Заложена прочная основа развития сельского хозяйства
2010 г. стал для АПК Российской Федерации одним из самых трудных за последние десятилетия. Основным фактором, определившим динамику его развития, стала аномальная засуха в 43 регионах страны. Пострадали 25 тыс. хозяйств. Государственную поддержку получили 58 тыс. хозяйств.
Ситуация на зерновом рынке
Несмотря на снижение урожая на 35%, валовой сбор зерновых превысил 60 млн т в чистой массе. С учетом имеющихся запасов, ресурсы зерна составляют около 90 млн т, что намного больше внутренних потребностей.
Зерно играет определяющую роль в формировании межотраслевого ценового баланса, поэтому принятые меры были направлены, прежде всего, на поддержание финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей, стабилизацию цен и исключение дефицита сельхозпродукции.
Что было сделано?
В субъекты Федерации направлено 35 млрд руб. федеральных средств (25 млрд — бюджетные кредиты и 10 млрд — прямые дотации) на приобретение кормов, горючего и смазочных материалов, минеральных удобрений. Более 11 млрд руб. выделено непосредственно регионами.
Принято решение о субсидировании пролонгированных на срок до 3-х лет инвестиционных и краткосрочных кредитов.
Установлен льготный железнодорожный тариф на перевозку зерна в пострадавшие регионы с Юга страны и из Сибири.
Введен запрет на экспорт зерна.
Принято решение о реализации зерна Интервенционного фонда по трем направлениям:
Первое. В Москву, Санкт-Петербург, Московскую и Ленинградскую области будет направлено без торгов 1,1 млн т продовольственного и фуражного зерна.
Второе. Без торгов будет продан весь объем ячменя и пшеницы 5-го класса из запасов Интервенционного фонда — это 2,3 млн т по заявкам регионов. Цена продажи будет соответствовать цене закупки, то есть в 1,5 ниже текущей рыночной.
Третье. 4 февраля т. г. начались товарные интервенции, которые будем продолжать далее только по продовольственной пшенице. Реализовано 600 тыс. т зерна, средняя цена продажи на 1 тыс. руб. ниже рыночной.
Зерно приобрели покупатели из 40 регионов. 87% его приобрели субъекты Федерации, пострадавшие от засухи и испытывающие потребность в приобретении зерна. Результатом интервенций стало снижением цен на зерно и муку. С начала февраля понижение цен составило более 2%.
Принято решение о временном снижении ввозных импортных пошлин на зерно, овощи, картофель, гречневую крупу — то есть по тем позициям, где произошло наибольшее снижение объемов производства и наблюдались высокие темпы роста цен. Объединенной зерновой компанией заключены контракты на поставку 20 тыс. т гречневой крупы из Китая, картофеля из Европы — до 100 тыс. т.
Таким образом, принятые меры позволили стабилизировать ценовую ситуацию на рынке и не допустить дефицита продуктов питания. Их последовательная реализация даст возможность в дальнейшем избежать скачкообразного повышения цен до поступления на рынок растениеводческой продукции нового урожая.
Ситуация на рынках мяса и молока
По молоку. На рынок молока также оказала влияние засуха. В 2010 г. производство молока сократилось на 2% — до 31,9 млн т. В целях поддержки производителей в конце прошлого года выделено 2 млрд руб. на реализацию экономически значимых региональных программ по развитию молочного скотоводства. Эта форма поддержки сохранена и в 2011 г
Принято решение о выделении дополнительно 5 млрд руб. регионам, сохранившим поголовье скота по итогам 2010 г.
Снижение предложения отечественной молочной продукции компенсировалось за счет увеличения объемов импорта. Традиционным поставщиком является Белоруссия.
В 2010 г. в разрезе регионов было подписано соглашение между производителями и переработчиками молочной продукции.
В настоящее время цена закупки сырого молока составляет 16 руб. 82 коп, при этом рост потребительских цен с начала года не превышает 5,8%. Повышение закупочных цен на молоко обеспечивает необходимую для развития отрасли рентабельность и позволяет не допустить значительного снижения поголовья крупного рогатого скота. А это формирует базу для наращивания производства отечественного молочного сырья в долгосрочной перспективе.
По мясу. На рынке мяса ситуация стабильная. Это связано с достаточным объемом предложения за счет роста отечественного производства. В 2010 г. производство выросло на 5,2% — до 10,5 млн т. Сохранились высокие темпы роста производства птицы — 10,8%, и свинины — 6,4%. За 5 лет производство птицы выросло на 75%, свинины — на 40%.
Ценовая ситуация — относительно стабильна. При этом за январь 2011 г. потребительские цены на наиболее доступный вид мяса — птицу — не повысились. Положительное воздействие на ценовую динамику оказали предпринятые в 2010 г. меры по сохранению кормовой базы животноводства в пострадавших от засухи регионах, а также выделение 2 млрд руб. в рамках экономически значимых региональных программ по мясному скотоводству.
Дополнительным стабилизирующим фактором для животноводства должно стать увеличение предложения зерна за счет запасов Интервенционного фонда при проведении товарных интервенций.
Стратегической мерой по поддержке отрасли явится разрабатываемая Минсельхозом России Программа развития мясного животноводства до 2020 г. Ее реализация даст возможность обеспечить устойчивый рост производства мяса скота и птицы на 56%.
