Выступление министра сельского хозяйства РФ Е.Б. Скрынник

Заложена прочная основа развития сельского хозяйства

2010 г. стал для АПК Российской Федерации одним из самых труд­ных за последние десятилетия. Основным фактором, определившим динамику его развития, стала аномальная засуха в 43 регионах стра­ны. Пострадали 25 тыс. хозяйств. Государственную поддержку полу­чили 58 тыс. хозяйств.

Ситуация на зерновом рынке

Несмотря на снижение урожая на 35%, валовой сбор зерновых пре­высил 60 млн т в чистой массе. С учетом имеющихся запасов, ресурсы зерна составляют около 90 млн т, что намного больше внутренних по­требностей.

Зерно играет определяющую роль в формировании межотрасле­вого ценового баланса, поэтому принятые меры были направлены, прежде всего, на поддержание финансовой устойчивости сельхозто­варопроизводителей, стабилизацию цен и исключение дефицита сель­хозпродукции.

Что было сделано?

В субъекты Федерации направлено 35 млрд руб. федеральных средств (25 млрд — бюджетные кредиты и 10 млрд — прямые дота­ции) на приобретение кормов, горючего и смазочных материалов, минеральных удобрений. Более 11 млрд руб. выделено непосредствен­но регионами.

Принято решение о субсидировании пролонгированных на срок до 3-х лет инвестиционных и краткосрочных кредитов.

Установлен льготный железнодорожный тариф на перевозку зерна в пострадавшие регионы с Юга страны и из Сибири.

Введен запрет на экспорт зерна.

Принято решение о реализации зерна Интервенционного фонда по трем направлениям:

Первое. В Москву, Санкт-Петербург, Московскую и Ленинградскую области будет направлено без торгов 1,1 млн т продовольственного и фуражного зерна.

Второе. Без торгов будет продан весь объем ячменя и пшеницы 5-го класса из запасов Интервенционного фонда — это 2,3 млн т по заяв­кам регионов. Цена продажи будет соответствовать цене закупки, то есть в 1,5 ниже текущей рыночной.

Третье. 4 февраля т. г. начались товарные интервенции, которые будем продолжать далее только по продовольственной пшенице. Реа­лизовано 600 тыс. т зерна, средняя цена продажи на 1 тыс. руб. ниже рыночной.

Зерно приобрели покупатели из 40 регионов. 87% его приобрели субъекты Федерации, пострадавшие от засухи и испытывающие потреб­ность в приобретении зерна. Результатом интервенций стало сниже­нием цен на зерно и муку. С начала февраля понижение цен составило более 2%.

Принято решение о временном снижении ввозных импортных по­шлин на зерно, овощи, картофель, гречневую крупу — то есть по тем позициям, где произошло наибольшее снижение объемов производ­ства и наблюдались высокие темпы роста цен. Объединенной зерно­вой компанией заключены контракты на поставку 20 тыс. т гречневой крупы из Китая, картофеля из Европы — до 100 тыс. т.

Таким образом, принятые меры позволили стабилизировать цено­вую ситуацию на рынке и не допустить дефицита продуктов питания. Их последовательная реализация даст возможность в дальнейшем из­бежать скачкообразного повышения цен до поступления на рынок ра­стениеводческой продукции нового урожая.

Ситуация на рынках мяса и молока

По молоку. На рынок молока также оказала влияние засуха. В 2010 г. производство молока сократилось на 2% — до 31,9 млн т. В целях поддер­жки производителей в конце прошлого года выделено 2 млрд руб. на реа­лизацию экономически значимых региональных программ по развитию молочного скотоводства. Эта форма поддержки сохранена и в 2011 г

Принято решение о выделении дополнительно 5 млрд руб. регио­нам, сохранившим поголовье скота по итогам 2010 г.

Снижение предложения отечественной молочной продукции ком­пенсировалось за счет увеличения объемов импорта. Традиционным поставщиком является Белоруссия.

В 2010 г. в разрезе регионов было подписано соглашение между про­изводителями и переработчиками молочной продукции.

