с. Медведово. Воспоминания Погорелец Валентины Григорьевны- завуч Медвёдовской СОШ

В Медведеве я оказалась случайно, по распределению на работу после окончания педагогического института. В село я приехала в августе, а в декабре того же года прочла в областной газете «Брянский рабочий» заметку В. С. Пасина, посвященную 175-летию со дня рождения поэта И. П. Бороздны. Эта небольшая публикация заканчивалась словами: «Мне думается, что в Медвёдове, где родился, творил и умер поэт Бороздна, неплохо было бы установить мемориальную доску».

Я задумалась над этим: «А почему бы и нет? Но кто же он такой, этот поэт Бороздна - «поэт пушкинской поры»?» Ничто в Медвёдове не напоминало о нём. Барская усадьба погибла в огне революции 1905 года, старинная церковь была снесена, никаких помещичьих могил на кладбище не было. Не было и стихов поэта Бороздны в местных библиотеках.

В то время в школе под лестницей лежали остатки экспонатов сельского музея, который находился ранее в клубе. Среди этих материалов нашлись и обрывки воспоминаний односельчан об усадьбе помещиков Бороздён и ее обитателях. Конечно, многое в них повторялось, что-то противоречило друг другу, и вообще они были малоинформативны. Из них нельзя было понять, где жили Бороздны и где они похоронены, а именно это мне хотелось установить.

Идею поиска прошлого подхватил преподаватель нашей школы Погорелец Виктор Алексеевич, местный уроженец, который позже стал моим супругом. Сохранившиеся остатки материалов сельского музея мы с ним разместили в одном из пустующих классов, устроив «музейную комнату». Из обрывков материалов соорудили стенд, посвященный истории села. По обломкам керамики, выпахиваемых на огородах, было установлено место пожарища 1905 года, в котором погибла усадьба поэта.

Старожилы вспоминали, что могилы помещиков находились недалеко от входа в медвёдовскую церковь. Они рассказали, как была уничтожена эта церковь. Случилось это в 1960-е годы. Приехали люди из района, собрали местное руководство в сельсовете и заявили:

-К нам пocтупают просьбы трудящихся, что пора уничтожить этот очаг мракобесия, что заслоняет нам свет в окне. В районе поддерживают эти предложения! Кто против?

Все молчали, сопели, отворачивали глаза.

-Значит, возражений нет. Принято единогласно! Ну, а реализовать принятое решение мы вам поможем.

Уже наутро приехала бригада из Клинцов, которая начала разрушать церковь. Старушки пытались протестовать, но их никто не слушал. Церковь была сложена на удивление прочно. Удалось выломать целыми поддерживавшие её фронтон кирпичные колонны, которые потом исполь­зовали при строительстве нового сельского дома культуры.

После уничтожения церкви охочие люди в поисках «золота и драгоценностей Бороздён» вскрыли помещичьи могилы. Власти не протестовали. Стоявшие на могилах мраморные памятники были свалены. Рассказывали, что захоронения были перекрыты сводом из толстых досок. Никаких драгоценностей в могилах, конечно же, не было. В одном из женских захоронений среди костей нашли волосы, полуистлевший башмачок и медную иконку.

Могильные памятники Бороздён растащили по селу. История вскрытия могил и сами могильные камни обрастали легендами и мистическими рассказами. Гранитный памятник Ивану Бороздне долго валялся около молокоприёмного пункта, а затем оказался в зарослях около пруда. Один из жителей села, человек не робкого десятка, фронтовик, уложил памятник Надежде Львовне Бороздне в фундамент своего нового дома. Дом получился прочный, но жить в нём было неуютно - по ночам постоянно слышались какие-то шорохи, писки, стоны и даже рыдания. Пришлось выломать этот камень из фундамента, и в доме сразу стало спокойно. А памятник долго катали по селу, пока мы не притащили его поближе к школе. Все почему-то считали эту Надежду Бороздну дочерью владельца имения. В 1985 г. я познакомилась с живущим в Москве нашим земляком, действительным членом Географического общества Б. М. Петровым, который уже несколько лет собирал материалы о творчестве поэта Бороздны. В ряде статей в клинцовской газете «Труд» Борис Михайлович познакомил земляков с творчеством Ивана Бороздны и его биографией. В Медвёдово он приехал посмотреть, не осталось ли что от бывшей усадьбы. О месте расположения этой усадьбы, о захоронении поэта он тоже тогда не знал.

