«Каждый пишет, как…» Как?

 

Мы уже однажды посвящали страницы нашего лектория трудностям государственного экзамена по русскому языку. Говорили и о том, что хорошо этот экзамен придуман. Задания заставляют размышлять над устройством языка, выявлять связи между компонентами. А как раз на днях Федеральный институт педагогических измерений (сокращенно — ФИПИ, именно там рождаются задания и вся структура ЕГЭ) опубликовал результаты прошлогодних испытаний, сообщил о тех правилах русской речи и письма, которые (увы! экзамен это показал!) остались неосвоенными к моменту окончания средней школы. Приходится подчеркнуть: не просто к моменту окончания, а к моменту получения аттестата зрелости. Боюсь, что лишним прозвучит напоминание: грамотность, а точнее — полноценное владение смысловым, логическим и выразительным потенциалом родной речи — одна из важнейших составляющих личностной и гражданской зрелости. Может быть, еще и поэтому не кажутся победно звучащими первые строки отчета института: «…не набравших минимального балла — всего один процент выпускников». Тем более непобедно звучат, что — как сообщается далее — среди преодолевших этот нижний предел (очень низкий, всего 24 балла!) 60% не справились с заданиями сугубо грамматического характера. Такими, например, где по замыслу составителей (мудрому и полезному замыслу, как мне представляется) следовало обнаружить требующие активации основы теоретических знаний предыдущих школьных лет в их сложном взаимодействии. Справедливо отмечается в отчете, что «по оценке экспертов большая часть ошибок, с которыми одиннадцатиклассники приходят на ЕГЭ, родом из 6-7 классов». Если к одиннадцатому человек не усвоил, по каким важнейшим параметрам следует различать части речи (в частности, регулярно путаются друг с другом причастия, прилагательные, наречия), если затрудняется в опознавании формы слова, роли ее в предложении, а иногда и в формах словоизменения не силен, — до грамматической зрелости не рукой подать. Как удалось обнаружить, этому есть глубинное объяснение: мало кто из учащихся даже в 11 классе на уровне простой логики разбирается хотя бы в том, что такое признак, тем более — в различии признаков, обозначаемых разными частями речи. Соответственно, такому человеку не под силу безошибочно решить, одна или две буквы Н в случаях типа: Девочка умна и воспитанна; Девочка была хорошо воспитана своими родителями; Он говорил умно и обоснованно. Кстати, в том же отчете ФИПИ подсчитано: «С правописанием одной и двух НН не справляются 25% экзаменующихся». Каждый четвертый.

Обобщая выводы экспертов и педагогов, а также опыт разбора заданий со школьниками, назову 4 главных аспекта грамматики из числа изучаемых в 5–7 классах, знания которых нуждаются в реактивации в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку: 1\общие правила правописания безударных гласных, правописание гласных в корнях слов с чередованием. В первую очередь должно быть твердое знание перечня корней с чередующимися гласными (без этого не осилить тестовые задания 9, 10), но, как покажем, дело не только в этом; 2\правописание приставок и суффиксов, окончаний слов разных частей речи, тоже недоступное для не умеющих определять, к какой части речи относится слово (задания 11, 12); 3\опора на признаки самостоятельных частей речи при выполнении заданий 13, 14 ( слитное\раздельное написание). И наконец: 4\ основы семантического анализа при выборе варианта написания предлогов, союзов, частиц и омонимичных форм.

Остановимся на некоторых неочевидных сложностях первого и второго из указанных аспектов. Так, задания 9, 10, как это представлено в материалах текущего года, предназначенных для подготовки к экзамену и опубликованных на сайте ФИПИ, на первый взгляд несколько упрощены. Сейчас уже не нужно, как в прежние годы, вставлять пропущенные гласные, в каждом из приводимых слов они на своих местах. В такой, к примеру, строке: стелить, отварить (овощи), примирение (сторон). В задании — 5 строк по 3 слова каждая, нужно всего лишь найти из них такую (такие), где в составе — только слова с чередующимися корнями. Стоящие на своих местах гласные не подскажут нам, что в основе их права находиться здесь. Приведенная в качестве примера строка явно не подходит для ответа, потому что корень слова отварить -вар-, а он не относится к числу чередующихся. Его похожесть на корень -твар — не более, как «провокация». Даже если мы выучили, помним перечень корней с чередующимися гласными, важно учесть, что не все учебные пособия включают в их число корни, где чередуются звуки А, Я\ИМ, как в жать\сжимать; где чередуются А,Я\ИН, как память\вспоминать. А тестовые задания такие примеры включают. Для правильного ответа важно увидеть подобные слова, не упустить возможности включить строку с ними в ответ.

