Если Вы, дорогой читатель, приехали в Петербург в первый раз, то мы предлагаем Вам отправиться в увлекательнейшее путешествие по музеям. Ведь Петербург – родина российских музеев. Именно здесь в начале XYIII в. был открыт первый в России публичный музей – Кунсткамера.
Сейчас в городе больше 150 музеев. Размеры их экспозиционных площадей позволяют показать лишь часть из того, что находится в собраниях. Поэтому в музеях часто устраиваются временные выставки новых поступлений или редко выставляемых экспонатов.
Чернобережская, Е.П. Санкт-Петербург. Справочник - путеводитель / Е.П. Чернобережская. – 2-е, испр. – СПб.: Паритет, 2009. – 304 с.: ил.
Это город знаменитых музеев и аристократических дворцов, прекрасных парков и великолепных монументов. Здесь сосредоточены уникальные памятники русской и мировой культуры, архитектурные ансамбли, обилию которых могут позавидовать самые красивые города мира.
Исаченко, В.Г. Архитектура Санкт-Петербурга. Справочник – путеводитель / В.Г.Исаченко. – СПб.: Паритет, 2002. – 416 с.: ил.
Архитектуру иногда называют музыкой, выраженной в камне. Силуэт города – всегда его образный, пространственный знак, издали ориентирующий путешественника. Можно ли представить Париж без Эйфелевой башни? Лондон без Биг-Бена и Тауэра? А разве не уникален силуэт каждого из трех доминирующих в центре Санкт-Петербурга сооружений – Адмиралтейства, Петропавловской крепости, Исаакиевского собора?
Ансамбли центральных площадей, набережных Невы и Фонтанки, дворцов и проспектов, мостов и каналов, островов… Разнообразие архитектурных стилей города требует от горожанина и туриста постоянной работы ума и души.
Пользуясь предложенными справочниками, можно самостоятельно или в составе организованной группы совершить увлекательные экскурсии по городу, ознакомиться с его историей, посетить музеи и театры, побывать в местах развлечений и отдыха, познакомиться с архитектурными памятниками всех эпох города на Неве.
Сегодня мы посетим Русский музей. Добраться до него очень легко – выходите на станции метро «Невский проспект», прямо перед вами будет короткая Михайловская улица. По ней дойдете до площади Искусств, архитектурным центром которой и является величественное желто-белое здание Русского музея.
Государственный Русский музей. Коллекция живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства XII – XX веков / Альбом. – М.: Сов. Художник, 1991. – 368 с.
У каждого, кто интересуется историей культуры и искусства, это лаконичное сочетание двух слов рождает цепь привычных ассоциаций: стройный белоколонный портик Михайловского дворца, стоящего чуть в стороне от Невского проспекта, торжественный парадный вестибюль, дворцовые анфилады. Но самое главное - то, что надежно укрыто за классическими фасадами от превратности времени и в нашей памяти неразрывно связано с этим зданием, этими залами, - бесценные произведения отечественного искусства.
Великолепное здание, в котором сейчас находится Русский музей, строилось совсем для другой цели. Это был жилой дворец, предназначавшийся для великого князя Михаила Павловича, младшего брата императоров Александра I и Николая I, и называвшийся потому Михайловским.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Михайловский замок |
Великий князь Михаил Павлович |
Павел I |
Великая княгиня Елена Павловна |
Михайловский замок. Вид с набережной Фонтанки |
Песков, А.М. Павел I / А.М.Песков. – М.: Мол. гвардия, 2000. – 421 с.:ил. – (ЖЗЛ; Сер. биогр.; вып. 783).
Самый непредсказуемый российский император Павел I царствовал с 7 ноября 1796 по 11 марта 1801 г. Он считал, что предыдущее правительство развалило державу и его долг – навести в стране порядок.
Данилова, А. Судьбы закон печальный. Жены сыновей Павла I. Биографические хроники / А. Данилова. – М.: Эксмо, 2007. – 480 с.: ил.
У Павла I было четыре сына и пять невесток. Двое сыновей, Александр и Николай, стали императорами. Насколько непохожими друг на друга были два эти императора и их братья, настолько же по-разному, порой драматично, складывались судьбы их избранниц. Книга написана на основе многочисленных исторических документов. Она поможет современному читателю дополнить свои знания неизвестными и малоизвестными фактами.