В 1993 г. вышла книга брянского литературоведа В. П. Парыгина «Из глубины веков», посвященная дореволюционным литераторам Брянского края. В статье об Иване Бороздне, которого он считал самоубийцей, Парыгин писал: «Мне привелось недавно быть в селе Ивана Бороздны, и у кого бы я ни спрашивал, где находится могила поэта, никто показать место его захоронения не смог. Скорее всего, могила Ивана Петровича была где-то рядом с могилой его матери, похороненной недалеко от Медвёдовской средней школы. Очень хотелось бы, чтобы земляки Ивана Петровича, школьные следопыты нашли это захоронение и установили на нём мемориальную плиту». Но где же её устанавливать?

В 1998 г. по инициативе и с помощью Б. М, Петрова в Клинцовском краеведческом музее была создана витрина поэта Бороздны, а в декабре проведён утренник, посвященный 140-й годовщине его кончины. К этому мероприятию в рубрике «Родина моя, Россия» клинцовский «Труд» 17 декабря опубликовал статью Б. М. Петрова «Про смерть поэта». Борис Михайлович доказывал, что поэт Бороздна не был самоубийцей (самоубийц раньше не разрешалось хоронить не только около церкви, но даже в пределах кладбища), что он был погребён рядом с женой и родителями слева от входа в церковь, недалеко от нынешней школы, и что для установления места его захоронения следует сначала восстановить контуры разрушенного храма. На утренник, проводившийся в Клинцовской юношеской библиотеке имени поэта А. Ф. Землянского, городское управление культуры пригласило и представителей села Медвёдово. Побывал на утреннике и председатель колхоза «Прогресс» М. Н. Киреенко. Петров приехать не смог, но прислал аудиозапись своего выступления, в котором говорил не только о творчестве поэта Бороздны, но и большом и славном вкладе его рода в историю Клинцов и всего края, призывал увековечить его память в Клинцах и Медведеве.

Вместе с Виктором Алексеевичем мы также собирали сведения о жизни Бороздён, искали связанные с ним предметы, книги. Были найдены обломки кафеля из сгоревшего барского дома. Нашлись и могильные памятники родителей поэта, использовавшиеся, конечно, со сбитыми надписями, в ограде мемориала медвёдовцам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны.

Родилась идея восстановления памятников Борозднам. Её разделяли не все, и даже в нашем педколлективе раздавались голоса, что незачем ворошить отжившее прошлое, и более резкие. Мы нашли понимание и поддержку у главы Медвёдовской сельской администрации А. И. Лысухи и председателя медвёдовского колхоза, депутата Брянской областной Думы М. Н. Киреенко. Несколько раз в Медвёдово приезжал Б. М. Петров, помог определить место вероятного первоначального расположения памятников, выбрать место для их установки при нынешней планировке сельской площади, звонил по телефону, вёл переписку с нами по вопросам оформления мемориала, разыскал точные даты рождения и кончины усопших, место рождения первой жены поэта Наденьки Бороздны. Любопытно, что наиболее осведомлённые старожилы позже подтвердили: выбранное место с точностью до 1-2 метров соответствует первоначальному - на месте ограды школы.

Осенью 2001 г. все сохранившиеся могильные камни были свезены на школьный двор. Воплощение выработанного плана оказалось очень трудоёмким, и этот труд лёг, в основном, на плечи Виктора Алексеевича. Он занимался и бетонированием, и кладкой, и установкой, и монтажом. В 2002 г. памятники были вчерне установлены, в 2003 г. отделаны и оформлены, а в 2004 г. устроена металлическая ограда и новые навершия монументов. Конечно, ничего бы у нас не получилось, если бы не мощная поддержка, организационная и финансовая помощь Михаила Николаевича Киреенко. На протяжении всех долгих лет поисков он живо интересовался их результатами, всем, что связано с именем поэта, с историей нашего села и края. Он хотел, чтобы эту историю знали не только медвёдовцы, чтобы она продолжалась в наших делах и в наших детях. А имя поэта Ивана Бороздны, память о нём - это то, что связывает и объединяет ушедшие и будущие поколения.

В. Г. Погорелец, завуч Медвёдовской средней школы.