Литературные онлайн-журналы: новый формат или продолжение традиции?

Не секрет, в последние годы появились и стали набирать популярность новые сетевые литературные проекты и онлайн-журналы.

По всеобщему убеждению, толстый литературный журнал - уникальное и неповторимое явление русской культуры, в свое время они были тяжеловесами, главными и почти единственными игроками на литературном поле, и сохранить высокий статус толстожурнальной периодики - важная задача всех участников литературного процесса.

Несомненно, литературные онлайн-проекты являются прямыми продолжателями дела толстых журналов. Хотя бы потому, что создатели «сетевиков» выросли на «толстяках» и либо пытаются создать нечто похожее на толстые журналы, когда запускают журналы электронные, либо пытаются оттолкнуться от толстожурнального опыта и сделать что-то отличное, свежее, новое. Один проект имеет амбиции отмечать самое важное в литпроцессе, другой постит мемасики, третий стремиться делать сложную умную критику, четвертый рассматривает литературу как повод поговорить о социальных изменениях и новой этике. У каждого свои интересы, своя аудитория.

Помимо этого, онлайн-проекты продолжают дело толстых журналов, потому что преследуют те же цели: поиск новых авторов, публикацию высокохудожественных произведений, участие в литературном процессе самым непосредственным образом.

Зал периодических изданий Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф.И. Тютчева решил познакомится с ними и поразмышлять, можно ли назвать литературные онлайн-проекты прямыми продолжателями дела толстых журналов или это совершенно иной формат?

Журнала «Прочтение»

https://prochtenie.org/

«Прочтение» - это и онлайн-журнал, и литературный портал, и книжное медиа.

Отличие «Прочтения» от бумажных (а подчас и других интернет-изданий) в первую очередь в формате публикаций: материалы выходят каждый будний день, нет привязки к определенному номеру, по факту нет ограничений в объеме и теме. Конечно же, есть отличие и в цикле подготовки статьи к публикации на сайте. Здесь этот процесс занимает гораздо меньше времени, чем в бумажном издании, хотя тексты все равно проходят этапы двойной редактуры, корректуры и верстки.

Проекту уже четырнадцать лет.

Помимо очевидных целей - взвешенной оценки литературного процесса, регулярной публикации аналитичных и в то же время живых, интересных читателю рецензий, картографирования современного литературного пространства, стремления охватить и описать разные его уровни, цели журнала - поддержка молодых авторов, а также создание литературного коммьюнити.

Еще есть особый спецпроект «География», в рамках которого выпускаются большие обзорные лонгриды о переводной литературе разных стран, чаще всего малоизвестной российскому читателю.

 

Портал «Литературно»

https://literaturno.com/

«Литературно» рассказывает в первую очередь о новых художественных книгах - публикует рецензии и обзоры, интервью с писателями, препринты и новости.

«Литературно» - это что-то вроде путеводителя: не подробное исследование местности, а первичная разведка и разметка, на которую читатель может ориентироваться, чтобы более-менее понимать пространство современной литературы. Соответственно, главная особенность издания в том, что они говорят о происходящем на книжном рынке просто и структурированно. В проекте звучат разные голоса и мнения, но тон публикаций, выбор материалов и облик издания в целом, конечно, формируются исходя из личных предпочтений небольшой редакции с ее устоявшимися художественными вкусами и социально-этическими установками.

 

 

 

 

Литературно-художественный альманах «Артикуляция»

https://articulationproject.net/

В целом «Артикуляция» - это литературный интернет-проект, который сейчас известен в первую очередь как альманах, который выходит пять раз в год. По форме, конечно, он больше похож на журнал. Слово «альманах» было выбрано для того, чтобы не соблюдать жесткие сроки выхода номеров.

В работе «Артикуляции» с момента основания принимали участие пять редакторов, каждый из которых действует абсолютно самостоятельно!

Задача альманаха- это как можно более полно отразить состояние современной литературы в ее немассовом сегменте. Есть несколько рубрик: «Поэзия», «Поэтические переводы», «Проза», «Критика и публицистика», «Фотография».

