Лишин-Нивлянский Григорий Андреевич

(23.04.1854 – 15.06.1888)

Григорий Андреевич Лишин-Нивлянский пианист, дирижер, поэт, композитор, переводчик, либреттист, журналист, родоначальник отечественной мелодекламации.  

Г.А.  Лишин являлся потомком известного рода военных и государственных деятелей Лишиных. За заслуги отца и деда, за службу в Мглинской сотне Стародубского полка Лишины получили от гетмана Апостола Универсал «на купленные грунты с поселенными людьми в Нивном» и других селах Мглинского уезда (ныне Суражский район Брянской области). Село Нивное стало родовым имением  Лишиных.   

Григорий Андреевич Лишин  взял псевдоним Нивлянский в связи с названием родового села Нивное, где устраивал музыкальные вечера в кругу родных и друзей.

С музыкой  Григория  Андреевича познакомила мать, затем он был передан заботам петербургских педагогов.      

В 1867 г.  Лишин  поступил в петербургское Училище Правоведения. Как известно, в нем воспитанники имели возможность продолжать занятия на музыкальных инструментах, которыми владели до поступления в Училище, и осваивать новые. Не случайно такие выпускники, как Серов, Стасов, Чайковский, без особой симпатии изучавшие собственно юридические дисциплины, смогли развить здесь именно музыкальные способности.  Лишин, продолжая совершенствоваться в игре на фортепьяно у прославленного немецкого виртуоза А. Гензельта, освоил за  годы  учёбы альтгорн и корвет, а гармонией и композицией занимался с консерваторским педагогом Н.Ф. Соловьёвым.         

Весной 1875 г. в звании коллежского секретаря  Григорий  окончил Училище Правоведения и получил назначение в харьковский Окружной суд. Но по прибытии в Харьков он устроился не в суд, а вторым капельмейстером в местную оперную труппу.     Так началась его музыкальная карьера.

За период с октября 1875 г. по февраль 1876 г. он успел продирижировать операми «Жизнь за царя» М.И. Глинки, «Русалка» А.С. Даргомыжского, «Волшебный стрелок» К. Вебера, «Фауст» Ш. Гуно, «Гугеноты» Д. Мейербера.  Бьющая через край энергия, предприимчивость  привели Лишина к  организации странствующей или, как сам он её называл, «летучей» оперной труппы. В качестве аккомпаниатора и дирижёра он в течение двух  лет  объехал с ней провинциальные города России.

Григорий Андреевич  давал множество благотворительных концертов, что привело к финансовым осложнениям. Поэтому он поступил на службу в Отдел иностранной цензуры при Главном управлении по делам печати. В его обязанности входили обзор поступающих на ревизию книг на иностранных языках и выдача заключения о целесообразности их перевода и публикации. Прослужив два  года,  Лишин  вышел в отставку и полностью посвятил себя музыке.

Работая в Отделе иностранной цензуры и стремясь сблизить служебные интересы с личными,  Лишин  нашёл себя в переводах оперных либретто. Ему  принадлежит авторство примерно 50-ти работ. Число переведённых им романсов точно не определено, но составляет несколько десятков.     В романсовых переводах  Лишин  выступает как поэт-лирик, пишущий гладко, красиво, элегично. Особенно его привлекали Шуман, Гейне, Шамиссо, Лист.

Его литературный дар проявился едва ли не ранее музыкального. С юных  лет  в письмах и деловых записках  Лишин  изъяснялся стихотворно. Окружающих поражало его умение экспромтом выдавать остроумные пародии и эпиграммы среди обычной бытовой болтовни.

Жанр мелодекламации – монолога на фоне музыкального сопровождения – имеет долгую и богатую историю. В отличие от большинства исполнителей, обращавшихся к названному жанру,  Лишин, напоминая средневековых и предвосхищая современных бардов, как правило, в себе одном объединял автора текста, композитора, аккомпаниатора и чтеца. М.И. Иванов писал: «Читал он превосходно, лучше многих заправских актёров, без всякого ложного пафоса и ненужных подчёркиваний, переходя в случае надобности в певца; музыка его вообще отлично иллюстрировала его декламацию». Мелодекламация – это чрезвычайно оригинальная форма поэзии. Сочетание звучного стиха с прекрасной музыкой действительно производит чарующее впечатление именно тогда, когда исполнение того и другого соединено в одном лице.

Возрождённый  Лишиным  вид искусства при его жизни завоевал  популярность. Однако после его кончины тематика мелодекламаций стала мельчать: участились обращения к текстам низкого литературного достоинства, музыка свелась только к изобразительности.

Литература:

Вебер В.Ф. «Бог, честь и родина!»: Род Лишиных. 400 лет служения Отечеству. – М., 2015. – 516 с.: ил., портр., фото.

Золотницкая Л. Григорий Андреевич Лишин. – СПб.; Изд. «Союз художников», 2007. – 104 с., ил., ноты.