В настоящее время цена закупки сырого молока составляет 16 руб. 82 коп, при этом рост потребительских цен с начала года не превышает 5,8%. Повышение закупочных цен на молоко обеспечивает необходи­мую для развития отрасли рентабельность и позволяет не допустить зна­чительного снижения поголовья крупного рогатого скота. А это фор­мирует базу для наращивания производства отечественного молочно­го сырья в долгосрочной перспективе.

По мясу. На рынке мяса ситуация стабильная. Это связано с доста­точным объемом предложения за счет роста отечественного производ­ства. В 2010 г. производство выросло на 5,2% — до 10,5 млн т. Сохрани­лись высокие темпы роста производства птицы — 10,8%, и свинины — 6,4%. За 5 лет производство птицы выросло на 75%, свинины — на 40%.

Ценовая ситуация — относительно стабильна. При этом за январь 2011 г. потребительские цены на наиболее доступный вид мяса — пти­цу — не повысились. Положительное воздействие на ценовую дина­мику оказали предпринятые в 2010 г. меры по сохранению кормовой базы животноводства в пострадавших от засухи регионах, а также вы­деление 2 млрд руб. в рамках экономически значимых региональных программ по мясному скотоводству.

Дополнительным стабилизирующим фактором для животноводства должно стать увеличение предложения зерна за счет запасов Интер­венционного фонда при проведении товарных интервенций.

Стратегической мерой по поддержке отрасли явится разрабатывае­мая Минсельхозом России Программа развития мясного животновод­ства до 2020 г. Ее реализация даст возможность обеспечить устойчивый рост производства мяса скота и птицы на 56%.

Важную роль для обеспечения устойчивого развития отрасли игра­ет реализация комплекса мер по ликвидации африканской чумы сви­ней (АЧС), в том числе новый Федеральный закон «О ветеринарии» и подготовленная Министерством программа по ликвидации АЧС.

Весенние полевые работы

В настоящее время приоритетной задачей для Министерства сельс­кого хозяйства Российской Федерации является эффективное прове­дение ярового сева.

Яровой сев необходимо провести на площади 50 млн га, в том числе зерновых — не менее 30 млн га, что позволит собрать 85 млн т зерна. Необходимый объем финансирования может составить до 223 млрд руб., из которых кредитных ресурсов — 140— 150 млрд руб. Банки готовы про-кредитовать отрасль по ставке 9—11 % годовых и предложить специаль­ные банковские продукты под урожай будущего года.

В целом для проведения весеннего сева в плановые агротехничес­кие сроки реализуется следующий комплекс мер:

Первое. В 2010 г. на закупку минеральных удобрений дополнитель­но выделено 1222 млн руб. Общий объем средств на эти цели —5,9 млрд руб. В текущем году финансирование составит 5,5 млрд руб. (+1 млрд руб. к плану).

Второе. Заключено соглашение между РАПУ и Агропромсоюзом о ценах на минеральные удобрения на первое полугодие 2011 г. Рост цен не превысит 12—13%, что связано с опережающим ростом тарифов на энергоносители и железнодорожные перевозки сырья.

Третье. Пролонгировано действие льготного железнодорожного тарифа. Это обеспечило возможность переброски семян для проведе­ния ярового сева. В настоящее время обеспеченность регионов семе­нами составляет более 97%.

Четвертое. Решен вопрос о сохранении в 2011 г. действующего ме­ханизма предоставления скидки на горючее и смазочные материалы. Цены будут снижены на 10% от ноября прошлого года, то есть на 30— 37% от текущего уровня. В частности, в Центральном федеральном округе цены уже снизились в среднем на 27—29%.

Пятое. Принято решение об увеличении объема субсидирования закупки элитных семян в 3 раза — до 1,5 млрд руб. Также субсидии бу­дут выделены на закладку многолетних насаждение и виноградников (400 млн руб.), на лен и рапс (240 млн и 252 млн руб. соответственно).

