Над эпическим простором

Планировка монастыря складывалась постепенно, начиная с его основания в ХIII веке. В конечном итоге она выразилась в живописном размещении зданий на участке, имеющем форму неправильного восьмиугольника.

 

Рисунок реконструкция В.Н.Городкова на начало ХХ века (рис. выполнен в 1974 г.)*

1 – Успенский собор; 2 – Церковь Антония и Феодосия; 3 – Церковь Сретения; 4 – Церковь Преображения; 5 – Колокольня; 6 – домик Петра I; 7 – жилые и хозяйственные постройки; 8 – превратные башни; 9 – водовзводная башня

В центре территории находились основные сооружения: Успенский собор и церковь Антония и Феодосия. Они окружены другими монастырскими постройками: приемным домом, училищем, зданиями келий и хозяйственными.

Главный вход в монастырь через «святые» ворота в северной стене, которая в этом месте отступает от своего основного направления вглубь участка монастыря, образуя суживающийся к воротам защищенный проход. Две башни, как два стража, стояли перед воротами. Над этим входом расположена Сретенская церковь. Другой вход и въезд в монастырь с западной стороны через нижний ярус надвратной Преображенской церкви. Южную часть территории занимал фруктовый сад. На углах излома ограды располагались восьмигранные башни.

Вошедшему в монастырь открывалась чрезвычайно живописная картина архитектурных сооружений, среди которых выделялись храмы. Осмотревшись среди этого эффектного «беспорядка» и обилия глав, шатров и башен, богатства объемов и архитектурных форм, глаз зрителя обнаруживал постепенно некоторую систему и равновесие в размещении зданий. Все они подчинялись продольной оси, которую мысленно можно представить идущей от западных ворот на восток. Вертикаль ярусной надвратной Преображенской церкви начинает ее, дальше располагались Успенский собор, церковь Антония и Феодосия и восточная водовзводная башня.

Эта группа стоит в не очень правильном треугольнике, образованном другими зданиями монастыря. Две стороны треугольника лучами расходятся от Преображенской церкви в восточном и южном направлениях. Их «нейтральная» застройка поддерживает центральную ось, является переходной ступенью от высоких объемов храмов к более низким стенам ограды.

Поперечную ось композиции, подчиненную продольной, образовывала линия, соединяющая «святые» ворота Сретенской церкви с вертикалью древней колокольни. Она соединяла весь комплекс основных сооружений зрительной композиционной связью. Эта связь, читаемая в плане, ясно проявлялась и в объемном построении композиции. Успенский собор своей грандиозностью и сложным силуэтом находится в центре композиции, его главенствующее положение поддерживалось с запада Преображенской церковью, с востока – объемом церкви Антония и Феодосия, с севера – Сретенской церковью и с юга – колокольней. Все вместе они образовали верхний основной ярус композиции ансамбля, самую главную тему его.

Примечательно то, что при возобновлении Успенской соборной церкви, против обычая ее разместили не на месте обветшалой  предшественницы, построенной во времена Ивана Грозного, а передвинули на более центральное место – почти в геометрический центр территории монастыря.

Придавая ей центральное положение, безусловно, учитывали не только ее «ведущее» идейное содержание – по имени главного храма назывался монастырь Успенским, которое выражалось и в значительном увеличении ее размеров, но и изменяющийся в связи с этим общий масштаб застройки монастыря, весьма отличный от первоначального укрупнением зданий.

Средний ярус объемного построения ансамбля составляли окружающие невысокие и более спокойные по архитектурному решению здания: приемный дом, училище, корпуса келий, хозяйственные постройки. Их «переходный» характер не требовал яркого архитектурного выражения, их роль – роль музыкальной паузы в мощном и торжественном хорале архитектуры главной темы.

Нижний ярус – горизонтальные ленты стен с узлами башен. Это элегическое, плавное начало архитектурной симфонии, все объединяющий мотив начала от земли и роста вверх, связи с землей, с ее рельефом и с окружающим ландшафтом.

Такова композиция объемного построения архитектурного ансамбля Свенского монастыря. Такой она воспринималась зрителем, находящимся внутри стен комплекса. Ее зримый смысл состоял в нарастании объемов, усложнении их силуэтов, обогащении архитектурной обработки от низких протяженных стен, суровых и простых обликом, через окружающие собор второстепенные постройки и здания со скромной отделкой к более нарядным, высоким и сложным объемам церквей и колокольни, поддержанных башнями стен, к вонзающемуся в вышину небес декоративно богатому пятиглавию собора – вершине всего ансамбля.

