Луневский Владимир Михайлович

(Род.1949 г.)

Луневский В.МРодился в г. Брянске. Член Союза художников России. Живописец, театральный художник.

Первые изобразительные навыки получил в Брянском Дворце пионеров (преподаватель Н.С. Гриднев).

1966 – 1970 гг. обучался на театрально-декорационном отделении Ростовского художественного училища им. М.Б. Грекова. Оформлял спектакли в Брянском театре драмы, Брянском ТЮЗе, Тульском драматическом театре им. Л.Н. Толстого, Народном драматическом театре при ДК БМЗ и др.

В выставках участвует с 1972 года. Экспонент областных, зональных, Республиканских и Всесоюзных выставок.

1995 г. - член Союза художников России.

1972 г. - Первая областная выставка молодых художников (Брянск). 1976 - Первая зональная выставка молодых художников (Орел). 1976 - Республиканская художественная выставка «Молодость России» (Москва).

1976 г. - Всесоюзная художественная выставка «Молодость страны» (Москва). 1980 - Зональная художественная выставка (Брянск). 1980 - Шестая Республиканская художественная выставка (Москва). 1984 - Зональная художественная выставка (Воронеж).

1986 г. - Республиканская выставка художников театра, кино и телевидения (Казань).

1987 г. - Всесоюзная выставка художников театра, кино и телевидения (Москва).

1988 г. - Первая выставка группы «II» (Брянск).

1991 г. - Отчетная выставка Брянского отделения Союза художников России (Москва).

1991 г. - Групповая выставка Брянских художников (Москва).

1992 г. - Восьмая выставка художников России (Москва).

1993 г. - Вторая выставка группы «II» (Брянск).

1994 г. - Персональная выставка (Брянск).

1997 г. - Выставка художников России к 850-летию Москвы (Москва). 1997 - Восьмая выставка произведений художников центральных областей России.

1997 г. - Выставка брянских художников (С. Клещиков, К. Терешин,

В. Луневский) в Венгрии (г. Сольнск).

1998 г. - Третья выставка группы «II» (г. Брянск).

1999 г. - Персональная выставка (г. Брянск)

2000 г. - Выставка 2000 лет христианства (г. Москва)

2000 г. - Персональная выставка (г. Унеча)

2002 г. - Групповая выставка (г. Тула)

Работы находятся в Брянском художественном музее, в частных собраниях России и за рубежом.

Сделать невидимое видимым... Такое доступно не каждому художнику. Владимир Луневский умеет это сделать. Я наблюдал за его поисками в течение многих лет и меня всегда привлекали его удивительная работоспособность, постоянное стремление совершенствоваться и, главное, то духовное «содержание», которое присутствует во всех его творческих начинаниях, проявляется в любом его произведении.

В творчестве Луневского органично совместились два вида изобразительного искусства: сценография и станковая живопись. Как театральный художник он оформил около 60-и спектаклей. Основные черты его декораций: конструктивная выверенность, умение посредством цвета и освещения создать образ и атмосферу сценической постановки. Работая над спектаклем по повести В. Быкова «Сотников» (1984 г.), он «изобрел» конструкцию единой установки, которая в зависимости от действия превращалась в интерьеры избы или тюрьмы, лесную чащу, печная труба вдруг «оборачивалась» мемориальной стелой. Напряженный, почти черный колорит цветового решения, воспроизводил ощущение мрачного военного времени. А в декорациях к спектаклю по пьесе Зака и Кузнецова «Два цвета» (1978 г.) эмоциональную и смысловую нагрузку брали на себя фрагменты фотографий действующих лиц - глаза крупным планом, которые контрастно высвечивались в нужный для развития коллизии момент. Его театральные эскизы отличают живописная культура, выразительность построения мизансцен, точное проникновение в драматургическую концепцию. Они с успехом экспонировались на многих крупных выставках художников театра и кино.

Другая ипостась его творческого дарования - живопись. Если определить ее основу, то, наверное, надо назвать следующие составляющие: условность, декоративность, пластическое цветовое решение живописного пространства, но при этом сохраняется образность, ее внутренняя активность. Автор: «Чем больше деформируешь форму», «освобождаешь» рисунок, тем свободнее «говоришь» с цветом, то есть уходишь от порабощения материальным. Творчество - сплав воображения и реальности».

