Максимилин Александрович Волошин

Максимилин Александрович Волошин (фамилия при рождении – Кириенко-Волошин; 1877-1932) – русский и советский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик.

Родился 28 мая 1877 года в Киеве в семье юриста, коллежского советника. Вскоре после рождения сына у родителей Волошина произошел разрыв отношений, Максимилиан остался с матерью, Еленой Оттобальдовной (урожденной Глазер, 1850-1923), родственные и творческие отношения с ней поэт поддерживал до конца ее жизни. Отец Максимилиана умер в 1881 году.

Свое среднее образование Волошин начал в 1-й Московской гимназии.

Когда они с матерью переехали в Крым в Коктебель (1893), Максимилиан пошел в Феодосийскую гимназию (здание сохранилось, ныне в нём Феодосийская финансово-экономическая академия).

С 1897 по 1899 год Волошин учился на юридическом факультете Московского университета, был отчислен «за участие в беспорядках» с правом восстановления, продолжать обучение не стал, занялся самообразованием.

В 1900-х много путешествовал, занимался в библиотеках Европы, слушал лекции в Сорбонне.

Вернувшись в начале 1903 года в Москву, Волошин с легкостью стал «своим» в среде русских символистов; начал активно публиковаться. С этого времени, живя попеременно то на родине, то в Париже, много делал для сближения русского и французского искусства.

В апреле 1906 года Волошин женился на художнице Маргарите Васильевне Сабашниковой и поселился с ней в Петербурге. Их сложные отношения отразились во многих произведениях Волошина.

В 1907 году Волошин принял решение об отъезде в Коктебель. Начал писать цикл «Киммерийские сумерки».

С 1910 года работал над монографическими статьями о К.Ф. Богаевском, А.С. Голубкиной, М.С. Сарьяне, выступал в защиту художественных групп «Бубновый валет» и «Ослиный хвост», хотя сам стоял вне литературных и художественных групп.

Первый сборник «Стихотворения. 1900-1910» вышел в Москве в 1910 году, когда Волошин стал заметной фигурой в литературном процессе: влиятельным критиком и сложившимся поэтом с репутацией «строгого парнасца».

В 1914 году вышла книга избранных статей о культуре – «Лики творчества»; в 1915 – книга страстных стихотворений об ужасе войны – «Anno mundi ardentis 1915» («В год пылающего мира 1915»). В это время он все больше внимания уделял занятиям живописью, писал акварельные пейзажи Крыма, выставлял свои работы на выставках «Мира искусства».

В 1914 году Волошин написал письмо военному министру России Сухомлинову с отказом от военной службы и участия «в кровавой бойне» Первой мировой войны.

После революции Максимилиан Волошин окончательно осел в Коктебеле – в доме, построенном в 1903-1913 годах его матерью Еленой Оттобальдовной Волошиной. Здесь он создал множество акварелей, сложившихся в его «Коктебельскую сюиту». М. Волошин часто подписывает свои акварели: «Твой влажный свет и матовые тени дают камням оттенок бирюзы» (о Луне); «Тонко вырезаны дали, смыты светом облака»; «В шафранных сумерках лиловые холмы». Эти надписи дают некоторое представление об акварелях художника – поэтических, прекрасно передающих не столько реальный пейзаж, сколько настроение.

В годы революций и Гражданской войны поэт принципиально занял позицию «над схваткой», пытался умерить вражду, спасая в своем доме преследуемых: сперва красных от белых, затем, после перемены власти, – белых от красных. Письмо, направленное М. Волошиным в защиту арестованного белыми О. Э. Мандельштама, весьма вероятно, спасло того от расстрела.

Волошин скончался после второго инсульта 11 августа 1932 года в Коктебеле и был похоронен на горе Кучук-Янышар вблизи Коктебеля.

Меняются и время, и мечты.

Меняются, как время, представления.

Изменчивы под солнцем все явления,

И мир сейчас не видишь новым ты.

 Во всём и всюду новые черты,

Но для надежды нет осуществления:

От счастья остаётся сожаление,

От горя - только чувство пустоты.

Уйдёт зима. Уйдут снега и холод.

И мир весной, как прежде, станет молод.

Но есть закон: всё обратится в тлен.

 Само веселье слёз не уничтожит;

И страшно то, что час пробьёт, быть может,

Когда не станет в мире перемен...