Кингсли Уильям Эмис

Кингсли Уильям Эмис (1922-1995) – английский прозаик, поэт и критик. Один из лидеров литературного направления 1950-x годов «рассерженные молодые люди».

Годы учебы в колледже Сент-Джон в Оксфорде были прерваны службой в армии во время Второй мировой войны (1942-1945). Только в 1949 Эмис смог завершить свое образование. В 1949-1963 преподавал английскую литературу в университетах Суонси, Принстона и Кембриджа.

Творческий путь начинал как поэт. Его перу принадлежат несколько сборников: «Солнечный ноябрь» (1947), «Склад ума» (1953), «Пробы» (1956), «Взгляд вокруг» (1967). В 1978 Эмис составил «Оксфордскую антологию легкой поэзии», а также несколько антологий современных поэтов.

Известность писателя, однако, связана прежде всего с его романами, особенно с первым из них – «Счастливчик Джим» (премия Сомерсета Моэма; экранизация 1957; переведен на русский язык в 1958), книгой, воспринятой в контексте движения «рассерженных молодых людей».

Герой книги Джим Диксон, ассистент кафедры истории провинциального университета, стал во многом репрезентативной фигурой для своего времени, а его имя – нарицательным в Англии 1950-1960-х гг. Приспособленчество и протест на протяжении всего романа попеременно становятся доминантами его поведения; эта раздвоенность и делает героя Эмиса олицетворением социальной психологии своей эпохи. Бунтарство не идет у него дальше жестов поверхностного протеста; издеваясь над окружающим тупоумием, в комических, почти клоунских формах, Джим испытывает леденящий душу ужас перед разоблачением; бунт против педанта, от которого зависит вся университетская карьера героя, выражаются лишь в гримасах и нелепых поступках.

Историю своего типичного героя Эмис продолжил в романе «Это неопределенное чувство» (1955), действие которого происходит также в провинциальной публичной библиотеке, и завершил в романе «Пунктик Джейка» (1978). Здесь главным героем становится профессор Оксфордского университета, постаревший, страдающий от одиночества человек, попадающий в руки врачей-шарлатанов.

Со временем радикализм, исповедуемый «рассерженными молодыми людьми» становится чужд Эмису, о бунтарских помыслах его героя нет и речи. Уже к концу 1950-х гг. писатель заявил о своем неприятии левых идей, а в годы молодежного движения занял по отношению к нему непримиримо враждебную позицию. Сатирические выпады писателя в романах «Мне нравится здесь» (1958), действие которого происходит в Португалии, «Выбирай девочку себе по вкусу» (1960), «Толстый англичанин» (1963), «Я хочу сейчас» (1968) – их действие переносится в США – все чаще направлены против тех, для кого аффектированное отвращение к будничности и страсть к эпатажу становились суррогатом отношения к жизни.

Спустя двадцать лет в начале 1990-х гг. Эмис с неменьшим скепсисом описал ажиотаж вокруг коллапса советской системы, когда на поверхность вынесло проходимцев, спекулирующих якобы испытанными ими гонениями в коммунистические времена – «Эта русская» (1992). Устами одного из персонажей этого романа, профессора-слависта, ставшего жертвой мнимой поэтессы-диссидентки из Москвы, выражены эстетические принципы писателя, которых он придерживался всю свою писательскую жизнь.

Эмиса постепенно, но все увереннее с каждым годом отождествляли с массовой и коммерческой литературой – часто слишком прямолинейно и бездоказательно. Однако он дал повод для таких оценок, главным образом, тем, что после смерти И. Флеминга продолжил сериал о Джеймсе Бонде («Полковник Солнце» –  1968, издан под псевдонимом Р. Маркем), а также опубликовал несколько легко и изящно написанных комических романов, лишенных сколько-нибудь значительного содержания (наибольшей популярностью среди них пользовались: «Старые шуты» (Букеровская премия), «Нельзя быть тем и другим одновременно» (1994), «Усатый биограф» (1995) Вместе с тем достоинства прозы Эмиса – присущее ей многообразие ярко очерченных характеров, наблюдательность, выразительность картин будничной жизни – сохранялись в ней с начала карьеры писателя и до самого конца.

Эмис занимает прочно высокое место и в истории английской комической прозы 20 в. от Дж. К. Джерома до И. Во.

Эмис испробовал себя в разных жанрах, в том числе в жанре шпионского романа («Лига против смерти» – 1966) и «готической прозы» («Зеленый человек» – 1969), исторической антиутопии («Изменение» – 1976).

Умер 22 октября 1995 года в Лондоне.