В беседах о книгах и о языке в рамках нашего лектория мы нередко касались трудностей русской грамматики, говорили о феноменах произношения, написания, о возникновении слов, интересных названий, о роли новаций в прогрессе и о выразительных возможностях литературного языка.
Хорошо известно: для адекватной оценки возможностей языка немалую роль играет уровень осведомленности носителя, ведь не только так называемое «языковое чутье» диктует стих, строку прозы? И если в тексте писателя нам встретилась фраза: Окруживший нас лес, словно после сна, щурился спросонья; если блогер с кулинарными амбициями советует Ложите побольше сливок; если среди советов врача-офтальмолога нам встретилось Надо вовремя одевать ребенку очки, — встречаясь с подобными речевыми изысками, смело можем сказать: каждый из авторов сумел пренебречь требованиями школьного выпускного экзамена по русскому языку, экзамена серьезного, отношения с содержанием которого с нами навсегда.
Поэтому разговор о тех проблемах, с которыми сталкивается учащийся при подготовке к экзамену, касается, как показывает практика, не только учеников, но и каждого носителя языка. Поэтому мы решили рассказать о некоторых способах активизации грамматических правил — и одновременно о подсказках, облегчающих решения экзаменационных задач. Другими словами: хотим поделиться некоторыми хитростями, — можно даже назвать их лайфхаками, — которые, активизируя нужные, когда-то усвоенные, но подзабытые грамматические сведения, позволяют быстрее и легче справиться с заданием, а значит и с трудностями языка в целом.
Постараемся также показать, хочется сказать — доказать, что знания особенностей языка сопровождают нас всю послешкольную жизнь, недаром выдержавший ЕГЭ получает «аттестат зрелости».
Не исключено, что мнение мое абсолютно субъективно и далеко не все его разделят, но поделюсь: мне представляется, что на сегодняшний день одним из самых больших достижений в нашем школьном обучении русскому языку является именно содержание заданий единого государственного экзамена. При этом справиться с заданиями экзамена, заработать высокий балл учащийся может только при условии усвоения основных сведений о русской лексической и грамматической системе, т. е. узловых моментов того, что изучалось с 4 по 11 класс. Одновременно высокий балл, полученный на экзамене, — надежное свидетельство усвоения этих сведений, свидетельство результативности проделанной учащимся под руководством учителя познавательной работы. Мы поэтому и говорим об экзамене, что его сведения важны для каждого.
К примеру, проявленное учащимся умение сделать стилистический анализ текста (он предлагается Заданием 1) помогает воочию убедиться, что учащийся разбирается в приметах того или иного стиля языка, знает о возможностях сочетания этих примет, может отличить речь разговорную от научной или официально-деловой. Или другой пример: ничто так не укрепляет знаний о родственных связях глагольных форм, как их орфографически закрепленная и отлаженная (Задания 9-11) взаимозависимость : чтобы безошибочно написать видЕвший, необходимо понимать, что мы здесь ориентируемся не на признаки спряжения, а помним, что в причастии прошедшего времени сохраняется гласная инфинитива; если кого-то просим написать, то говорим напишИте, но если предполагаем — напишЕте, потому что имеем дело с двумя разными формами глагола: повелительное наклонение — в первом случае, настоящее-будущее время — во втором, только различение их предупреждает орфографическую ошибку; здесь правила орфографии — на страже, сохраняют признаки различия форм. Попутно заметим, что ошибки в приведенных случаях и похожих довольно частотны, задания, подобные заданию 10 (а это задания 9–12), одновременно со своей контролирующей функцией, участвуют и в закреплении орфографических навыков.
Учитывая сказанное, представляется интересным взглянуть на материал экзамена с целью квалификации и классификации основных теоретических сведений, которые требуются для выполнения тестовых заданий. Следовательно, приступая к выполнению того или иного задания, учащийся должен прежде всего активизировать эти главные сведения, постоянно привлекать их в процессе работы.
Предлагаемый далее анализ посвящен обзору важнейших теоретических составляющих, попросту говоря, — обзору правил, лежащих в основе каждого из тестовых заданий. На примере использования обзорных сведений можно показать, как они участвуют в процессе решения каждой из 26 тестовых задач, но с учетом ограничений размеров нашего контента разберем вначале только некоторые.
