10 – 13 марта 2020 г. на базе Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф.И. Тютчева в рамках открытого благотворительного конкурса «Новая роль библиотек в образовании» состоялся проектно-аналитический семинар «Новые модели деятельности библиотек и музеев и новые модели современного образования. Проектный подход». Поддержка данного проекта осуществлена в рамках благотворительной деятельности, на средства, предоставленные Фондом Михаила Прохорова.
В семинаре приняли участие представители библиотек г. Брянска, Брянской, Белгородской, Калужской, и Самарской областей. Всего 50 человек.
Основные идеи семинара:
Национальные проекты предлагают пути модернизации учреждений культуры. Проект «Модельные библиотеки» помог многим библиотекам существенно модернизировать свою инфраструктуру. Во многих регионах создаются новые модели учреждений культуры. Проекты «Цифровая культура» и «Творческие люди» далеко не исчерпали своих возможностей.
На семинаре в рамках грантового конкурса Фонда Михаила Прохорова «Новая роль библиотек в образовании» обсуждалось, как соотносятся новые «модельные библиотеки» и новые модели деятельности библиотек.
Как связаны между собой новые модели деятельности библиотек и музеев и новые модели современного образования? Как найти золотую середину между унификацией и локальными особенностями? Что такое «мода» в деятельности учреждений культуры и что такое «модель» – что здесь временное и что постоянное? Насколько долговременны новые модели учреждений культуры? Библиотека и музей «с человеческим лицом» - это новая или старая модель?
И главный вопрос: нужны ли для современного человека и современного образования библиотеки и музеи? И, если нужны, то зачем?
Проектная деятельность в сфере культуры – это совсем не новое дело, но какие реальные социальные эффекты мы получаем? Как меняется социальная и человеческая коммуникация библиотек и музеев в результате проектной активности?
Какие проекты помогают лучше понять себя и изменить качество своей жизни нашим согражданам? Как помочь сделать образование в течение всей жизни нормой в нашем обществе? Есть ли здесь неиспользованные возможности у библиотек и музеев, и как их можно реализовать через те проекты, которые поддерживает Фонд Михаила Прохорова в рамках конкурса «Новая роль библиотек в образовании»
Основные темы, на которые был сделан акцент на семинаре:
- социокультурное проектирование как методология социальных изменений
- современные общественные/образовательные тенденции, процессы и запросы (формальное образование снова в кризисе)
- современные модели коммуникации внутри и вне учреждений культуры
- партнерство как условие устойчивого развития
- модельные библиотеки и локальные особенности
- локальные истории – дань моде или общественный запрос на человеческое измерение
- цифровая среда и новая этика
Цель семинара - способствовать разработке социально-культурных проектов институтов памяти (музеев, библиотек, архивов) для их дальнейшей реализации в ходе грантового конкурса «Новая роль библиотек в образовании», а также других проектных и грантовых конкурсов и инициатив.
На семинаре шла речь о ресурсах и образовательных возможностях библиотек и музеев, в том числе, как хранителей локальной истории.
Основная программа проектно-образовательного семинара предварялась открытыми лекциями. Работа проходила в разных форматах: групповой работы, ролевых игр, дискуссий, презентаций, пленумов, экспертных обсуждений.
В течение 4-х дней участники слушали лекции, занимались проектированием, представляли свои идеи, имели возможность выслушать мнение экспертов.
Ведущие семинара:
Ольга Валентиновна Синицына, искусствовед, член Экспертного Совета Фонда Прохорова, независимый эксперт по библиотечному и музейному развитию и международному культурному сотрудничеству, член Президиума АДИТ, член ИКОМ, член Совета Ассоциации менеджеров культуры. Эксперт и преподаватель Президентской программы переподготовки руководителей в сфере культуры «Управление в сфере культуры» РАНХиГС при Президенте РФ.
Николай Евгеньевич Прянишников, архитектор, руководитель направления «Культурный менеджмент» в МВШСЭН, руководитель Круглого стола по библиотечной архитектуре и дизайну РБА, Председатель Совета партнерства Ассоциации менеджеров культуры. Эксперт и преподаватель Президентской программы переподготовки руководителей в сфере культуры «Управление в сфере культуры» РАНХиГС при Президенте РФ.
Александр Алексеевич Артамонов, магистр менеджмента культуры (Манчестерский университет), ведущий специалист редакции журнала «Крестьяноведение» РАНХиГС, преподаватель Президентской программы повышения квалификации РАНХиГС, эксперт Творческой группы «Музейные решения», член экспертного совета программы "Музеи русского Севера" компании "Северсталь", член Президиума некоммерческого партнёрства «Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии» (АДИТ).
Ирина Владимировна Щербакова, магистр менеджмента культуры (Абердинский университет); эксперт Института управления государственными ресурсами НИУ «Высшая школа экономики»; научный сотрудник в проектах Института развития образования НИУ ВШЭ (2009-2015). Эксперт Президентской программы переподготовки руководителей в сфере культуры «Управление в сфере культуры» РАНХиГС при Президенте РФ.
Елена Владимировна Лерман, журналист, директор Академии «Гражданское общество», специалист в области международного сотрудничества, руководитель проекта «Библиотечные мастерские», эксперт семинаров для библиотекарей в рамках конкурса «Новая роль библиотек в образовании» Фонда Михаила Прохорова.
Валентина Ивановна Тислянкова, доцент кафедры Социальной педагогики и социальной работы Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, член наблюдательного совета Центра дополнительного образования системы кадетского и женского гимназического образования в Красноярском крае, член Ассоциации менеджеров культуры, куратор конкурса «Новая роль библиотек в образовании» Благотворительного Фонда Михаила Прохорова, г. Красноярск.