Носенко Иван Исидорович

 

(1 мая 1902 г. – 2 августа 1956 г.)

Иван Исидорович Носенко родился18 апреля (1 мая) 1902 года в деревне Берлевец Брянского уезда Орловской губернии (ныне Дубровский район Брянской области) в семье рабочего.

Иван Носенко начал свою трудовую деятельность в 1914 году в городе Николаеве рабочим-рассыльным на судостроительном заводе, в 1916 году стал автогенным сварщиком. В 1917-1920 гг. батрачил на хуторе Новобогуславка Николаевской губернии. В 1920 году – ассистент, позже – инспектор отдела охраны труда в губернском отделе профсоюзов. В 1921-1922 гг. – продармеец. В 1922 году вернулся на судостроительный завод в должности табельщика. В 1925 году вступил в ВКП(б).

После окончания рабфака в 1925 году и Николаевского кораблестроительного института в 1928 году работал мастером, главным механиком, начальником сборочного цеха, начальником конструкторского отдела на Николаевском судостроительном заводе имени Марти (1923-1935).

В 1935-1939 гг. И.И. Носенко находился на руководящих постах на судостроительных заводах Ленинграда (главный инженер, главный конструктор, директор Балтийского завода имени С. Орджоникидзе).

С октября 1939 года по май 1940 года – 1-й заместитель наркома, с мая 1940 года – нарком судостроительной промышленности СССР. В Великую Отечественную войну одновременно (сентябрь 1941 г.- февраль 1942 г.) – 1-й заместитель наркома танковой промышленности СССР.

И.И. Носенко возглавил Наркомат судостроения в период, когда шла выработка и реализация программы строительства большого флота. Отрасль судостроения получила значительное развитие, была проведена реконструкция Ленинградских и Николаевских судостроительных заводов, велось строительство крупных заводов морского судостроения на Дальнем Востоке и на Севере, осуществлялась реконструкция и создавались новые предприятия морского приборостроения и судового машиностроения. Большое развитие получили научные исследования и проектирование, созданы специализированные по классам кораблей центральные конструкторские бюро и научно-исследовательский институт. К началу войны предприятия судостроения передали военно-морскому флоту 312 новых крупных и средних кораблей, в том числе 206 подводных лодок, 4 крейсера, 37 лидеров и эсминцев, 56 сторожевых кораблей и базовых тральщиков, 8 речных мониторов, а также 477 боевых катеров. Для народного хозяйства построено 4 мощных ледокола и большое количество различных транспортных судов и барж. Программа строительства на третью пятилетку (с 1937 по 1942 гг.) предусматривала строительство значительного числа подводных лодок и надводных кораблей. В 1940 г. строилось около 270 кораблей различных классов. И.И. Носенко привнес в работу Наркомата глубокое видение проблем судостроения, огромный опыт кораблестроителя, организаторские способности руководителя государственного масштаба.

С началом войны работа отрасли была коренным образом перестроена. Наркомат судостроения выполнял утвержденную ГКО программу в сложнейших условиях. В самом начале войны были утрачены огромные производственные мощности в бассейнах Балтийского, Северного, Черного морей. Многие судостроительные заводы оказались в зонах досягаемости вражеской авиации и даже артиллерии (Ленинград, Сталинград, Севастополь). Тем не менее, преодолевая неимоверные трудности, предприятия судостроительной промышленности во взаимодействии с Военно-морским флотом (нарком Н.Г. Кузнецов) сумели выполнить большой объем строительства и ремонта кораблей.

В результате оккупации западных и южных районов СССР, блокады Ленинграда в 1941 году было потеряно 30% мощностей судостроения. И.И. Носенко принял экстренные меры по эвакуации предприятий и оборудования и развертыванию работы эвакуированных заводов. В соответствии с решением правительства Наркомат сосредоточил все силы на выполнении плана строительства подводных лодок (ПЛ), эсминцев, тральщиков, боевых катеров – противолодочных, артиллерийских, торпедных.

Советская судостроительная промышленность удовлетворяла нужды флота и частично – армии. Со стапелей сходили торпедные катера, подводные лодки, вспомогательные суда, средства обеспечения. В годы войны было построено свыше 1 тысячи боевых кораблей и катеров различных классов. Совершенствовалось вооружение, осваивались новые технические средства, торпеды, различные типы мин, радиолокационные и гидроакустические устройства.

В результате напряженного труда судостроителей в 1941-1945 гг. построено: 2 крейсера (типа «Максим Горький»), 20 эсминцев, 54 ПЛ, 15 больших охотников за ПЛ, 55 тральщиков, свыше 600 боевых катеров. Заводы отрасли выполнили аварийно-боевой, восстановительный и плановый ремонты 3 линкоров, 7 крейсеров, 164 ПЛ, 25 лидеров и эсминцев, 15 сторожевых кораблей, 200 базовых тральщиков, 344 малых кораблей. Кроме того, на заводе «Красное Сормово» в городе Горький (город Нижний Новгород) при непосредственном курировании И.И. Носенко выпущено 12 тыс. танков. Улучшение боевых качеств кораблей, рост мастерства военных моряков увеличивали эффективность боевой деятельности флота. Так, если в 1941 году на 1 погибшую подводную лодку приходился один уничтоженный вражеский корабль, то в 1945 году – 30 кораблей.

Деятельность наркомата судостроительной промышленности и его руководителя И.И. Носенко способствовали не только скорейшему достижению победы, ни и заложили основы и условия для послевоенного строительства и функционирования Советского океанского, в том числе, атомного флота. Уже в 1944 году, а более активно в 1945 году, разработана и начала реализовываться первая десятилетняя судостроительная программа страны.

В послевоенное время И.И. Носенко руководил различными отраслями промышленности СССР. 19 марта 1946 года он был назначен членом Бюро по машиностроению Совета министров СССР. В 1947-1950 гг. – министр транспортного машиностроения СССР, в 1950-1953 гг. – 1-й заместитель министра судостроительной промышленности СССР, в марте-августе 1953 года – 1-й заместитель министра транспортного и тяжёлого машиностроения СССР, в 1953-1954 гг. – министр транспортного и тяжёлого машиностроения СССР, в 1954-1956 гг. – министр судостроительной промышленности СССР.

И.И. Носенко принимал деятельное участие в разработке и осуществлении программы оснащения флота кораблями, отвечавшими по своим качествам требованиям того времени и изменившемуся стратегическому положению СССР.

В 1952 году Носенко был избран кандидатом в члены ЦК КПСС, а в 1954 году – депутатом Верховного Совета СССР.

Наш земляк награжден тремя орденами Ленина, орденом Нахимова I степени, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Красной Звезды и «Знак Почета», многими медалями.

В семье Носенко было два сына, Юрий и Владимир (оба выпускники МГИМО). Семья жила в знаменитом «Доме на Набережной» в Москве.

Умер Иван Исидорович Носенко 2 августа 1956 года. Урна с его прахом захоронена в Кремлевской стене на Красной площади в Москве. Он единственный из брянцев был удостоен такой высокой чести.

Т.Г. Жукова

 

Похороны И.И. Носенко
Урна с прахом И.И. Носенко
Урна с прахом И.И. Носенко
  1. Деханов, В.Г. Их имена вписаны в морскую историю России / В.Г. Деханов // Брянские страницы истории Российского флота : сборник материалов научной конференции. – Брянск: Изд-во Клинцовской городской типографии, 2003. – С. 156-158.
  2. Максимкин, В.А. Присягнувшие морю. Историко-краеведческие очерки / В.А. Максимкин. – Брянск: Изд-во «Дебрянск», 1997. – С. 135-137.