И начнем с задания 1. Полностью готовым к получению правильного ответа будет только учащийся, твердо усвоивший:
1) сведения о характерных чертах каждого из функциональных стилей русского языка, исторически сложившихся разновидностей единого литературного языка;
2) в сфере общения, которая относится к науке, и в рамках потребностей теоретического мышления таким является научный стиль. Характеризуем его: А. Основная цель научной речи — сообщение адресату новых сведений о действительности, доказательность их истинности. Б. Наиболее общие специфические черты научного стиля: точность изложения; обобщенность, абстрактность; доказательность, объективность изложения; В. Научный стиль не общедоступен; Г. Изложение отличается логической связностью; Д. Характерные языковые средства: в лексике: использование терминов; слов с абстрактным значением; разговорных и эмоционально-экспрессивных. В морфологии: преобладание глаголов несоверш. вида; использ. ед. числа сущ. в значении множ.,частое употребление дееприч., прич.; использ. сложных предлогов и союзов. В синтаксисе: прямой порядок слов, преобладание сложных предложений, вводных слов и выражений, использование глагольно-именных сочетаний. Е. Строгость логической схемы построения текста, жанровая специфика.
Отдельно рассматривается некоторыми исследователями такой подстиль, как научно-популярный, среди текстов задания 1 нередко встречаются и тексты этого подстиля. Если отличительная черта собственно научного стиля — академическое изложение, адресованное специалистам, то признаки научно-популярного, наряду с точностью передаваемой информации, убедительностью аргументации и другими чертами, еще особые черты: ориентированность на передачу научной информации неподготовленному для ее восприятия читателю через письменные (научно-популярная статья, очерк, книга) и устные жанры (лекции, выступления, сообщения). Часто используются специальные приемы донесения сложного материала простым и понятным способом, т. е. происходит трансформация научного подстиля в научно-популярный, что проявляется в использовании специальных стилистических приемов и в существенных изменениях используемых языковых средств на разных языковых уровнях: лексическом, морфологическом, синтаксическом, назовем основные:
1. Изменения на лексическом уровне языка: замена абстрактных книжных слов конкретной лексикой: жилищный фонд — дома, прибыль — деньги; замена заимствований исконно русскими словами: легальный — законный, электорат — народ; объяснение имеющихся в тексте терминов и сложных понятий или приведение в скобках русского эквивалента: экспектации — ожидания, инвестиции — вложения, юриспруденция — право; дополнение родовых понятий видовыми: объекты недвижимости — жилые дома, школы, гаражи, магазины; правовые документы — законы, уставы, нормативные акты; высказывание эмоциональных комментариев, разъяснений и оценки с помощью эмоционально-оценочной лексики: раскаявшийся преступник, невероятные объяснения, торжество закона, неизбежность наказания; введение разговорной лексики, фразеологизмов, образных выражений: цены на услуги адвоката взлетели вверх; введение нового знания через метафору и другие образные средства: огонь правосудия вспыхивает в речи прокурора; печать закона в руках судьи; адвокат, как справедливый отец, признает ответственность подзащитного. Точно так же имеются особые средства на морфологическом уровне языка: детализация информации с помощью качественных и относительных прилагательных, относящихся к существительным; использование наряду с глаголами, имеющими непроявленное или абстрактное лексическое значение, глаголов, выражающих конкретные действия в разных временах; создание диалога с читателем с помощью глаголов в форме повелительного наклонения.
Средства на синтаксическом уровне языка следующие: использование более коротких фраз, сокращение объема предложений до 7–9 слов; разделение сложных предложений на несколько простых; отказ от причастных и деепричастных оборотов, замена их синонимичными конструкциями, придаточными предложениями; использование для связи вводных слов логического характера: во-первых, во-вторых, итак, таким образом; использование восклицательных и вопросительных предложений.
Стилистические приемы: выстраивание диалога с читателем или аудиторией: обращения, вопросы логического характера, личные местоимения 1-го и 2-го лица; использование приемов диалогизации в монологической речи автора текста или оратора: риторические вопросы и восклицания, риторические диалоги, личное местоимение мы и притяжательное наш в разных падежах и числах, глаголы в форме 1-го лица множественного числа настоящего или будущего времени; чередование смысловых типов речи: рассуждения, описания, повествования; использование риторических тропов и фигур речи для выразительности: метафор, эпитетов, сравнений, гиперболы, инверсии, анафоры, эпифоры, лексического и синонимического повторов и т.д.; конкретизация материала с помощью примеров, приведенных после теории, вставки ярких деталей; наделение заголовка информативной и рекламной функцией: он обычно определяет сферу науки и тему текста, при этом увлекает адресата экспрессивными средствами языка.
