Музыка Бетховена в рассказе «Гранатовый браслет»

Музыка звучит с самого начала купринского рассказа, даже не с первых строчек — она послужила эпиграфом:

L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato

И сразу задала тон — грустный, немного тревожный, торжественный. Почему Бетховен? Почему именно это произведение?

Куприн рассчитывал быстро закончить работу над «Гранатовым браслетом», который писал в Одессе в 1910 году. Он уже хорошо представлял себе и характеры героев, и фабулу… Однако работа затягивалась. Вот как он объяснял это в письме своему другу Ф. Д. Батюшкову: «Главная причина — мое невежество в музыке…» Речь шла, скорее всего, о нехватке классического музыкального образования…

В письме к Илье Ефимовичу Репину Куприн говорит о своей любви к музыке Бетховена: «Как вашу чудесную живопись, так и Вас всего я люблю с наивной дикарской чувственностью. Так же я люблю Пушкина, Толстого и Бетховена». Узнал и полюбил он музыку знаменитого композитора уже взрослым человеком. Первая жена Куприна, Мария Клавдиевна Куприна-Иорданская, свидетельствует, что писатель первый раз услышал сонату Бетховена «Аппассионата» на хуторе Свистуны, недалеко от Даниловского Новгородской губернии в исполнении профессора Петербургской консерватории В. У. Сипягиной-Лилиенфельд в 1906 году. Музыка Бетховена произвела тогда сильное впечатление на всех присутствующих.

Однако в ходе работы над рассказом Куприн остановился на более раннем произведении — сонате № 2, опус 2 Бетховена, написанной в 1795 году, заменив ею ранее слышанную «Аппассионату», сонату № 23, опус 57 (1804–1806 годы). Вторая соната написана в Вене, в пору славы Бетховена пианиста-виртуоза, всеобщей любви и поклонения ему музыкальной столицы мира, светских успехов, многочисленных скоропреходящих любовных приключений. Она посвящена великому Гайдну, у которого он брал уроки, и написана еще в традициях блестящего XVIII века. Но именно во второй ее части, Largo Appassionato, слышны первые звуки истинного трагедийного Бетховена.

Именно это произведение помогает читателю прочувствовать всю силу и красоту, всю жертвенность и целомудренность любви Желткова к княгине Вере Николаевне. Помогает понять ее душу и характер…

Полный разбор влияния музыки Бетховена на рассказ «Гранатовый браслет» вы найдете в статье Л. В. Рассказовой:

Рассказова, Л. В. Смысловая и композиционная роль сонаты Бетховена в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» / Л. В. Рассказова. — Литература в школе : научно-методический журнал. — 2007. — № 7. — С. 8–12.