Литературный обзор «Великая битва на страницах романа К. Симонова «Живые и мертвые»

«Можно научиться воевать,

 но привыкнуть к войне невозможно…»

К. Симонов


Константин Симонов (1915 — 1979) — советский писатель, поэт и журналист. Самым известным его произведением стала трилогия «Живые и мертвые», основанная на фронтовых записках автора и ставшая одним из крупнейших литературных произведений, посвященных Великой Отечественной войне.     

В качестве военного корреспондента автор прошел множество сражений, имел военные звания и, благодаря этому, являлся человеком, лично знакомым с этим периодом истории нашей страны.

Роман написан по материалам записок К. Симонова, сделанных им в разные годы и отчасти изданных в виде статей и очерков. Роман-эпопея создавался на протяжении 12 лет — с 1959-го по 1971-й годы.

Книга К. Симонова «Живые и мертвые» включает в себя три романа – «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются»  «Последнее лето» - и объединяется общим названием первого романа. Первый роман посвящен 41-му году, второй – Сталинградской битве, третий – освобождению Белоруссии.

Наиболее насыщен событиями войны первый роман трилогии. Автор в нем акцентирует внимание на трех основных моментах войны: 1 - ее начало, 2 - оборонительные бои и бои в окружении (оборона Могилева, Смоленска, Москвы и других городов), 3 - декабрьское наступление под Москвой.

Роман «Солдатами не рождаются» посвящен зиме 43-го года, завершению Сталинградской битвы. Однако в отличие от «Живых и мертвых», насыщенных событиями войны настолько,  что порой заслоняют собой героев, во втором романе таких событий два – это рассечение котла, в котором окружены немцы, и его ликвидация.

Автор здесь ставит задачу  показать войну как форму существования человека, при котором не каждый день ознаменован чем-то ярким. Война – это труд, она стала бытом людей, и вся Сталинградская битва складывалась из множества  таких дней, которые были обычными и необычными одновременно. Сознательно снимая всякую зрелищность, в центр повествования Симонов ставит один из таких дней, в которых наши войска продвинулись на 5 км вперед.

«…Незаменимых нет. Верно, нет — все так. Но ведь и заменимых тоже нет. Нет на свете ни одного заменимого человека».

В отражение событий войны роман «Последнее лето»  интересен в двух планах: как самостоятельное произведение, посвященное самой «бескровной» за всю войну операции, благодаря которой была освобождена Белоруссия. Ее подготовка, продуманность деталей, строгая засекреченность, смелость замысла, преодоление трудных природных условий – продвижение по болотам людей и техники, использование солдатской смекалки – все это присутствует в романе.

«Все мы сейчас на войне одинаковые: и злые — злые, и добрые — тоже злые! А кто не злой, тот или войны не видал, или думает, что немцы его пожалеют за его доброту".

Второй план изображение в романе – это возвращение героев на старые места, откуда они начинали войну. Те же города – Могилев, Минск, но уже освобожденные. Находясь у еще не взятого Могилева, Серпилин отмечает,  что «…теперь мы поменялись местами с немцами: тот же вид на город, но все изменилось в обратном порядке. Из окружения теперь выходят с боями немцы».

Можно продолжить эту мысль, ставшую лейтмотивом романа: «Последнее лето» - это перевернутое изображение войны в «Живых и  мертвых». И по форме этот роман ближе к «Живым и мертвым» - насыщен событийностью, большими военными справками, очеркизмом. 

Изображение подвига в романе емко, многомерно, охватывает разные стороны и конфликты действительности: пробивающийся из окружения Ковальчук прячет знамя дивизии под гимнастеркой, капитан Гусев и его артиллеристы  собственными руками катят пушку от Бреста до Смоленщины, пожилая женщина требует возможности работать санитаркой на фронте и т.д.

Почти все действующие в романе лица – от Синцова и Серпилина – люди подвига.

«Разные характеры бывают сильны по-разному, и иногда их сила заключается в том, чтобы страшась последствий собственного решения все-таки не изменить его».

И если задать вопрос, что же самое главное в романах Константина Симонова, изображению чего посвящена трилогия «Живые и мертвые», то ответ можно дать только один – это война. Не события войны, а война в широком смысле этого слова.

На страницах трилогии мы видим войну всю целиком - и из солдатского окопа, и с КП батальона, полка, дивизии, армии, фронта, видим Генеральный штаб и самого Верховного Главнокомандующего. Мы видим тыл воюющей страны - от начальства оборонного завода, до рабочих и мальчишек у станков. Мы видим изнанку войны - спекулянтов в тылу, предателей  на фронте. И главное - мы видим русских людей, ведущих смертельную борьбу с самым страшным врагом за всю историю России.   

Известно, что в романе «Живые и мертвые» отражены многие из его личных переживаний, в основе этого произведения в первую очередь лежит личный опыт автора.

Вероятно, именно поэтому, а также потому, что сам Симонов обладал незаурядным литературным талантом, эпопее «Живые и мертвые» было суждено стать одним из величайших советских произведений о войне. Этот статус был неоднократно подтвержден, в том числе и Ленинской премией, которую Симонов получил за трилогию в 1974-м году.

Кроме того, роман К. Симонова «Живые и мертвые» открыл в литературу дорогу знаменитому и великому «поколению лейтенантов», пришедшему с фронта и принесшему с собой не только правду о войне, но и отвращение к любой лжи. Это они, В. Астафьев и В. Быков, Г. Бакланов и Ю. Бондарев, К. Воробьев и В. Кондратьев, принесли в литературу и чувство ответственности, и осознание, что ты – часть этого великого мира. Они отбросили бездумное любование подвигами и принесли чувство высокой трагичности: человек вынужден взять оружие, убивать, чтобы спасти все, что ему дорого, спасти себя, свой народ и свою страну.

Так рождалась удивительная военная проза, донесшая до нас голос, чувство, душевное состояние русского человека, оказавшегося в нечеловеческих условиях и сумевшего сохранить человечность.