Модерн и не только

Брянск

Остатки модерна. К концу XIX века творческий поиск архитекторов привел к новым архитектурным формам. Архитектура модерна была противопоставлена внестилевой эклектике и отличалась отказом от прямого копирования форм классицизма, барокко, других стилей. В архитектуре зданий это проявилось в использовании более естественных, «природных» линий. В отличие от архитектуры классицизма фасады зданий модерна уже не имели симметричных построений и напоминали собой заимствованные у природы формы. Природоподобие проявлялось не только во внешних формах зданий и их деталях, но и в интерьерах. Широко применялись новые материалы и технологии – металл, стекло, которые дополняли использование камня, кирпича и дерева. Просуществовавший недолгий исторический период стиль «модерн» оставил несколько интересных зданий и у нас в Брянске, хотя это прослеживается лишь благодаря эклектичному декоративному убранству фасадов, где можно видеть отдельные элементы этого стиля, как на жилом доме № 9 по ул. Горького. К немногим памятникам модерна относится и особняк по ул. Фокина № 73, отличающийся своеобразием объемной композиции и фасадного декора. Сегодня здание находится на реставрации по проекту брянского архитектора-реставратора А.П.Перова.

Ещё недавно на ул. Ромашина в Брянске под номером 20 стоял деревянный жилой дом, возведенный, возможно, по типовому проекту, с элементами модерна. К сожалению, дом снесен.

Бежица

Промышленная архитектура. Истоки бежицкого модерна – это промышленная архитектура одного из старейших машиностроительных предприятий России – Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода (сегодня – ОАО «БМЗ»).

В 1880-1890-х гг. на территории Брянского завода возводится ряд крупных корпусов, до настоящего времени определяющих своеобразие облика заводского комплекса. Внушительные, выразительные по формам краснокирпичные здания, архитектура которых выполнена в духе эклектики, с элементами модерна принадлежат к хорошим образцам промышленного зодчества кон. ХIХ в. Архитектура механической мастерской выдержана в стиле неоготики. Протяженные фасады здания отмечены четким ритмом ступенчатых контрфорсов, между которыми помещены вертикальные витражные окна с мелкой расстекловкой. Симметричный по композиции торцовый фасад с высоким средним и пониженными боковыми ризалитами; завершенными зубчатыми башнями, прорезан тремя высокими проемами окон-витражей с арочными перемычками. Близки по стилистике корпуса паровозостроительного и вагонного цехов, котельной, электростанции, мастерской огнеупорных изделий.

Очень интересным сооружением в стиле модерн является ,так называемый, Рабочий хутор Брянского завода, основанный в 1906 году на окраине тогдашней Бежицы, (теперь – это микрорайон Новый Городок Бежицкого района).  

Гражданская архитектура в стиле модерн. На территории Бежицкого района, архитектура которого отличается от архитектуры уездного Брянска, сохранилось немало жилых домов и общественных зданий, отличающихся яркой индивидуальностью архитектуры провинциального модерна. Приведем несколько наиболее интересных примеров.

На современных улицах Майской стачки, бульваре 50-летия Октября (дома №№ 2, 4, 6) встречаются порой очень интересные своим объемным построением и весьма скромным декором дома в стиле модерн. Три здания уникального на Брянщине комплекса жилых домов завода «Красный профинтерн» (теперь – БМЗ) в стиле модерн поставлены вдоль бульвара в квартале между улицей Куйбышева и улицей Комсомольской. Все они были построены для руководящего состава завода. Это один из немногих сохранившихся памятников советской архитектуры первых послереволюционных лет (существует версия, что в «Своде памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область» указанные 1920-е годы постройки не верны… здание по бул. 50 Октября, 6 относят к дореволюционному). Одноэтажные здания типа коттеджа образуют интереснейший, редкий по цельности ансамбль. Главным является средний прямоугольный в плане дом значительной протяженности. Симметрично, по обе стороны от него, расположены два других Г-образных в плане дома, закрепляющих углы квартала. Фасадные решения корпусов однотипны. Стены кирпичные, частично оштукатуренные и окрашенные Сегодня здесь располагается Центр социального обслуживания населения Бежицкого района.

Интересен особняк, который сейчас занимает администрация акушерского корпуса 1-й городской больницы (ул. Ульянова, 31/1). Дом расположен на углу с Комсомольской улицей, с отступом от красной линии; хорошо обозрим со всех сторон, возведен в 1910 году для инженерно-технических работников Брянского рельсопрокатного, железоделательного, сталелитейного и механического завода (впоследствии принадлежал инженеру завода Заболуеву). Стены кирпичные, частично оштукатуренные и окрашенные по кладке. Небольшой дом типа коттеджа в стиле модерн, лучшая из подобных построек, встречающихся на Брянщине только в застройке поселка Бежицы. Двухэтажное, в плане близкое к прямоугольнику здание с невысоким цоколем и скатной кровлей отличается свободной объемно-пространственной композицией и различным решением фасадов. Главный фасад (по Комсомольской улице) подчеркнут сильно выступающей левой частью со срезанными углами и пологим трапециевидным аттиком. Асимметричен и более протяженный фасад по улице Ульянова: его выдвинутая вперед левая часть в три окна также имеет срезанные углы и закрытое крыльцо-тамбур на правом фланге. Другое крыльцо находится в правой части заднего торцового фасада. Выразительность общего облика усиливают различная отделка стен и разнообразие форм оконных проемов. Стены на одну треть высоты расчерчены на квадраты, обработанные темной штукатуркой «под шубу»; такой же штукатуркой с набрызгом отделана венчающая часть стен, а их основное поле окрашено по кладке в светлый тон. Завершение ризалита с аттиком на главном фасаде покрыто гладкой цементной штукатуркой, на светлом фоне которой выделяется контррельеф из двух квадратов, соединенных тремя параллельными линиями. Той же штукатуркой на боковом фасаде отделаны обрамления верхних окон с гранеными венчаниями и соединяющая их тяга, а также завершения ряда нижних окон. Интересны тройные окна главного фасада и фигурные контрастные по цвету филенки между некоторыми верхними и нижними проемами, объединенными общими рамками.