 

 

 

Интернет-издание «RaraAvis. Открытая критика»

https://www.rara-rara.ru/

«RaraAvis. Открытая критика» - интернет-издание для широкого круга читателей.

Проект задумывался как независимая площадка для критического обсуждения актуальных проблем и явлений современного кино, театра и литературы. Сегодня издание печатает разные тексты, придумывает и обновляет форматы.

На RaraAvis ("Редкая птица") публикуют рецензии критиков, у которых нет обязательств перед издателями, рекламодателями и продавцами. Авторы, как правило, пишут о том, что им интересно. Поэтому темы разные.

На сайте есть интервью, репортажи и рецензии, в которых профессиональные критики, писатели и журналисты делятся своими впечатлениями о новых книгах, комиксах, кино, выставках и спектаклях. Но печатаются и материалы, рассчитанные на визуальное восприятие, - видео, фоторепортажи, статьи со множеством картинок.

 

Журнал «Дегуста.PU»

https://www.facebook.com/pg/degustaru/posts/

Критико-литературный сетевой журнал «Дегуста.РU» первоначально он задумывался как блог-площадка для неформатной критики.

Но вскоре этот формат оказался тесным, и ресурс был переформатирован в журнал. Расширился и жанровый горизонт, появились поэзия, проза, нон-фикшн как в истинном, так и в скрещенном с эссе виде.

Подбор материала основан на равноправии известных авторов и дебютантов, приветствуется разность мнений и направлений.

 

 

Лаборатория сетевой литературы «Сетевая Словесность»

https://www.netslova.ru/

«Сетевая Словесность» появилась на заре Рулинета, в пору первых литературных интернет-конкурсов «Тенета» и стала одним из экспериментов по объединению в пространстве единого сайта текстов разных авторов.

Проект не подпадет однозначно ни под один из общепринятых ярлыков. Был даже изобретен термин «сетература», теперь практически уже забытый - с целью противопоставить литературу интернета бумажной периодике.

Сейчас, на исходе четверти века, «Сетевая Словесность» постепенно смещается на периферию современной литтусовки.

 

Журнал «Формаслов»

https://formasloff.ru/

«Формаслов» - это целая литературная грибница: не только электронный журнал, но и издательство, бесплатная онлайн-библиотека, серия мероприятий, каналы в соцсетях.

Форма подачи материалов, относительная легковесность внешнего вида ресурса, обязательные редакторские подводки к поэзии и прозе - все это призвано снизить порог вхождения, помочь найти своего поэта, своего прозаика, своего критика (задача, прямо скажем, непростая: стороннему наблюдателю может показаться, что литераторов «тьмы, и тьмы, и тьмы»).

Наш читатель - с высокой вероятностью - это городской интеллектуал. Духовные искания привели его к современному искусству, он открыт новому, но не склонен к агрессии, его путь - это путь спокойного познания. Для такого человека мы и работаем.

«Формаслов» - литературный журнал (именно журнал, а не портал), два полновесных номера в месяц.

 

Портал «Pechorin.net»

https://pechorin.net/

Pechorin.net - это сетевой портал литературных возможностей для прозаиков, поэтов, публицистов, переводчиков и критиков, уникальная точка входа писателей в литературный процесс. Ключевое отличие от других литературных онлайн-проектов заключается в том, что: а) публикации поступающих произведения талантливых писателей на портале вместе с рецензиями критиков на них; б) содействие дальнейшему продвижению текстов авторов в литературной среде. Задача Pechorin.net - помочь авторам не только получить профессиональную оценку, рекомендации по доработке текстов, но и завязать полезные знакомства, которые в итоге могут привести к предложению опубликоваться в толстых журналах и даже больше.

Профессиональная критика и продвижение авторов - основное направление деятельности Pechorin.net. Но, кроме того, портал публикует литературные статьи, обзоры, интервью, а также переводы интересных литературных заметок, опубликованных на сайтах ведущих мировых СМИ (раздел «Мода перевода»). Регулярно рассказывают о главных культурных новостях, событиях и литературных конкурсах, авторские рубрики и др.