Другой вариант осложненности решения подобных заданий. Берем пример одной из строк: коснуться, промокнуть, примириться. Первые два слова — с безусловной отнесенностью к словам с чередующимися гласными корня, а вот в третьем корень -мир- — всего лишь омоним тому корню -мир-, который в словах умирать-умереть, замирать-замереть. Т.е. процесс чередования касается корня -мир- только в его значении «потерять способность к жизни, движению, изменению положения в пространстве», но не относится к слову мир в значении «отсутствие войны».

Нельзя не учитывать при выборе ответа, что процесс чередования может наблюдаться и в ряде слов, чьи корни лишь по некоторым внешним признакам могут быть ошибочно отнесены к числу чередующихся. Часто такое происходит при образовании видовых пар глаголов, например, уговОрить, но уговАривать, зарабОтать-зарабАтывать.

Без умения определять частеречную принадлежность слова невозможно безошибочно выполнять задание 11 из тех же материалов ФИПИ. Здесь требуется вставлять пропущенные буквы в морфемах разного характера: суффиксах, окончаниях глаголов, прилагательных, причастий, в наречиях, предлогах. К примеру, дается строка из двух слов: накапливать, улыбчивый, в каждом пропущена предпоследняя гласная. Правильным будет ответ, если обе эти гласные, которые вставим, -И. Но уверенный выбор этой буквы возможен лишь в случае применения в процессе размышления следующего нехитрого «алгоритма»: 1\ определяем, что накапливать — инфинитив глагола, улыбчивый — прилагательное; 2\в глаголе пропущенная буква входит в состав глагольного суффикса — ива, для выбора нужной гласной, следовательно, необходимо исходить из правила: ставим глагол в форму первого лица ед. числа настоящего времени: накапливаю. Сохранение при этом суффикса свидетельствует о наличии И в инфинитиве (и других безударных формах); 3\ в прилагательном улыбчивый пропущенная буква в составе суффикса -чив, выбор здесь гласной подчиняется своему правилу. А именно: другой гласной, кроме И, в суффиксе -чив не бывает.

Попутно обратим внимание на теоретическую возможность неверно обозначить суффикс прилагательного. Если спутать его, принять суффикс -чив за суффикс -ив, к примеру, можно ошибочно применить другое правило. Гарантирует правильность выбора — разбор слова по составу, приводим его: -ый — окончание, улыб- корень. Следовательно, -чив — суффикс (для сравнения приведу разбор другого слова: красивый : -ый — окончание, крас- — корень, суффикс -ив).

Как видим, разбор только одной строки задания уже потребовал опереться на признаки частей речи, на знания их изменительных возможностей и на связи их морфологической и словообразовательной структуры с правилами правописания. Нет никакого сомнения: только такое постижение основ грамматики, а вовсе не бессмысленное натаскивание на решении сходных категорий тестовых заданий позволяет подготовить ученика к экзамену, а ему потом получить справедливую оценку, позволяет сформироваться полноценной грамотности. А если этого не делать… Если не делать, то в жизнь вступают очередные блогеры, завсегдатаи форумов и социальных сетей, авторы таких, например, высказываний (совсем свежее, с просторов Интернета): Эпидемия коронавируса может улучшиться к середине лета 21 года (кому будет лучше: эпидемии или больным?) В штабе Тихоновской рассказали о ее самочувствии (ей рассказали или другим?). У весной болевших коронавирусом началось обострение (беспрецедентное сочетание союза У с падежной формой!) Япония планирует вернуть Шикотан и Хабомаи (кому вернуть?) В России выведут моль, питающуюся пластиком (выведут — создадут или, напротив, — уничтожат?)…

А ведь каждый из авторов в свое время преодолел, скорее всего, барьер в 24 балла…