Образец жилой архитектуры Брянщины типа коттеджа в стиле модерн (1911-1913 гг постройки), получившего распространение в застройке заводского поселка Бежицы — дом (ул.Ухтомского, 1), расположен на углу с Комсомольской улицей с разрывом от соседних зданий и хорошо обозрим со всех сторон. Кирпичные стены частично оштукатурены и окрашены по кладке. Небольшое двухэтажное здание отличается своеобразной объемно-пространственной композицией. В плане оно близко к квадрату, в центре главного фасада по улице Ухтомского имеет глубокую нишу, а на боковом и заднем фасадах – сильно выступающие ризалиты. Ниша с балконом во втором этаже и с козырьком сильного выноса делит объем на две части, перекрытые двускатными кровлями со срезанным верхом на торцах; высокие кровли на два ската завершают также ризалиты. В правом углу главного фасада устроено входное крыльцо; деревянные пристройки к ризалитам (входной тамбур и терраса) поздние. Живописности облика дома способствует светлая штукатурка отдельных частей фасадов: поясов над цоколем и между этажами, завершений стен над карнизом, а также обрамлений окон. Различные по размеру и форме окна (внизу более крупные, в том числе арочные, вверху парные и тройные) заключены в плоские наличники с подоконными нишами и завершениями, украшенными тонкими прочерченными линиями. В ряде окон сохранилась первоначальная расстекловка.

Ещё одним из примеров жилой застройки Бежицы начала ХХ века является дом типа коттеджа с угловым балконом (ул. Куйбышева, 2), выполненный в стиле модерн с элементами неоклассицизма, расположенный на углу с ул. Ульянова, с отступом от красной линии. Возведён в 1910-х гг. для инженерно-технического персонала Брянского рельсопрокатного, железоделательного, сталелитейного и механического завода. Стены кирпичные, оштукатуренные. Сегодня здесь располагается Музей народных художников России, действительных членов Российской Академии художеств, лауреатов Государственных премий, Почетных граждан города Брянска Алексея Петровича и Сергея Петровича Ткачевых.

Лучшими образцами общественной застройки в стиле модерн в Брянской области служат здания больничного комплекса 1911 года постройки (современные больница и поликлиника – ул. Ульянова, 33/2). Двухэтажные кирпичные оштукатуренные здания украшены изящным фасадным декором.

Реставрация зданий. Большую творческую работу ведут  архитекторы-реставраторы под руководством Александра Петровича Перова по сохранению и реставрации исторических зданий в стиле модерн.

Разработаны проекты и осуществлена реставрация нескольких зданий начала ХХ века в центре Бежицы: дома Дятлова, коттеджей 1912-1913 гг., постройки по ул.К.Либкнехта, пожарного депо на ул.Ульянова, двухэтажных коттеджей специалистов завода на ул. III Интернационала  и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отголоски дворцовой архитектуры. Бежицкую архитектуру отличает разнообразие стилей. И ярким примером этому служит дом, расположенный на красной линии застройки квартала между улицами Ухтомского и Ростовской. Возведен в 1910-1914 гг. Уникальное для архитектуры Брянщины этого периода жилое здание (ул. Комсомольская, 1) в стиле необарокко (псевдобарокко), подражающее дворцовым постройкам Петербурга в духе Растрелли.

Единственный в нашем регионе дом в этом стиле. В Бежице стиль опровинциалили: дом урезали на пару этажей, об этом свидетельствует непропорционально массивный верхний аттик. Это первая бежицкая многоэтажка. Крупный трехэтажный П-образный в плане объем с сильно растянутой центральной частью, короткими боковыми крыльями и скругленными углами; завершен вальмовой кровлей с ажурной металлической решеткой по краю. Средняя часть главного фасада выделена ризалитом в восемь окон. Основную роль в фасадном декоре играют своеобразные портики с фронтонами на уровне верхних этажей: две широко расставленные колонны большого ордера водружены на филенчатые постаменты-выступы первого этажа и завершены раскрепованным над колоннами антаблементом. Три таких портика украшают ризалит, причем более широкий средний, с изгибом карниза, увенчан аттиком с треугольным фронтоном, а боковые – лучковыми раскрепованными фронтонами; два аналогичных портика с треугольными фронтонами размещены по сторонам средней части. Наиболее выразительны портики на скругленных углах: с двумя парами колонн, арочными нишами на постаментах и большим лучковым фронтоном с раскреповками. Небольшие одноосные ризалиты с фронтонами расположены также на боковых фасадах здания. Окна первого и второго этажей, с лучковыми перемычками, заключены в рамочные наличники с замковыми камнями у нижних проемов, треугольными и лучковыми сандриками с заплечиками у верхних. Окна третьего этажа, прямоугольные и с лучковыми перемычками в портиках, оставлены без обрамлений. В боковых портиках центрального ризалита и в ризалитах крыльев устроены арочные входы в здание, оформленные как порталы; укрупненные арочные окна над ними на главном фасаде украшены широкими архивольтами с замковыми камнями, а овальные проемы третьего этажа подчеркнуты «бровками». Здание выполнено из кирпича и оштукатурено.

Примеры промышленной архитектуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примеры гражданской архитектуры