Шестое. Заключены Соглашения с регионами, по которым субъек­ты Федерации смогут до начала полевых работ получить до 30% от го­дового лимита средств господдержки (35 млрд руб.). В субъекты уже направлено более 17 млрд руб.

Седьмое. Важную роль в подготовке к весенним полевым работам играют меры государственной поддержки территорий, пострадавших от засухи. Выделенные из федерального бюджета средства в объеме 35 млрд руб. направлены, в том числе на закупку семян, горючего и смазочных материалов, а также минеральных удобрений.

Таким образом, сельхозорганизации будут в полном объеме обеспе­чены необходимыми ресурсами для проведения весенней полевой кам­пании и сев пройдет в необходимые агротехнические сроки. При от­сутствии аномальной погоды у российского АПК есть все возможнос­ти, чтобы в 2011 г. добиться высоких показателей в растениеводстве.

О стратегических направлениях работы Минсельхоза России

Министерством разработан комплекс мер, направленных на сни­жение влияния неблагоприятных природно-климатических условий на АПК, — это развитие мелиоративного комплекса и системы страхова­ния с государственной поддержкой.

Подготовлена Концепция федеральной целевой программы «Раз­витие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года», которая даст возможность увеличить площадь мелиорируе­мых земель и значительно повысить урожайность. Опыт двух последних лет показал, что разница в урожайности на мелиорируемых и немелиорируемых землях может достигать 10—15 раз.

Что касается законопроекта «О сельскохозяйственном страховании с господдержкой», то он принят Госдумой в первом чтении. Рассчиты­ваю, что система заработает уже в этом году. На эти цели предусмотре­но 5 млрд руб. — в два раза больше, чем в 2010 г.

Основные положения закона:

Во-первых, государственная поддержка распространяется только на страхование от катастрофических рисков.

Во-вторых, вводится принцип: другие виды государственной под­держки предоставляются сельхозтоваропроизводителю только при на­личии полиса от катастрофических рисков.

В-третьих, создается профессиональное объединение страховщи­ков, которое будет поддерживать платежеспособность всей системы, даже в случае банкротства одного из контрагентов.

И самое главное — устанавливаются стандарты страхования и оценки ущерба с тем, чтобы гарантировать страховые выплаты сельхозорганизациям.

Принятие федерального закона позволит снизить стоимость стра­хования, увеличить долю застрахованных площадей с 20 до 50—70%, сократить расходы федерального бюджета на компенсацию ущерба в случае чрезвычайных ситуаций.

Еще одно стратегическое направление деятельности Министерства — это социальное развитие села.

За период действия федеральной целевой программы «Социаль­ное развитие села» с 2003 г. построено более 14 млн м2 жилья, в том числе около 4 млн м2 — для молодых семей и молодых специалистов (почти 220 тыс. семей получили современное жилье), уровень гази­фикации и обеспеченности водой составляет более 50%. В 2011 г. на реализацию программы из федерального бюджета будет выделено 7720 млн руб.

Утверждена Председателем Правительства России «Концепция устой­чивого развития сельских территорий Российской Федерации до 2020 года». Ее реализация позволит вывести развитие сельских террито­рий на качественно новый уровень, обеспечивающий комплексное сба­лансированное решение экономических, социальных и экологических задач, сохранение природно-ресурсного и историко-культурного потен­циала села. Важной составляющей программы станет расширение сфе­ры несельскохозяйственной занятости населения.

Важнейшей задачей Министерства на текущих год является разра­ботка новой Государственной программы на 2012—2020 гг., которая будет содержать три принципиально новых раздела: развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка; развитие пищевой и перерабатыва­ющей промышленности; развитие малых форм хозяйствования.

По инфраструктуре. Министерством принята ведомственная програм­ма «Развитие инфраструктуры и логистического обеспечения агропродоволь­ственного рынка на 2011—2013 годы», предусматривающая расширение возможностей по хранению и сбыту сельскохозяйственной продукции.