 

 

Журнала «Лиterraтура»

https://literratura.org/

Журнал «Лиterraтура» выходит на протяжении семи лет, поэтому новым изданием его уже не назовешь, хотя он все-таки достаточно молод, и редколлегия состоит из пока еще молодых писателей.

«Лиterraтура» позиционирует себя как независимый международный культурный проект, свободный от политических и иных влияний.

«Журнал “Лиterraтура” - это территория свободы. Той самой, художественной, которая у нас осталась. “Лиterraтура” - это не просто сайт, где много лет выходят поэтические подборки, рассказы, пьесы, очерки, рецензии и другие тексты. Это не только площадка для новых имен и известных писателей. Это независимый культурный проект, воплощающий идеи свободы, равенства и единства. В журнале работают идеалисты, романтики, подвижники литературы, живущие в разных городах и странах. Это международный проект, доказывающий, что литература - Терра Инкогнита без границ».

 

Портал «Textura»

http://textura.club/

Сетевой литературный проект «Textura» задумывался как портал и таковым и является. Отличие портала от сетевого журнала в частоте выпуска новых материалов, а также в многообразии рубрик (их может быть очень много - и все разные).

Помимо публикаций текстов, снимаются интервью, делаются документальные фильмы (например, недавно выпустили фильм о поэте Денисе Новикове), придумываются необычные проекты (например, «Высокий штиль», проект, который блестяще ведет поэт Мария Попова).

Портал «Textura» создавался, а было это в 2012 году, как место, где публиковались бы авторы, пишущие как на русском, так и на белорусском языке. Дело в том, что в Беларуси, где портал редактировался до 2017 года, между русскоязычной и белорусскоязычной литературой и поэзией в частности проходит определенный водораздел. Нет журналов, бумажных журналов, публикующих произведения на обоих языках. Ощущалась необходимость появления двуязычной литературной институции. А создать сетевой проект оказалось проще, чем бумажный, поэтому был создан портал.

 

Все литературные медиа, безусловно, продолжатели дела толстых журналов. И в то же время - у них иной формат. Существуют внешние обстоятельства, которые неизбежно влияют и на форму разговора о литературе, и на его содержание.

Безусловно, традиционные и новые форматы имеют принципиальные отличия. Первое - это оперативность публикации. В толстых журналах материалы могут ждать своей очереди довольно долго. Но зато в них очень важны все публикации, которые создают своего рода метатекст. Второе - в бумажном издании, как нам кажется, увеличивается роль и ответственность редактора - ведь ничего нельзя исправить в уже вышедшем номере.

Третье - онлайн-издание более оперативно и подвижно, но зато оно как бы менее материально. Журнал вы можете потрогать, его экземпляры отправляются в библиотеки, в том числе на вечное хранение. Сайты в этом отношении более эфемерны и сильнее зависят от доброй воли своего создателя. Четвертое - на сайте возможны различные формы онлайн-взаимодействия. Это дискуссии или круглые столы по вопросам, затрагивающим собственно литературу и современную литературную жизнь, поэтические чтения, обсуждения стихов и многое-многое другое. Конечно, для бумажного издания такой формат недоступен. Впрочем, у толстых журналов тоже ведь есть свои сайты, и некоторые из них давно уже пользуются всеми преимуществами онлайна, не отказываясь в то же время и от бумажной версии.

Понятно только одно, мир меняется все стремительнее, и в меру возможностей приходится за ним поспевать.Это не плохо и не хорошо, это эволюционно ожидаемо - и никуда уж тут не деться.

Всех любителей традиционных тиражных участников литературного процесса мы ждем в зале периодики БОНУБ им. Ф.И. Тютчевапо адресу:

г. Брянск, ул. К. Маркса, д. 5, 2 этаж.

Понедельник – четверг: с 10.00 до 19.00,

пятница – выходной день,

суббота, воскресенье: с 10.00 до 18.00.

 

*Очерк подготовлен по материалам раздела «Конференц-зал» журнала «Знамя» за июнь 2021 года.