Михаил был последним из десяти детей Павла I, и царствовать ему не довелось. Тем не менее, заботясь о судьбе младшего сына, августейший отец еще при его рождении распорядился о накоплении средств для строительства его будущего собственного дворца. В 1819 г., по достижении совершеннолетия, Михаил Павлович вступил в должность по руководству русской артиллерией и мог думать о женитьбе. Тогда по указу его старшего брата Александра I, царствовавшего в ту пору, состоялась закладка михайловского дворца. Его возводил замечательный мастер своего дела, знаменитый итальянский архитектор Карл Росси.
Мастера музыки, искусства и архитектуры / Сост. Н.Б.Сергеева. – М.: Вече, 2008. – 400 с.: ил. – (Великие россияне).
Удивительно богата талантами наша страна. Какую бы область культуры и искусства мы ни взяли – имена русских писателей, композиторов, музыкантов, художников, скульпторов, архитекторов стоят в одном ряду с именами прославленных зарубежных мастеров.
Раздел «Зодчие» расскажет о людях, сотворивших удивительные шедевры, оставшиеся в веках и заставившие нас почувствовать связь времен, восхититься удивительным талантом и мастерством. Одно из центральных имен – Карл Иванович Росси и его творения: перестройка Елагинского дворца, Михайловский дворец, Инженерный замок, здание Главного штаба и многое, многое другое.
Вскоре Михаил Павлович женился на молоденькой вюртембергской принцессе, получившей при переходе в православие имя Елены Павловны. Молодожены поселились в Зимнем дворце, но в 1825 г. переехали в только что законченный Михайловский дворец, сразу же ставший новым украшением столицы. Этот дворец с восьмиколонным портиком поражает торжественной величавостью и изысканностью классических пропорций. В его отделке участвовали лучшие художники и мастера прикладного искусства того времени. Перед дворцом разбит парадный двор с великолепной чугунной оградой.
Пушкарев, И.И. Николаевский Петербург / И.И. Пушкарев. – СПб.: Лига Плюс, 2000. – 687 с.
По высочайшему соизволению автор получил доступ к архивам Святейшего Синода, Министерств Императорского Двора, народного просвещения и других ведомств. Широкий круг документов, а также личные наблюдения способствовали созданию яркого исторического портрета Санкт-Петербурга.
Интересны разделы книги: Дворцы, современные Петру Великому; Дворцы, основанные в царствование Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны; Дворцы, основанные в царствование Екатерины II; Дворец, основанный в царствование Павла I; Дворцы, основанные в царствование Александра I.
Петров, Г.Ф. Идем по Русскому музею: Историко-искусствоведческий очерк / Г.Ф. Петров. – Л.: Лениздат, 1982. – 192 с.
Михайловский дворец был для великого князя, занимавшего должность генерал-инспектора инженерных войск, одновременно и домом, и местом службы. Во дворце не только устраивались шумные великосветские балы, на которые цветы привозили на двухстах подводах, но и заседали комитеты. Жизнь во дворце обеспечивал громадный по числу персонал: летом – до 300, зимой – до 600 человек.
После смерти Михаила Павловича дворец перешел к его вдове Елене Павловне, утонченной покровительнице искусств. Из пяти рожденных ею дочерей Екатерина Михайловна унаследовала дворец после кончины матери и завещала его своим детям. Однако вышла неувязка: Михайловский дворец был собственностью дома Романовых, а наследники являлись германскими подданными. Александр III счел необходимым исправить это положение, выкупив дворец в казну. Осуществил задуманное отцом молодой император Николай II. Дворец был выкуплен за 4 млн. рублей серебром и передан учрежденному им в 1895 г. Русскому музею Императора Александра III.
Для устройства музея дворец был перестроен архитектором Свиньиным. Его основу составили картины из царских резиденций, Эрмитажа, собрания Академии художеств. В 1916 г. для размещения растущих коллекций рядом с Михайловским дворцом по проекту академика архитектуры Бенуа был возведен выходящий на канал западный корпус (часто называемый корпусом Бенуа). Дворец и корпус Бенуа соединены переходом, благодаря которому можно проходить из одного зала в другой, не выходя на улицу.