Также подписано соглашение с Минтрансом России о развитии сети сельских дорог. Объем финансирования в ближайшие 3 года — 18 млрд руб. В 2011 г. — 5 млрд руб.

Принятые меры будут способствовать снижению инфраструктурных издержек, росту конкурентоспособности отечественной продукции, а так­же повышению доступности социальных объектов в сельской местности (школы, больницы), а значит — повышению качества жизни на селе.

По пищевой и перерабатывающей промышленности. В настоящий момент уровень износа основного капитала составляет 60—70%. Ми­нистерством приняты отраслевые программы по развитию маслоделия и сыроделия, первичной переработке мяса скота и птицы. Субсидиру­ются процентные ставки по инвестиционным кредитам.

На Совещании у Президента России Д. А. Медведева в сентябре прошлого года (в Мурманске) регионам рекомендовано разработать региональные программы по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности. Для объединения всех направлений и форм госу­дарственной поддержки, Министерство планирует включить данное направление отдельным разделом в Госпрограмму.

О малых формах хозяйствования

Данное направление является безусловным приоритетом для Ми­нистерства.

С целью интеграции всех форм государственной поддержки малого предпринимательства на селе в единой программе разработан проект «Рос­сийский фермер». Он направлен на формирование сильного класса соб­ственников на селе и развитие предпринимательства, что придаст новый импульс устойчивому развитию всего агропромышленного комплекса.

С 2012 г. планируется реализация комплекса дополнительных мер, направленных на поддержку малых форм:

Первое. Использование земли в качестве залога.

Второе. Завершается работа над изменениями в закон «О крестьян­ском (фермерском) хозяйстве» в части определения понятия семейно­го фермерского хозяйства, а также продления статуса юридического лица для КФХ до 2020 г. (в настоящий момент — до 2013 г.).

Третье. С 2012 г. будет работать программа «Молодой фермер» с це­лью привлечения молодежи к созданию собственных фермерских хо­зяйств. Предлагаем субъектам Федерации принять экономически значимые региональные программы по данному направлению. На усло­виях софинансирования средства федерального бюджета могут предо­ставляться на оформление земли, хозяйственное обзаведение, субси­дирование процентной ставки по кредитам, подключение фермерских объектов к энергосетям и дорожной инфраструктуре и другие цели.

Четвертое. Будет продлено до 2020 г. действие программы по се­мейным животноводческим фермам, доказавшей свою эффективность.

Пятое. Министерством проработан вопрос о предоставлении субси­дий малым формам хозяйствования на приобретение семян овощных и бахчевых культур, а также снижении нормативов площадей для получе­ния субсидий на закладку и уход за многолетними насаждениями.

Шестое. Возобновлено финансирование центров сельскохозяйствен­ного консультирования (в объемах, предусмотренных Госпрограммой — 300 млн руб.), в том числе с целью повышения уровня информированности производителей о направлениях и формах государственной поддержки.

Седьмое. Министерство предлагает Минэкономразвития России выделить специальную квоту для фермеров в рамках программы под­держки малого и среднего предпринимательства и совместно админи­стрировать ее использование.

Таким образом, предложенный комплекс мер, наряду с уже действу­ющими программами и инструментами, позволит повысить эффектив­ность сельскохозяйственного производства в малых формах хозяйство­вания и стимулирует развитие фермерского движения.

* * *

В целом ситуация в сельском хозяйстве остается стабильной. Мы су­мели сохранить позитивную динамику в базовых отраслях, обеспечить межотраслевой баланс и исключить спекулятивные тенденции на агро-продовольственном рынке. Принятые решения позволили заложить прочный фундамент для динамичного развития всех базовых направле­ний агропродовольственного комплекса Российской Федерации.

По материалам выступления министра сельского хозяйства Российской Федерации Е. Б. Скрынник на «Правительственном часе» в Государственной Думе 9 марта 2011 г.

Скрынник, Е. Заложена прочная основа развития сельского хозяйства / Е.Скрынник / / Экономика сельского хозяйства России.- 2011.- № 4.- С. 23-29.