рождества Богородицы. Храм замыкает перспективу ул. Ромашина, но наилучшим образом обозревается со стороны бульвара Гагарина. Расположен на территории бывшего городского кладбища, которое в ХVIII веке занимало часть бывшей Щепной площади (ныне это территория парка-музея им. А.К. Толстого и стадиона «Динамо».) В октябре 1708 года Петр I на Щепной (Сенной) площади учинил смотр войск Брянского гарнизона, шедших на фронт. Тогда на этом месте построили часовню. В 1771 году Священный Синод издал Указ, который запрещал погребать умерших прихожан у городских храмов. После выхода указа часть площади была отведена под кладбище, где традиционно хоронили знатных горожан. Здесь был погребен и Н.А. Вязьмитин. На месте часовни возвели деревянную кладбищенскую церковь Преображения Господня. 8 сентября 1823 года город Брянск посетил император Александр I, остановившийся в доме купца Афанасия Алексеевича Бабаева. В память этого знаменательного события А.А. Бабаев начал строительство каменного кладбищенского храма взамен ветхого Преображенского (стоял в глубине кладбища). Точная дата освящения храма была указана на дубовой доске, прибитой к решётке у хор.
Рождественская церковь — купольный храм, построенный в стиле позднего классицизма – единственный пример этого стиля в культовом зодчестве Брянска. Компактное по объёмной композиции здание сооружено из кирпича и оштукатурено. Основной кубический объём завершён куполом. На боковых сторонах в слабо выступающих ризалитах с щипцами устроены крупные арочные ниши. Такие же ниши и щипцовые фронтоны украшают торцы прямоугольного алтаря с кровлей на два ската и более длинной трапезной (заменила аналогичный алтарю притвор). В нишах (за исключением восточной) находились порталы с полукруглыми проёмами второго света. От прежнего убранства фасадов сохранилась ленточная рустовка боковых пилонов ниш. В интерьере основное помещение храма имеет срезанные углы, в которых размещены полукруглые в плане арочные ниши. Завершённое сферическим куполом, оно очень выразительно; широкие арки соединяют его с алтарем и трапезной. В арочных нишах у входа находились установленные при сооружении здания гипсовые, покрытые чёрным лаком бюсты посещавших Брянск императоров Петра I и Александра I (не сохранились). На расстоянии 6 метров от основного здания была возведена отдельно стоящая колокольня. Колокольня (также не сохранилась) делилась по высоте на три яруса: верхний увенчивался высоким шпилем на куполке, нижний ярус окружали двенадцать трехчетвертных дорических колонн. Пристройкой двухэтажной трапезной, предпринятой после 1840 года по проекту архитектора Богдановича, обе постройки были слиты в единую композицию.
После закрытия храма в конце 1920-х годов в нем располагался городской морг. А со времени открытия парка (1936 год) более 50 лет здание храма использовалось под спортзал. В ходе послевоенной реставрации здания в 1947 году ряд оконных проемов был заложен, а фасады частично приобрели новый декор. В 1950–1951 гг. по заданию партийного руководства города архитектором, преподавателем Брянского строительного техникума Георгием Александровичем Ефимовым (1922–1998) были выполнены обмерные чертежи и разработан проект восстановления храмового здания, ему удалось отстоять купол храма, который собирались демонтировать. Учитывая важное градостроительное значение памятника, в 1955 году по проекту архитектора А. Е. Певцова на куполе вместо главки был поставлен эффектный бельведер со шпилем, обрамлённый пятиконечными звездами (демонтирован в 2007 году при восстановлении первоначального облика храма). Лишь в 2005 году администрация области возвратила храм Брянской епархии.
Так выглядит в наше время в исторических архитектурных акцентах остаток храмовой «короны» древнего города в центральной нагорной его части.