Язык научно-популярной литературы очень близок к общелитературному, терминологии здесь употребляется несравненно меньше, чем в научной прозе, используются в основном общеупотребительные, а не узкоспециальные термины. В научно-популярных текстах определения научных понятий либо заменяются упрощенными определениями, описательными оборотами, либо понятия объясняются в тексте и иллюстрируются примерами и сравнениями.
Второй важный стиль языка — официально-деловой. С его помощью описываются административно-правовые отношения, отношения официальной деятельности. Социальная значимость состоит в удовлетворении потребностей документального оформления актов государственной, общественной, политической и экономической жизни, а также актов государственных, государственно-личностных и личностно-личностных отношений. Важнейшие черты: точность формулировок; сжатость изложения; стереотипность; предписывающий характер; официальность; объективность; логичность изложения. Характерные языковые средства: функционально-стилистическая окраска лексики, фразеологии; общекнижные средства; лексика специфическая («ставить вопрос»); безличность отнесенности описываемого; отсутствие элемента оценочности; беспристрастность изложения; редкость отнесенности к определенному лицу. Особенно типичны для стиля официально-деловая терминология; частотность инфинитива; отыменные предлоги, союзы, устойчивые сочетания. Синтаксис: номинативные предложения, обособленные обороты, ряды однородных членов, частотность условных конструкций. В синтаксисе: прямой порядок слов.
Специфические жанры: заявление, автобиография, докладная записка, объяснительная записка.
Третий стиль — публицистический, т. е. общественно-значимый. Он представлен в общественных отношениях, используется в общественно-политической деятельности, литературе. Особое место занимает газетная разновидность. Важнейшие функции: информация, воздействие на адресата (влияние через слово, убеждение). Языковые средства: следование стандарту плюс экспрессивная окраска; совмещение книжной лексики с архаизмами, включенность разговорно-просторечной и архаичной лексики. В морфологии: существительные с суф. -ость, -ство, -ние; страдат. причастия, прич. прошедшего времени; сложные слова, настоящее историческое время. Синтаксис: эллиптические структуры, номинативные предложения; вопросит., восклицат., вводные предложения; присоединит. конструкции, парцелляция; стилистические фигуры: антитеза, градации, анафора, эпифора; вопросит.-ответные построения; вставки.
Характерные жанры: статья, очерк, эссе.
Реже в заданиях представлены тексты разговорного стиля, сфера его применения — бытовое общение, форма реализации в основном устная. Главная функция — коммуникация, особенности использования: неофициальные отношения, неподготовленные отношения.
Как уже отмечалось, в тестовом задании 1 может быть представлен текст любого из этих стилей. Первейшая задача экзаменующегося — зная признаки, опознать стилевую принадлежность. И только потом перейти к ответам на вопросы, каждый из которых потребует опоры на сведения текстового анализа.
Расскажем по порядку об этих алгоритмах, обосновывая теоретическую связь с содержанием каждого из заданий и показывая на примерах, образцах, как работают эти «лайфхаки».
Задание 1. Оно представляет собой 5 вопросов, и только те из них, что признаются соответствующими содержанию текста, входят впоследствии в ответ-решение, т. е. в него включаются номера вопросов с положительным ответом. Наличие при этом соответствия для каждого из вопросов выводится на основании сведений, почерпнутых из приводимого текста.
Для быстрого и успешного решения процедура должна включать следующие компоненты и порядок действий: а) чтение текста и осознание основных его специфических черт, выразительных средств и разноуровневых свойств. Только такой подход поможет дать правильный ответ на поставленные в задании вопросы; б) после выполнения этой процедуры содержание каждого из пяти предлагаемых заданием вопросов соотносится со свойствами текста и в зависимости от результата соотнесенности ответ на данный вопрос включается \ не включается в ответ.
Покажем, как работает алгоритм на примере одного конкретного задания 1[1].
