«Человеческая душа жаждет движения, а не покоя»
/Т. Драйзер/
Роман «Гений» Теодора Драйзера – полу-автобиографический роман, впервые опубликован в 1915 году. За провокационную трактовку сексуальности книга была сразу же запрещена.
После того, как Драйзер написал свой роман «Дженни Герхардт» (1911), он сразу же приступил к работе над двумя другими произведениям – «Гением» и «Финансистом».
В августе 1911 года роман «Гений» был в основном завершен, однако издательство настаивало на том, чтобы автор сначала выпустил «Финансиста». Судьба главного героя «Финансиста» настолько захватила писателя, что после выхода романа он сразу же начинает работу над вторым произведением «Трилогии желания» – «Титаном», который был выпущен в 1914 году. После этого он возвращается к работе над «Гением» и фактически переписывает его заново.
В октябре 1915 года роман был выпущен в свет издательством John Lane.
Герой романа – талантливый художник Юджин Витла преодолевает тернистый путь к своей цели стать признанным художником. Переживая взлеты и падения, Юджин дает оценку жизни творческого человека в капиталистическом обществе. Описывает жизнь американской элиты и простых рабочих, с которыми герою приходится сталкиваться на жизненном пути, на фоне непростых семейных отношений.
Однако он не сломался после того, как пережил душевный и творческий кризисы. Духовное призвание, семейные отношения, оценка «ценностей» буржуазного мира – основные мотивы произведения.
Сам Драйзер считал «Гений» своим лучшим произведением, но критики и читатели встретили его негативно, вследствие чего книга почти не продавалась.
До конца 1915 года в газетах и журналах появилось более 30 рецензий на книгу, многие из них были резко отрицательными.
Некоторые американские исследователи объясняют резкие нападки критики на Драйзера после выхода «Гения» тем, что его самим содержанием и стилем своих произведений автор бросил вызов сторонникам так называемой «традиции жеманности» в американской литературе.
Книга «Гений» Драйзера интересна, она полна смысла, глубокого драматизма.Поднимает классически важные проблемы: любовь, семья, долг, искусство, мораль.
Читается на одном дыхании, как и все романы, что написал Драйзер. Все без исключения!
«Жизнь, с которой сорваны все покровы иллюзий и обмана, представляет собой малопривлекательное зрелище».