После революции Русский музей значительно пополнился за счет национализированных художественных ценностей и новых приобретений. Сейчас в его фондах около 400 тыс. произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Музейные экспозиции охватывают все этапы русского искусства – от древнерусских икон до современного авангарда. Старинные иконы и живописные скульптурные произведения XYIII – XIX вв. представлены в самом Михайловском дворце, а в корпусе Бенуа находятся в основном работы мастеров ХХ в. Там же частично организуются временные выставки.
Русский музей. Альбом / В.А.Суслов. – 3-е изд. – Л.: Сов. Художник, 1967. – 48 с.
Петров, Г.Ф. Русский музей / Г.Ф.Петров. – Лениздат, 1972. – 55 с.
В музей входят через цокольный этаж, а затем поднимаются наверх в огромный колонный вестибюль. При взгляде на великолепный парадный вестибюль и торжественную лестницу Михайловского дворца захватывает дух от ощущения высоты и простора. Два марша лестницы окружены восемнадцатью грандиозными коринфскими колоннами.
Отдел искусств XII – XYIII вв. Первые четыре зала – старинные иконы. Самой древней из них считается «Ангел Златые Власы». Она написана в XII в.
Один из залов представляет петровскую эпоху, следующий – эпоху Екатерины Великой. Затем происходит чудо – из музейных залов мы переносимся в эпоху великого князя Михаила Павловича, попадая в не тронутый переделками Белый зал, поражающий размерами и совершенством.
Здесь до сих пор сохранилась подлинная мебель, сделанная по эскизам Росси. Зал освещают бронзовые золоченые люстры. Блестит гладь искусственного мрамора на стенах и колоннах, сверкает наборный паркет, расставлена в строгом порядке резная золоченая мебель. Кажется, вот-вот откроется дверь, и войдут хозяева дома и гости. Ведь именно здесь у великой княгини Елены Павловны собирались столичные и заезжие знаменитости, общественные деятели и политики, музыканты и композиторы, ученые, писатели…
Через зал портретиста Боровиковского мы попадаем в один из самых больших и знаменитых залов музея, где потрясающие морские пейзажи Айвазовского спорят в совершенстве с великолепными портретами Карла Брюллова.
Мы попадаем в просвет (так называются большие залы со стеклянными потолками), где выставлены работы художников-академистов: Федора Бруни, Александра Иванова, Сильвестра Щедрина, Алексея Венецианова и других.
Мы спускаемся на первый этаж. Когда-то тут располагались служебные помещения и жила дворцовая прислуга. Сейчас здесь представлено искусство второй половины XIX в. Наследие Павла Федотова и Василия Перова, Ивана Крамского и Николая Ге, Ивана Шишкина и Алексея Саврасова, Федора Васильева и Архипа Куинджи, Василия Поленова и Ильи Репина. Четыре зала занимают произведения Ильи Репина.
Следуя указателям с надписью «В корпус Бенуа», пройдем по переходу в эту пристройку к Михайловскому дворцу. Здесь нас ждет встреча с искусством рубежа XIX – XX вв. и совсем другая атмосфера – нет роскоши дворцовых залов. И картины уже совершенно иные. Фантастические миры Михаила Врубеля контрастируют с полотнами Михаила Нестерова, картины Константина Коровина - с философскими полотнами Николая Рериха. Два зала занимают полотна Валентина Серова.
В корпусе Бенуа постоянно устраиваются интересные временные выставки.
Меняется мир, в котором мы живем, - меняется и музей. Но неизменным в нем остается главное – то, что создавалось замечательными мастерами нашего Отечества на протяжении многих столетий и что сегодня, завтра и всегда будет представать перед глазами миллионов и миллионов зрителей.
Листая страницы представленных книг, вы, уважаемый читатель, увидите лишь очень малую часть того, что будет ждать вас, если, свернув с Невского проспекта, миновав памятник Пушкину на площади Искусств, тяжелые чугунные ворота, двух бронзовых львов, охраняющих фасад, вы войдете в музейные залы. Тем, кто однажды или неоднократно уже проделал этот путь, наша виртуальная выставка-путешествие пусть послужит напоминанием о встречах; для других пусть станет приглашением, ибо Искусство стоит того, чтобы время от времени совершать к нему паломничество.