Текст:
В 1269 году некий Пьер Перегрин из Марикурта во время вынужденного безделья при осаде небольшого итальянского городка Люцера написал книжку «Письма о магните», в […] собрана масса наблюдений о магните, накопившихся до него и сделанных лично им. Перегрин впервые говорит о полюсах магнитов, о притяжении («совокуплении») разноименных полюсов и отталкивании одноименных, об изготовлении искусственных магнитов, о проникновении магнитных сил через стекло и воду, о компасе. Причину притяжения южного и северного полюсов Перегрин и его последователи объясняли довольно туманно: «Южная часть притягивается той, которая имеет свойства и природу севера, хотя они обе имеют одну и ту же специфическую форму. Однако это не исключает некоторых свойств, существующих более полно в южной части. Но эти свойства северная часть имеет лишь в возможности, и поэтому они при этой возможности и проявляются». Ценность этой точки зрения заключается в том, что она, наводя на размышления, привела средневекового ученого Аверроэса к гениальной догадке. По его мнению, естественный магнит искажал ближайшее к нему пространство в соответствии с его формой. Ближайшие к магниту области среды, в свою очередь, искажали ближайшие к ним, и так до тех пор, пока «специи» не достигали железа. В этих рассуждениях впервые дан намек на магнитное поле — особую форму материи. (Из книги В. П. Карцева «Приключения великих уравнений».)
Опишем ход работы:
1. Внимательно читаем текст и выделяем его особенности. Мы обнаруживаем в данном тексте черты теоретического мышления; понимаем, что основное содержание сводится к сообщению адресату новых знаний о какой-то части действительности, в данном случае — о магнетизме. Для текста характерны также признаки: точность (употребление терминов, использование формулировок, имеются элементы, подтверждающие мысль автора, цитирование). Текст непрост для понимания, требует напряженного внимания. Изложению свойственна композиционная связанность, используются слова и группы слов, характерные для этапов логического мышления; есть элементы, участвующие в подготовке вывода, заключения (здесь это мысль, ради которой создан текст, обобщение, выраженное в последней фразе). В тексте наблюдаем лексику, характерную для научного стиля. (Этим кончается использование первой части алгоритма.)
2. а) Осознав наличие отмеченных показателей особенностей текста, обращаемся к вопросам. Главное для правильности ответа: утвердительный ответ на вопрос не должен входить в противоречие с отмеченными в тексте свойствами. Чтобы было понятнее, как это на деле, б) Обращаемся поочередно к вопросам, имея в виду характеристики текста:
Вопрос 1: Используется в тексте группа вводных словосочетаний, содержащих указание на источник сообщения и порядок оформления мысли (по его мнению, в свою очередь), что позволяет выстроить логику размышления. — Да, это верно. В тексте наблюдается отмеченное свойство, поэтому ответ на вопрос: да.
Вопрос 2: Основной функцией приведенного текста является сообщение. — Анализируя текст, мы уже заметили признаки в нем такой функции, ответ да.
Вопрос 3: Стиль текста характеризуется стремлением к синтаксической компрессии — к сжатию, увеличению объема информации при сокращении объема текста. Поэтому для него характерны словосочетания имен существительных, в которых в функции определения выступает родительный падеж имени (масса наблюдений, полюсах магнитов). — Действительно, родительный имени часто употребляется в данном тексте, поэтому ответ да.
Вопрос 4: Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (притяжение, отталкивание, проникновение и др.), чаще используются глаголы несовершенного вида (говорит, объясняли, имеет и др.). — Правильно. Эти особенности в тексте представлены, ответ да.
Вопрос 5: Общими особенностями стиля, характерными для данного текста, являются неофициальность, непринужденность, неподготовленность. — Ни одно из перечисленных в вопросе качеств не представлено в данном тексте, ставим нет.
И ответ на задание 1 готов: в ответе будут цифры 1, 2, 3, 4.
Рассмотрим для сравнения еще один текст из другого задания 1, уже другого плана:
Помните монолог героини Татьяны Дорониной в кинофильме «Старшая сестра»: «Театр!… Вы любите театр? Я хочу спросить: вы любите театр, как люблю его я, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?» Никогда не думала, что эти первые строки смогут так впечатлить меня, тогда ещё восьмилетнего ребёнка, а страстный взгляд актрисы сможет так заворожить и напитать детскую душу, что спустя много лет я почувствую острую тягу признаться в любви. Кому? Чему?.. Балету.
Итак, любите ли вы балет так, как его люблю я? Пожалуй, следует признать, что балет является самым изящным видом искусства. Разве что огранка редких и прекрасных драгоценных камней и создание тончайшей работы ювелирных изделий может сравниться с аристократичностью и гармонией движений в балете. Достаточно посмотреть балет Джорджа Баланчина «Драгоценности» (George Balanchine, Jewels), чтобы это сравнение не показалось случайным или чрезмерным. Рекомендую смотреть эту постановку в театре с ярусов, <...> именно сверху открывается наилучший вид на ювелирно выверенные узоры построений грациозных танцовщиц. Музыкальное повествование при этом ведётся об изумрудах, рубинах и бриллиантах. Роскошь!
