Из наших с Катей разговоров

 

Случайно услышала, как говорили о ком-то, проходя по улице, два молодых человека: «…ей, небось, уже семьдесят, а все чего-то хочет…» И подумала: «Может, и вправду, наступает время, когда человек уже не имеет права чего-то хотеть?» Тогда — интересно: а начинается это время когда?..

И вспомнилось, что внучка моя Катя, как только начала говорить, уже в 2-3 года, многое хотела… Прежде всего, — знать, понять, усвоить. На этом ее пути, стремлении знать, понять, мне уже тогда довелось у нее многому учиться…

Вопросы как способ освоения законов жизни:

— А почему сыр так плохо тЁрится (трется на терке)?

— Почему помидорку надо сОлить?

Почему так: проехала большая машина, а пахнет, как такси?( в такси ее укачивает, вот и запомнился запах выхлопных газов).

А почему зима так долго?

— Она уже проходит…

— Где проходит? Почему я не слышу?

Говорю ей: — Подожди, я форточку открою, чтобы воздух проходил…

Удивляется: — Разве воздух ходить умеет?

Баба, а если телевизор разбить, там будут живые люди?

— Баба, у меня к тебе один вопрос: зачем ты маму зимой родила? День рождения летом гораздо лучше.

Почему пододеяльник? Он ведь НА одеяло надевается, а не ПОД.

Радости открытий:

— Смотри, баба, в луже — дом!( неожиданность от увиденного отражения).

— Хорошо гулять тем, кто живет около парка. А нам еще идти и идти…

И неожиданные умозаключения:

Ты видишь, зеленая простынка висит на веревке? Наверное, у бабы Тани украли, у неё я такую видела.

Болеет, сидим дома. Грустно вспоминаю: — А помнишь, Катя, как до болезни мы с тобой много гуляли, играли… Катя с упреком, назидательно в ответ: — Гуляли, гуляли — и заболели…

Еще из неожиданных обобщений:

— Почему ты включила такой свет! (зажгла люстру). — У меня же не болит горлышко! Такой свет включают, когда горло мажут!

Увидев на экране телевизора, что начинается программа «Время» — закрывает руками глаза, чтобы не видеть: «шарик и звездочка» — сигнал, что сейчас скажут: пора спать.

— Почитай мне книжку!

— Какую?

— Любую!

— Эту?

— Нет!

— Эту?

Нет! Вот эта пусть будет любая!

— А теперь, Катя, давай припев вместе!

— Нет, не давай вместе!

В минуты возбуждения проявляется способность к словотворчеству и словотолкованию:

— Ой, хватит парить ножки с горчицей, ножки уже огорчились!

Хвалю ее: — Вот молодец наша Катя: пьет молоко с содой — и ваших нет!

— Каких ваших?

Ой, народу машин! (много).

Гуляем. Видим машину с поднятым капотом. Возится шофер. Заинтересованно спрашивает:

— Что дядя делает?

Не могу удержаться от соблазна превратить ответ в воспитательный процесс: — У машинки горлышко болит, дядя лечит. Помнишь, ты болела, тебе горлышко смазывали, лечили?

Но Катя быстро дает мне понять, что сама все знает, отвечает рассудительно: — Если болеешь, надо пить лекарство. Если лекарство горькое, надо потерпеть. Если лекарство очень горькое (задумывается)… тоже надо потерпеть.

Папа надевает ей ботинок. Плохо надевается. Катя: — Ты лопаточку забыл положить! (язычок внутрь завалился).

Катя объясняет, почему не любит надевать на прогулку шубу: — В шубе нельзя радоваться (оказалось, дело в том, что длинные рукава мешают хлопать в ладоши).

— Баба, ты не знаешь, какой породы эта машина?

— Катя, ты зеваешь, хочешь спать?

— Нет, Катя хочет зевать.

— Баба, почему здесь краской пахнет?

— Потому что здесь ремонт!

— Нет, потому что здесь красят!

Папа, в чем-то не согласившись, сказал Кате: — Нет, ваша светлость!

Катя в ответ: — Неправильно ты говоришь! Ваша светлость можно говорить только бабе Свете, а мне: «Ваша катесть…»

Разговариваем о том, что нельзя жить, сообразуясь только со своими желаниями, надо стараться, чтобы людям, которые рядом, тоже было хорошо. Привожу пример: едем в троллейбусе, тесно, хочется сесть — и вдруг место освобождается. Но ты видишь — стоит старенькая бабушка. Ты ведь не станешь садиться, уступишь ей место? Да, — соглашается Катя, уступлю. Если рядом еще одно свободное будет.

— Катя, реши задачку: У тебя 7 конфет. Две ты отдала…

— А кому я отдала? Зачем?

Идем из магазина. Объясняю, как некрасиво клянчить («Ты вафельки купишь? Ты конфету купишь?»). Говорю, что взрослые сами знают, что купить, потом: «Ты все поняла?» Кивает. Я снова: «Что ты поняла?» «Что надо потерпеть. Приеду к бабе Тане, она мне все будет покупать, что попрошу».

Едем на елку в БМЗ: — Баба, у тебя бывает такое настроение, нервно-праздничное, как я его называю?

А вот настоящий урок терпеливости от внучки:

— Вот сижу и все во мне дрожит…

Тихо и мужественно прозвучала эта ее фраза в поликлинике, у кабинета врача…

 

Светлана Гехтляр