К 100-летию выхода в свет сборника «Подорожник» Анны Ахматовой

 

 

                          «О, есть неповторимые слова…»

 

 

 

Сразу стало тихо в доме,
Облетел последний мак,
Замерла я в долгой дрёме
И встречаю ранний мрак…

/А. Ахматова/

 

Давая такое имя книге,  Анна Ахматова пыталась любыми доступными ей средствами приостановить течение крови из ран, душевных и телесных, нанесенных временем ее поколению.

                                                                                                                 /Б. Эйхенбаум/

Ахматова принадлежит к числу тех немногих поэтов, каждая строчка которых есть драгоценность. «Подорожник» - прекрасная и живая книга, которая не только прочтется, но будет неоднократно перечитываться с волнением и радостью.

                                                                                                   /Г. Иванов/

В глазах многих она была и оставалась представительницей утонченного дворянского искусства, акмеисткой, звездой изысканных литературных салонов, свидетельницей и участницей пряной предсмертной эпохи, нашедшей в ее лирике свое высокое словесное выражение.

                                                                                                    /Л. Рейснер/

 

«Ты – отступник: за остров зеленый…»

 

Ты – отступник: за остров зеленый

Отдал, отдал родную страну,

Наши песни, и наши иконы,

И над озером тихим сосну.

 

Для чего ты, лихой ярославец,

Коль еще не лишился ума,

Загляделся на рыжих красавиц

И на пышные эти дома?

 

Так теперь и кощунствуй, и чванься,

Православную душу губи,

В королевской столице останься

И свободу свою полюби.

 

Для чего ж ты приходишь и стонешь

Под высоким окошком моим?

Знаешь сам, ты и в море не тонешь,

И в смертельном бою невредим.

 

Да, не страшны ни море, ни битвы

Тем, кто сам потерял благодать.

Оттого-то во время молитвы

Попросил ты тебя поминать.

 

                                         /Ахматова А. А., 1917/

 

 

«И вот одна осталась я…»

 

И вот одна осталась я

Считать пустые дни.

О вольные мои друзья,

О лебеди мои!

 

И песней я не скличу вас,

Слезами не верну,

Но вечером в печальный час

В молитве помяну.

 

Настигнут смертною стрелой,

Один из вас упал,

И черным вороном другой,

Меня целуя, стал.

 

Но так бывает раз в году,

Когда растает лёд,

В Екатеринином саду

Стою у чистых вод

 

И слышу плеск широких крыл

Над гладью голубой.

Не знаю, кто окно раскрыл

В темнице гробовой.

 

                                         /Ахматова А. А., 1917)

История создания сборника «Подорожник» А.А. Ахматовой

 

 

  В 1921 г. в издательстве «Петрополис» вышел сборник А.А. Ахматовой «Подорожник» тиражом 1000 экземпляров. Этот сборник ‒ всё тот же дневник женской души, где среди скорбной торжественности, пророческих интонаций и отвлеченных образов прочитываются страшные реалии революционного времени. Обложку  для этого издания нарисовал известный художник М.В. Добужинский.

Эпиграфом к книге «Подорожник» является отрывок из «Посвящения» к поэме «Полтава» А.С. Пушкина:

«Узнай, по крайней мере, звуки,

Бывало милые тебе…»

Ахматова включила в книгу  38 стихотворений, написанных в основном в 1917-1918 гг. В «Подорожнике» Ахматова как бы завершила отдельные лирические сюжеты «Белой стаи». Темы, связанные с общественной жизнью (революция, гражданская война), заявлены значительными стихотворениями, но большая их часть вошла в следующую книгу поэта.

В 1922-1923 гг. «Подорожник»  переиздавался  отдельным разделом в поэтической книге Ахматовой «ANNO DOMINI». В последних ее прижизненных изданиях («Из шести книг» (1940) и «Бег времени» (1965)) «Подорожник» снова печатался в качестве самостоятельной книги.

Год выхода книги  ‒ время разрухи, голода, политического террора. Это время, «черное» для многих людей, близко окружавших Ахматову: сына Л. Гумилева, мужа Н. Пунина, друзей ‒ Л. Гинзбурга, Б. Эйхенбаума, О. Мандельштама. А их беды касаются и Ахматовой, что нашло свое закономерное отражение в ее творчестве:

Но разве я к тебе вернуться смею?

Под бледным небом родины моей

Я только петь и вспоминать умею,

А ты меня и вспоминать не смей…

 

                          / «А ты теперь тяжелый и унылый», 1917)

Заглавие сборника «Подорожник» несет в себе обширную символику. Во-первых, подорожник ‒ это символ гибели культуры. Во-вторых, подорожник объединяет все силы земли, способные преодолеть это разрушение. В-третьих, подорожник ‒ трава, лечащая раны, нанесенные эпохой. В-четвертых, подорожник, соотносясь с образом дороги, символизирует крестный путь, который должна пройти Россия.

В контексте стихов Ахматовой «подорожник» ‒ олицетворение стойкости, твердости духа, веры. Поэт знает, что его творчество ‒ лекарь, сила, которую нельзя уничтожить:

Когда в тоске самоубийства

Народ гостей немецких ждал,

И дух суровый византийства

От русской Церкви отлетал,

 

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

 

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

 

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

 

                                               / 1917 /