а) Как и при анализе первого текста, разберем основные черты. У текста явные признаки отнесенности его к публицистике: тематика отражает общественные отношения (речь о влиянии и тех или иных преимуществах вида культуры, искусства). В лексическом ярусе видим совмещение книжных слов (пожалуй, изящный, аристократичность, чрезмерный ) и общеупотребительной, разговорной лексики (разве что, постановка, узоры); б) В морфологии о публицистической стилистике говорят формы повелительного наклонения, формы непосредственного вовлечения в общение потенциального участника ситуации (читателя, слушателя); в) Вопросно-ответная форма изложения — еще одна из ярких примет публицистического стиля. Часто используются присоединительные и уточняющие конструкции; г) В ходе изложения содержания в целях логического обоснования, как это принято в публицистическом стиле, применяются такие средства, как вводные слова, уточняющие компоненты (то есть, а именно, итак).
Определив для себя особенности стилистики текста и в результате поняв, что данный текст относится к текстам публицистического стиля, обратимся к вопросам:
Вопрос 1. Функцию специальных средств, указывающих на развитие мысли автора, выполняют слова то есть, тогда, итак, именно. — Ответ да, т. к. такие средства, представляющие развитие мысли, действительно, представлены в тексте.
Вопрос 2. Основной функционально-смысловой тип речи текста — повествование, так как изображаемые явления даются не в одновременности, а в их хронологической последовательности (тогда, спустя много лет). — Это неверно, т. к. отмеченные слова и сочетания указывают не на развитие ситуации, а на конкретный момент в прошлом, основной тип речи — рассуждение, поэтому ответ нет.
Вопрос 3. Воздействие на читателя достигается путём использования в тексте слов и выражений, передающих чувства автора (заворожить, признаться в любви, роскошь). — Действительно, такие слова и выражения в тексте есть, ответ да.
Вопрос 4. В тексте используются глаголы в форме повелительного наклонения (помните, любите), что позволяет создать ощущение живого диалога с читателем. — Это неверно, глаголов в форме повелительного наклонения в тексте нет, приведенные в вопросе примеры –глаголы в форме настоящего времени. Ответ — нет.
Вопрос 5. Текст относится к публицистическому стилю речи, так как отличается эмоциональностью, высокой степенью воздействия на читателя. — Ответ да, т. к., действительно, в тексте много примет отнесенности к публицистическому стилю.
Таким образом, ответ на задание: 1, 2, 4, 5.
Выработав привычку, автоматизм использования указанных алгоритмов, учащийся может получать гарантированно правильный ответ-решение каждого из тестов ЕГЭ.
Обратимся теперь к ходу рассуждений и к вспомогательным элементам алгоритмов при выполнении Задания 2.
Формулировка его: Самостоятельно подберите относительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом предложении текста. Запишите это местоимение.
Выписываем из текста предложение с пропуском: В 1269 году некий Пьер Перегрин из Марикурта во время вынужденного безделья при осаде небольшого итальянского городка Люцера написал книжку «Письма о магните», в […] собрана масса наблюдений о магните, накопившихся до него и сделанных лично им…
Ход рассуждения для подготовки ответа: 1) Анализ предложения, в результате — отвечаем на вопрос: какого члена предложения недостает? 2) Самостоятельное ли это слово или служебное? Это союз, он заменяет слово письмо. 3) Сопоставляем предложение с пропуском с другими фразами текста. 4) Если пропущенное слово принадлежит к самостоятельной части речи, то какой именно? 5) Следует обратить внимание, не в составе ли фразеологизма пропущенный компонент?
В нашем примере, как сообщено уже формулировкой задания, пропущенное слово относится к самостоятельной части речи, это относительное местоимение, следовательно, нужно найти, какое именно относительное местоимение, это и будет ответ на вопрос, возникающий в процессе анализа текста: написал книжку какую? Возникает предположение об ответе, содержащем указательное местоимение: такую, которая…, при этом указательное местоимение такую может лишь подозреваться, может быть опущено, но сам факт его допустимости говорит о том, что пропущенное слово, — а оно на стыке главного и придаточного предложений, — не союз, а союзное слово.
