«Достоевский таков, какова Россия, со всей ее тьмой и светом.
И он – самый большой вклад России в духовную жизнь всего мира».
Н.А. Бердяев
Роман «Преступление и наказание» входит в число лучших творений великого писателя, известных и в России, и за рубежом.
Это роман философский, роман споров, роман идей. Он поднимает проблемы добра и зла, свободы и необходимости, преступления и моральной ответственности за содеянное, философии, истории и государства.
Так в чем же его загадка?
Кроме очевидного ответа – «в гениальности Достоевского» – существует, как минимум, еще один – вопросы не имеют простых и положительных ответов.
Нищета, собственные страдания, и страдания близких всегда ставили и будут ставить человека перед выбором:
- имею ли я право преступить любой нравственный закон, чтобы потом стать спасителем униженных и утешителем слабых;
- должен ли я сначала возлюбить себя, а только потом, став сильным, возлюбить ближнего своего?
Это вечные вопросы...
«Достоевский прежде всего психолог, раскрывавший подпольную психологию... Достоевский весь состоит из противоречий, как и душа России...» – говорил Н.А. Бердяев.
Достоевский первым в мировой литературе показал гибельность идей «сильной личности» и их безнравственность.
История создания.
В 1850 году Ф.М. Достоевского отправили на каторгу в Омск. Именно этот сложный опыт и стал моментом зарождения идеи романа «Преступление и наказание». Позже Фёдор Михайлович писал брату: «Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения...»
«Преступление и наказание», задуманное первоначально в форме исповеди Раскольникова, вытекает из духовного опыта каторги, где Достоевский впервые столкнулся с «сильными личностями», стоящими вне морального закона.
Роман был задуман писателем как небольшая повесть объемом пять-шесть печатных листов.
Осенью 1865 года Достоевский планирует создание романа с центральным образом семьи Мармеладовых под названием «Пьяненькие».
На тему же убийства его натолкнуло дело Пьера-Франсуа Ласенера, французского убийцы-интеллектуала, считавшего, что в его деяниях виновато общество.
Главным героем становится студент Родион Раскольников и роман получает название «Преступление и наказание».
С самого начала своего возникновения замысел об «идейном убийце» распадался на две неравные части: первая – преступление и его причины и вторая, главная, – воздействие преступления на душу преступника.
Идея двучастного замысла отразилась и на названии произведения – «Преступление и наказание».
Роман печатался по частям с января по декабрь 1866 года в журнале «Русский вестник» (№ 1, 2, 4, 6-8, 11, 12).
Достоевский много работал над романом, торопясь добавить к каждому очередному выходу журнала свежие главы. Вскоре после окончания публикации романа в журнале Достоевский печатает его отдельным изданием.
Критика на роман «Преступление и наказание» появилась в журналах и газетах сразу после его публикации в «Русском вестнике» в 1866 году.
Современники Достоевского приняли его новый роман с огромным интересом и любопытством. Одни критики осуждали Достоевского, другие – восхищались новым романом. Но никто не остался равнодушен. Почему?
«... О новом романе говорили даже шепотом, как о чем-то таком, о чем вслух говорить не следует... По прочтении «Преступления и наказания» невольно является вопрос: что это такое? Роман это или просто психологическое исследование, изложенное в общедоступной форме?.. трудно написать более мастерскую и верную картину психики преступника...» – отмечал Е.Л. Марков.
Фамилия главного героя – Раскольников. Она чрезвычайно многозначна. Во-первых, она указывает на раскольников, не подчинившихся решениям церковных соборов и уклонившихся от пути православной Церкви. Во-вторых, она указывает на раскол в самом существе героя, являющего воистину героем трагическим – ибо он, восстав против общества и Бога, все же не может отринуть, как негодные, ценности, связанные с Богом и обществом.
«Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления...» – сказал Вальтер Скотт.
В ценностной системе Раскольникова образуется именно раскол, трещина, – но система от этого не рассыпается. Поступки Раскольникова противоречивы, сейчас он один, через час он уже другой. Он искренне жалеет обманутую девочку на бульваре, отдает последние гроши Мармеладовым, спасает двух малюток из горящего дома. Даже сны его – как продолжение борьбы двух сторон его существа за и против преступления: в одном он пытается спасти от смерти лошадь, в другом вновь убивает. Вторая положительная сторона героя не дает ему окончательно погибнуть. «Он замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-русый, ростом выше среднего, тонок и строен», мечтатель, романтик, дух высокий и гордый, благородная и сильная личность. Но у этого человека есть своя Сенная, свое грязное подполье – мысль об убийстве и грабеже.
Раскольников – это новый тип героя того времени.
Д. Мережковский писал: «Пока читаешь книгу Достоевского, нельзя жить отдельною жизнью от главных действующих лиц рассказа: как будто исчезает граница между вымыслом и действительностью. Это больше, чем сочувствие герою, это слияние с ним. Достоевский оставляет в сердце такие же неизгладимые следы, как страдание».
«Преступление и наказание» принадлежит к числу величайших творений Ф.М. Достоевского, оказавших громадное влияние на последующую мировую литературу.
В 80-х годах 19 столетия роман был переведен на многие европейские языки. Влияние его на мировой литературный процесс оказалось огромным: писатели стали развивать тему, затронутую Достоевским и, порой, откровенно подражать классику. В разных городах мира были поставлены театральные постановки, позже произведение было многократно экранизировано.
«... Достоевский – самый христианский писатель потому, что в центре у него
стоит человек, человеческая любовь и откровения человеческой души...»
Н.А. Бердяев