Правоту черниговского поэта Дмитро Иванова еще раз подтвердил праздник славянской письменности и культуры «На земле Бояна»
В 25-й раз собрались в древнем Трубчевске посланцы трех братских народов — хранители Слова, письменники, поэты, певцы, музыканты. В 25-й раз попутный ветер, будто паруса славянских стругов, наполнил стяг праздника, поднятый его основателем («прародителем», как его уважительно именовали) Степаном Кузькиным.
Поплыли по-над Десной, вспоившей русские, украинские и белорусские земли, православные звоны, потекли раздольные песни. Седая старина ожила, отозвавшись в наших душах щемящей радостью от соприкосновения с чудом, освежила ключевой водой из родников славянских, одарила светом «чудова свята», соединила в многолюдный, многоголосый хоровод.
Мы общей судьбою повиты,
Течет в нас славянская
кровь.
И наши наречия слиты
В словах «человек»
и «любовь».
О спасительной силе Слова, его объединяющей роли говорил епископ Брянский и Севский Феофилакт: «Славянская письменность есть духовное достояние нашего Отечества, а точнее — дар Божий, который через святых Кирилла и Мефодия, учителей славянских, получил наш народ. Славянская грамота, письменность, язык — не только средство общения, но и консолидирующее начало...» Не политика, не законодательные акты, а Слово, как и столетия назад, славянские народы. В нашей общей вере, духовном пространстве границ провести невозможно, как невозможно разделить на три части небо над нами, воз-дух, которым мы дышим. Культура, православие — вот то, что укрепляет наши связи, спасает от мракобесия и лжи.
И здесь особая рол принадлежит подвижникам — деятелям культуры. Таким как белорусские поэты Владимир Гаврилович Нина Шклярова, Геннадий Говор, россияне Владимир Сорочкин, Степан Кузькин, Олег Саранских, Михаил Атаманенко, Наталья Соболева, украинцы Станислав Репьях, Дмитро Иванов, Николай Лелюк. Последнего связывают с нашей землей кровные узы. Отец Николая Ивановича родом из суражской деревни Кобылинки, где славянское «плетение словес» не нуждается в переводе. 40 лет назад появилось в Трубчевске литобъединение «Горизонт», распахнувшее просторы для творчества десяткам местных жителей, сплотившее вокруг себя творческую интеллигенцию не только Брянщины, но и Курска, Смоленска, Москвы, Гомеля, Чернигова. Потому и у праздника письменности и культуры «На земле Бояна» — поэтическая, литературная основа.
— Да это просто Пасха, ненасытно вкусный праздник поэтического слова и благодарственного уважения к нашей истории, — воскликнул, обращаясь к трубчевцам, сопредседатель правления Союза писателей России Николай Иванов. — Без всего этого мы бы давно превратились в географическую точку на карте, территорию, населенную людьми, никогда не стали бы одним единым народом!
Он вручил Степану Кузькину знамя литобъединения, специально учрежденное Союзом писателей России, первое в своем роде: мол, на литературном корабле, как на любом другом, должен быть свой вымпел (чем немного смутил Степана Павловича — человека вполне мирного и гражданского).
Чтобы родники славянские не подернулись тиной забвения, не оскудели и не иссякли, должны пробиваться сквозь преграды новые творческие силы. Поддержка юных талантов — еще одна традиция праздника.
Премию имени Галича (лицейского наставника А.С. Пушкина) вручили трубчевской школьнице Валентине Свиридовой и студентам Юлии Павлюковой и Алексею Ляхову. Продолжает жить и еще одна славная традиция — вручение премии композитора и певца Александра Ковалевского. Уже почти год, как его нет с нами, но брат Валерий и друг депутат облдумы Иван Медведь решили продолжить его дело и протянуть руку помощи одаренной молодежи. Премию они отдали студентке агроколледжа Екатерине Матвейкиной.
Брянское землячество в Москве наградило премией им. Н. Мельникова поэтов Владимира Сорочкина, Михаила Атаманснко, Наталью Соболеву и Елену Матвеенко (последнюю — за перевод на украинский и белорусский языки поэмы «Русский крест»).
Ну а премии Бояна за пропаганду национальных традиций и сохранение культурного наследия славянских народов удостоены вокальный ансамбль «Лирица» из Гомеля (руководитель ТрофимАнтипов), черниговский поэт Николай Лелюк и питерский скульптор Алексей Кобилипецантор памятников «соловью старого времени» Бояну в Трубчевске и Тютчеву — в Овстуге.
Мы едины в стремлении к добру, счастью и миру. Мы обречены на дружбу вечную, потому что сам Бог послал нам соседство.
И. НИКОЛЬСКАЯ