Из этой пирамидальной композиции трудно, невозможно что-либо выбросить без разрушения всего согласованного и тонко найденного в соотношениях целого.

Это особенно ясно становится при осмотре ансамбля извне, с более или менее удаленных от него позиций. Тогда он предстает в удивительном многообразии своего облика. На первый план, при круговом обходе монастыря, последовательно выступают новые элементы ансамбля, игравшие второстепенную роль при осмотре внутри его. Зрительное смещение остальных зданий относительно друг друга создает все новые и новые сочетания и живописные группы, чарующие взор сказочным богатством своих контуров и убранства.

Восточным фасадом монастырь обращен на широкий прямо-таки былинный простор поймы с синей далью брянских лесов. Отсюда он воспринимается издалека.

Когда-то Десна была оживленным водным путем, связывавшим Брянск и Свенский монастырь с Киевом и Северо-восточной Русью. Лицо монастыря с речной стороны должно было быть весьма важным и импозантным.

Со стороны реки особенно ярко проявляется умение русских зодчих связывать архитектуру с природой, здания с ландшафтом. На первом плане четкая белая лента стены, струящаяся по рельефу. Своей гладью и спокойствием, она как бы вторит величавой глади Десны с ее плавным течением среди зеленых берегов. Над стеной возвышается церковь Антония и Феодосия и колокольня. Они обрамляют с двух сторон центральную группу глав вознесшегося собора. Вправо от древней церкви в отдалении над стеной видны главы Сретенской церкви, а влево от колокольни, уравненное с ними удалением, – завершение Преображенской церкви. С флангов стена ограничивается башнями.

Здания и сооружения ансамбля, вознесшиеся над стеной своей ритмически нарастающей величиной, искусно повторяют береговые холмы, увенчивают их вершины, а белизна стен – это ли не продолжение меловых обрывов? Поднимающаяся от воды растительность по крутосклону доходит до стены и, перешагнув ее, продолжается по территории ансамбля, скрепляя органическую связь архитектуры с природой. Картина производит впечатление удивительной гармонии.

Зодчие разных поколений, трудом которых был создан замечательный ансамбль, следовали многовековой традиции возведения русских ансамблей монастырей, крепостей и кремлей. Эта традиция до совершенства довела излюбленный принцип свободного размещения зданий ансамбля. Здания размещались без какой - либо предвзятой геометрической схемы. Они располагались свободно и непринужденно, согласуясь с рельефом местности, с назначением и эксплуатационными особенностями зданий, с наиболее выигрышным для восприятия их объема положением, с наилучшей освещенностью солнцем, в естественной и непринужденной связи с природой.

В Свенском ансамбле нет строгой геометричности ни в построении плана, ни в объемно-пространственной композиции. Свободная мягкость взаимной подчиненности, живописность в размещении зданий и, как видим ниже, в их архитектурном решении, органическая связь с природой, с окружающим ландшафтом, какая-то непосредственность во всем архитектурном облике ансамбля – эти чисто русские черты древнего зодчества заполняют все существо Свенского монастыря.

Свобода в расположении зданий доходила здесь даже до серьезных отклонений от существовавших строгих правил. Своеобразием церкви Антония и Феодосия была южная ориентация ее алтаря вместо общепринятой восточной. Такое размещение, возможно, оправдывалось необходимостью расположить главный вход в церковь со стороны главного входа в монастырь через Сретенские ворота. Последняя из построенных церквей – Преображенская тоже поставлена с отклонением ориентации алтаря несколько к югу. Во всяком случае, подобные отклонения от правил позволили расположить все основные сооружения комплекса под некоторыми углами к основным композиционным осям и друг другу. Таким образом, они воспринимались зрителем не фасадными плоскостями, а всем своим пластичным объемом. Таким был монастырь в начале ХХ века.

В 1920-1930-е годы ансамбль перенес громадные, невосполнимые утраты в связи с разрушением большей части зданий и всего внутреннего убранства и оборудования всех построек (см. ремарку 2).

Рассмотрим основные сооружения ансамбля Свенского монастыря в хронологическом порядке их возникновения.

Для описания ансамбля в целом и его отдельных зданий и сооружений использованы, кроме исторических данных, чертежи XIX века и фотографии, выполненные в начале XX века, хранящиеся в ряде музеев, архивов и библиотек Москвы и Санкт-Петербурга.

_______________________

*По состоянию на июль 2016 г. все основные здания и сооружения монастыря (кроме колокольни) восстановлены.