Осталось найти это слово. Для этого сделаем некоторое отступление. Вспомним, прежде чем высказать предположение, какое именно слово пропущено, как отличить союз от союзного слова? И в какой роли в предложении выступает союзное слово? Ведь иногда, даже зная все правила, не так просто отличить союз от союзного слова, например: Он сказал, что он знает о случившемся (здесь что — союз, в сложно-подчиненном предложении с придаточным изъяснительным). Но изменим несколько смысл: Он сказал, ЧТО знает (т. е. не просто знает, а что именно знает) о случившемся (здесь «что» союзное слово, перед нами уже другой вид конструкции, придаточное отвечает на другой вопрос (ср.: в первом случае сказал что? — во втором что знает).
Еще два примера для пояснения сравнения: Он приехал, когда все уже спали (когда приехал? — союз, предложение сложноподчиненное с придаточным времени). — Иное дело: Это было время (какое?), когда все уже спали (сложноподчиненное с придаточным определительным, союзное слово).
Как мы их различаем: союз можно заменить другим союзом, служебное слово — только местоимением или наречием. В придаточном определительном когда (куда, где, что и др.) будет союзным словом, потому что местоимённое слово можно заменить местоимением который (в главном будет указательное местоимение, или его можно предположить): Это было время (какое? (такое), когда (в которое) все уже спали); если же слово можно заменить другим союзом (в то время как), то это союз: Он приехал (когда?), когда (в то время как) все уже спали.
В сложных случаях для правильного решения важно правильно определить вид предложения, для гарантирования правильности нужно воспользоваться следующей информацией: а) вид придаточного; б) способы связи, применяемые для каждого вида (местоименная, союзная или местоименно-союзная); в) определение для союза и союзного слова. Этого достаточно для анализа. Можно также использовать подстановку, замену. Союз — это служебная часть речи, которая служит для связи частей сложного предложения, однородных членов предложения и целых предложений. Союз не является самостоятельным членом предложения. Иное — союзные слова, это местоименные слова, в которых совмещены свойства самостоятельной (знаменательной) и служебной части речи. В качестве союзных слов способны употребляться только местоименные слова вопросительного типа: местоимения-существительные (кто, что); местоименные прилагательные (какой, который, каковой, каков, чей); местоименные наречия (где, куда, откуда, когда, как, насколько, почему, отчего, зачем); местоименное числительное (сколько).
Еще один пункт алгоритма важен для ответа в подобных случаях: мы упоминали о нем в начале данного анализа: прежде чем решить, какое слово пропущено, надо определить, чем оно является в предложении. Если член предложения — это союзное слово, которое и служит для присоединения к главному предложению, но сравним несколько разных случаев: Я знаю, что скоро уеду. Что — союз. Я знаю, что мне теперь делать. Делать (что?). Что — союзное слово — местоимение, является дополнением; Я радуюсь, когда вижу тебя. Когда — союз. Он услышал стихотворение, которое ему так нравится. Которое — подлежащее, союзное слово. В нашем случае: восстанавливаемое слово является дополнением.
Обобщим результаты анализа, чтобы привести правильный ответ. Для нашего конкретного случая вспоминаем правило: учитывая, что в сложноподчинённом предложении главная часть связывается с придаточной частью с помощью следующих средств: подчинительных союзов, союзных слов, указательных слов, отмечаем, что у нас — пропуск в составе сложного, сложноподчиненного предложения. Пропущенное слово в начале придаточного предложения, роль в этом придаточном — дополнения.
Так чем прикрепляется придаточное к главному — союзом или союзным словом? В нашем примере союзным словом, учитывая его определяющую в данном случае характеристику. Ответ готов, пропущенная лексема в нашем задании — союзное слово который, именно с его помощью присоединяется придаточное предложение, определительное, оно поясняет дополнение книжку, снабжает читателя дополнительными сведениями о том, о какой именно книжке идет речь. Если бы не это придаточное, нужно было бы создавать отдельное, еще одно предложение в дополнение к отрывку текста, что привело бы к осложнению, ср.: написал книжку — какую? о чем? — В ней собрана масса наблюдений, о…
Мы продолжим разбор заданий ЕГЭ и лайфхаков для них в последующих выпусках лекций по филологии.
Было бы приятно учесть при этом ваши, дорогие читатели, замечания и советы.
[1] Здесь и далее все иллюстрации — с сайта тренировочных упражнений «Решу ЕГЭ».