Мемориальная доска, установленная в честь Петрова Николая Павловича

Мемориальная доска в честь Петрова Николая Павловича установлена 13 мая 2006 года на здании детской библиотеки.

Адрес: г. Трубчевск, улица Ленина, дом 77.

Текст памятной доски: «Пусть процветает наша промышленность под руководством просвещенных инженеров и техников, умеющих ценить связь между наукой и практическим делом.

Петров Николай Павлович родился 13 мая 1836 г. в г. Трубчевске. Русский ученый, инженер, профессор. Основоположник гидродинамической теории смазки».

Петров Николай Павлович родился в семье военного. Образование получал в Константиновском кадетском корпусе, а высшее образование получил, закончив Николаевский Военный инженерно-технический университет (Санкт-Петербургская высшая школа военных инженеров) и став военным инженером в 1858 году. Затем там же служил на кафедре математики под руководством известного ученого М. В. Остроградского, передавшего ученику высокую математическую культуру, глубину абстрактного мышления и превосходное владение аналитическим аппаратом при решении практических задач. Будучи вольнослушателем Технологического института, Н.П. Петров принимал участие в проектировании машин на Охтенском заводе в коллективе талантливого конструктора профессора И.А. Вышнеградского.

В 1865 г. был направлен за границу для изучения прикладной механики. По возвращении читал лекции в Петербургском технологическом институте и Инженерной академии. После присвоения в 1867 году звания адъюнкт-профессора практической механики Инженерной академии выполнял крупные научно-исследовательские работы по созданию оборудования военных заводов. Возглавлял кафедру паровой механики в Петербургском технологическом институте, а в 1871 году кафедру железнодорожного дела. В это время начинается научная деятельность Н.П. Петрова в области трения, износа и смазки. В 1873 году стал членом Инженерного совета Общества российских железных дорог, принимал участие в строительстве Транссибирской железной дороги.

В 1892 году Н.П. Петров был назначен председателем Инженерного совета Министерства путей сообщения, а в 1893 году — заместителем министра путей сообщения. В 1894 году избирается почетным членом Петербургской академии наук. С 1896 по 1905 годы был председателем Русского технического общества.

С 1900 года — член Государственного Совета. В Реформированном Госсовете после 1906 года — присутствующий член, с 1907 по 1916 годы — председатель 2-го департамента.

В июле 1915 года назначен председателем «Верховной комиссии для всестороннего расследования обстоятельств, послуживших причиной несвоевременного и недостаточного пополнения запасов военного снаряжения». Постановлением этой комиссии в 1916 году было возбуждено уголовное преследование против В.А. Сухомлинова.

За свою жизнь опубликовал более 80 научных работ и был удостоен многих премий. Ему была присуждена золотая медаль Русского технического общества, и он был избран почетным членом Московского политехнического общества.