Жанровые композиции Луневского всегда камерны. Он вносит в них негромкую, ненавязчивую, но проникновенную ноту, заряжает зрителя своим настроением. Причем в каждой следующей работе это достигается индивидуальными изобразительными средствами и приемами. В «Программе «Время» (1976 г.) образность во многом зависит от колорита, общего решения пространства, которые составляет чуть вздрагивающий синий полумрак. Двое мужчин смотрят телевизор, но взгляды отсутствующие - состояние расслабленности и одновременно внутренней сосредоточенности. В композиции «Холодный день» (1989 г.) на первое место выступает ритмика. «Озябший» абрис согнутых спин участников духового оркестра, сопровождающего похоронную процессию, перекликается с точно покачнувшимися оголенными стволами и ветками деревьев, что вызывает чувство потери, бесприютности и безысходности. В «Приглашении» (1996 г.) сюжет прост и неожиданен - ангел приглашает крестьянку в храм, она его - в свой дом. Впечатление, что мы присутствуем при реставрации древнерусской фрески. Чистые, иногда почти локальные цвета, словно проглядывают из-под слоев штукатурки – напластования красок, столетий, эпох, вечного и преходящего… В «Лабиринте» (1998 г.) –рисуночность, мозаичная «ира» красок. Вокруг женской фигуры, опутывая ее, делая замысловатые извивы, «хаотично» «движется» лента... Так в иносказательной форме художник говорит об изменчивой непредсказуемой женской натуре. Автору вообще свойственна метафоричность. Полотно «Встреча» (1992 г.). За вытянутым по горизонтали столом - художники. Их силуэты только намечаются, главное - фон, который дробится на множество градаций красного и по которому «плывут» живописные мазки, и мы понимаем, что перед нами образ духовной жизни художников в его рационально-иррациональном выражении.

В портретах Луневский столь же разнопланов. Основываясь на разработанной им пластически-декоративной живописной манере, он добивается глубины образов, их чувственности. Два портрета жены объединяет теплое отношение к модели, но какие они разные! Если в первом (1970 г.) есть какая-то отрешенность и усталость, переданные через начатое, но так и незавершенное движение, то во втором (1989 г.), посредством сближенных цветов и общей тональности, - умиротворение и покой. Портрет театрального художника П. Ценбахта (1989 г.) решен в более философском аспекте. Один человек и три лика: задумчивость и размышления «реальной» модели, пытливый взгляд с холста на мольберте и снисходительность и некоторое высокомерие в зеркальном отражении. Изображение С. Шаповалова, художника по тканям (1989 г.), полуреально, оно словно «вырастает» из линеарного рисунка батиков. В собирательном женском образе («Воспоминания об одном вечере», 1996 г.) - мягкость, изящество, лиричность, нет ни одной резкой линии...

Еще одна грань творчества - пейзажи и натюрморты. Их художественный язык многообразен - от строгой натурности, до усиленной декоративности. Сравним две пейзажные композиции. «Соловьи» (1992 г.). Натура преобразована, опущены несущественные детали и возникает новая действительность, где главную роль «играет» уже не природа, а восприятие художниа. В «Яблочном спасе» (1998 г.) натура только намечается, но создается единство пространства, цвета и света, что определяет «рождение» декоративного панно. Жесткое «конструирование» предметов в натюрморте «В мастерской» (1985 г.) отправляет их в своеобразный полет по плоскости холста.

В последнее время автор все большее предпочтение отдает декоративным композициям, ассоциативному началу. «Движение по кругу» (1999 г.) - адаптированные человеческие фигурки вращаются вокруг центра композиции, от которого в стороны веерообразно «разбегаются» цветные квадраты, создавая ритмическую живописную «вибрацию». Это Вселенная, но не внешняя, а «спрятанная» в душе каждого из нас.

Заслуживают внимания и живописно-объемные композиции, где наравне сосуществуют живопись, предметные детали и рельефные маски. Например, «Духовная музыка» (1998 г.). В живописное пространство включена часть верхней деки виолончели, из-под которой «растекаются» полукружья холодных красок. Обоснованность такого решения очевидна - в одном произведении смыкаются повседневная материальность бытия и абстрактная ирреальность музыки.

У Владимира Луневского свое видение, свое отношение к окружающему, точнее в своих работах он «строит» новый мир, немного грустный, но всегда философский, увиденный в очень личностном ракурсе и в этом его привлекательность и сила воздействия на зрителя. Автор: «Искусство - не отражение реального мира, искусство - мир параллельный». Что он и доказывает своим творчеством.

В. Рысюков, искусствовед, член Союза художников России.

ЛИТЕРАТУРА

  • Рысюков, В. Владимир Луневский. Живопись. Сценография : буклет / В. Рысюков. – Брянск, [б.г.].

Луневский В.М Эскиз декорации Луневский В.М Композиция с обнаженной Забытый парк Овстуг. Ожидание поэта Реставрация храма