Если о жизни и творчестве Гавриила Хлудове почти ничего неизвестно, то его сын Николай Гаврилович Хлудов - художник, портретист, иконописец, пейзажист, бытописец Заилийского края, родоначальник казахской школы живописи, оставил большое творческое наследие.
Родился Николай Хлудов 25 ноября 1850 в г. Брянске Орловской губернии . Учился в Одесской рисовальной школе (1872—1874), затем продолжил образование в частных художественных мастерских Петербурга, в мастерской Гоголевского.
С 1877 года жил в г. Верном (ныне Алма-Ата). Работал чертежником, а позже межевиком Семиреченского областного правления. Участвовал в 1886 году в качестве топографа и художника в экспедициях геолога И. В. Игнатьева и ботаника А. Н. Краснова по исследованию горной группы Хан-Тенгри (пирамидальный пик на Тянь-Шане), а также в группе профессора И. В. Мушкетова по изучению Верненского землетрясения (1887). Николай Гаврилович являлся членом Туркестанского кружка любителей археологии, учредителем Семиреченского отдела Русского географического общества.
Примечание: Корольков Ярослав Иванович [1843-1933], уездный начальник, командир горной батареи, полковник, занимался исследованиями климата и ледников Прииссыккулья
В 1904—1907 годах расписывал первый иконостас Алматинского Вознесенского Кафедрального собора, построенного по проекту архитектора Андрея Павловича Зенкова, одного из основоположников сейсмостойкого строительства.
С 1910—1917 — учитель рисования и черчения в Верненском высшем начальном училище, учительской семинарии и женской гимназии.
В 1918—1919 преподает рисование и черчение в Верненском сельскохозяйственном техникуме. С 1921 года возглавляет студию, где занимается с начинающими художниками. В советское время сыграл важную роль в профессиональной подготовке первых казахских и кыргызских художников. Учениками Хлудова Н. Г. в разное время были Абылхан Кастеев, А.И.Бортников, Семен Афанасьевич Чуйков, советский живописец, народный художник СССР.
Организатор 1-й художественной выставки Советского Семиречья (1925), персональной выставки (1921-30 гг.), принял участие в московских выставках «Искусство народов СССР» (1927 г.), «Искусство Казахской ССР» (1934, Музей народов Востока). Автор картин на сюжеты из жизни казахского народа. 211 полотен художника хранятся в Центральном музее Казахстана и Государственном музее искусств Казахстана имени А.Кастеева. Совместно с художником Глушковым составил этнографический атлас народностей. Работы Н. Г. Хлудова хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Бишкека, Алмааты. В Центральном государственном музее Казахстана в 2010 году открыли «Зал Н. Г. Хлудова» с произведениями известного русского художника.
Жена - Софья Андреевна, дочери Клеопатра и Апполинария.
Умер Николай Гавриилович Хлудов 23 июня 1935 г. в Алма-Ате.
В книге «Хранитель древностей» Юрия Домбровского Хлудову Н. Г. и его творчеству посвящена целиком четвёртая глава, в которой есть такие слова: «Я люблю Хлудова за свежесть, за радость, за полноту жизни, за красоту событий, которые он увидел и перенес на холст».
Юрий Домбровский. Хранитель древностей, 1964 г.
Глава четвертая
«Жил в городе Верном такой художник, автор многочисленных этнографических картин, кажется, по выслуге лет еще статский советник, учитель рисования верненской мужской гимназии Николай Гаврилович Хлудов .
В молодости он был строг и педантичен, а под старость сделался чудаковатым и смешным. Угощал гостя в половине тридцатых годов папиросами «Ю-ю». Очень хотел получить государственный заказ, но никак не мог понять, зачем ему заключать договор с государством. Спрашивал, как можно за пять дней написать плакат метров в десять, когда он, Хлудов, и на картину в один метр тратит больше месяца. «Я вижу – все вы сошли с ума», – сказал он скорбно и отмахнулся. (Так заказ и не состоялся.)
Судьба послала этому чудаку при редком долголетии еще и завидную плодовитость. Добрая сотня картин и этюдов до сих пор хранится в запасниках Центрального музея. Картинная галерея взять их отказалась. «Что за художник? – сказали искусствоведы. – Ни стиля, ни цвета, ни настроения. Просто бродил человек по степи, да и заносил в свой альбом все, что ему попадалось на глаза, – казаха, казашку, казачат с луком, еще всякое». Так ничего и не взяли. И когда я, готовясь к юбилейной выставке, попросил кое-кого из Союза художников показать, где и что повесить, на меня поглядели, как на блажного. «Господи, да валяйте их всех подряд, – сказал мне самый известный, – из чего тут выбирать? Это же все Хлудов». И я повесил все подряд – казаха с ковром в руках, и девушек в реке, и ребятишек с луками, и ночную грозу, и расчудесных казаков-семиреков на конях и с шашками наотмашь, и еще множество всякой всячины, и все они висели и сияли, и вокруг них всегда останавливались. Ведь это был Хлудов!»