Важную роль для обеспечения устойчивого развития отрасли играет реализация комплекса мер по ликвидации африканской чумы свиней (АЧС), в том числе новый Федеральный закон «О ветеринарии» и подготовленная Министерством программа по ликвидации АЧС.
Весенние полевые работы
В настоящее время приоритетной задачей для Министерства сельского хозяйства Российской Федерации является эффективное проведение ярового сева.
Яровой сев необходимо провести на площади 50 млн га, в том числе зерновых — не менее 30 млн га, что позволит собрать 85 млн т зерна. Необходимый объем финансирования может составить до 223 млрд руб., из которых кредитных ресурсов — 140— 150 млрд руб. Банки готовы про-кредитовать отрасль по ставке 9—11 % годовых и предложить специальные банковские продукты под урожай будущего года.
В целом для проведения весеннего сева в плановые агротехнические сроки реализуется следующий комплекс мер:
Первое. В 2010 г. на закупку минеральных удобрений дополнительно выделено 1222 млн руб. Общий объем средств на эти цели —5,9 млрд руб. В текущем году финансирование составит 5,5 млрд руб. (+1 млрд руб. к плану).
Второе. Заключено соглашение между РАПУ и Агропромсоюзом о ценах на минеральные удобрения на первое полугодие 2011 г. Рост цен не превысит 12—13%, что связано с опережающим ростом тарифов на энергоносители и железнодорожные перевозки сырья.
Третье. Пролонгировано действие льготного железнодорожного тарифа. Это обеспечило возможность переброски семян для проведения ярового сева. В настоящее время обеспеченность регионов семенами составляет более 97%.
Четвертое. Решен вопрос о сохранении в 2011 г. действующего механизма предоставления скидки на горючее и смазочные материалы. Цены будут снижены на 10% от ноября прошлого года, то есть на 30— 37% от текущего уровня. В частности, в Центральном федеральном округе цены уже снизились в среднем на 27—29%.
Пятое. Принято решение об увеличении объема субсидирования закупки элитных семян в 3 раза — до 1,5 млрд руб. Также субсидии будут выделены на закладку многолетних насаждение и виноградников (400 млн руб.), на лен и рапс (240 млн и 252 млн руб. соответственно).
Шестое. Заключены Соглашения с регионами, по которым субъекты Федерации смогут до начала полевых работ получить до 30% от годового лимита средств господдержки (35 млрд руб.). В субъекты уже направлено более 17 млрд руб.
Седьмое. Важную роль в подготовке к весенним полевым работам играют меры государственной поддержки территорий, пострадавших от засухи. Выделенные из федерального бюджета средства в объеме 35 млрд руб. направлены, в том числе на закупку семян, горючего и смазочных материалов, а также минеральных удобрений.
Таким образом, сельхозорганизации будут в полном объеме обеспечены необходимыми ресурсами для проведения весенней полевой кампании и сев пройдет в необходимые агротехнические сроки. При отсутствии аномальной погоды у российского АПК есть все возможности, чтобы в 2011 г. добиться высоких показателей в растениеводстве.
О стратегических направлениях работы Минсельхоза России
Министерством разработан комплекс мер, направленных на снижение влияния неблагоприятных природно-климатических условий на АПК, — это развитие мелиоративного комплекса и системы страхования с государственной поддержкой.
Подготовлена Концепция федеральной целевой программы «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года», которая даст возможность увеличить площадь мелиорируемых земель и значительно повысить урожайность. Опыт двух последних лет показал, что разница в урожайности на мелиорируемых и немелиорируемых землях может достигать 10—15 раз.
Что касается законопроекта «О сельскохозяйственном страховании с господдержкой», то он принят Госдумой в первом чтении. Рассчитываю, что система заработает уже в этом году. На эти цели предусмотрено 5 млрд руб. — в два раза больше, чем в 2010 г.
Основные положения закона:
Во-первых, государственная поддержка распространяется только на страхование от катастрофических рисков.
Во-вторых, вводится принцип: другие виды государственной поддержки предоставляются сельхозтоваропроизводителю только при наличии полиса от катастрофических рисков.
В-третьих, создается профессиональное объединение страховщиков, которое будет поддерживать платежеспособность всей системы, даже в случае банкротства одного из контрагентов.
И самое главное — устанавливаются стандарты страхования и оценки ущерба с тем, чтобы гарантировать страховые выплаты сельхозорганизациям.
Принятие федерального закона позволит снизить стоимость страхования, увеличить долю застрахованных площадей с 20 до 50—70%, сократить расходы федерального бюджета на компенсацию ущерба в случае чрезвычайных ситуаций.
Еще одно стратегическое направление деятельности Министерства — это социальное развитие села.
За период действия федеральной целевой программы «Социальное развитие села» с 2003 г. построено более 14 млн м2 жилья, в том числе около 4 млн м2 — для молодых семей и молодых специалистов (почти 220 тыс. семей получили современное жилье), уровень газификации и обеспеченности водой составляет более 50%. В 2011 г. на реализацию программы из федерального бюджета будет выделено 7720 млн руб.
Утверждена Председателем Правительства России «Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации до 2020 года». Ее реализация позволит вывести развитие сельских территорий на качественно новый уровень, обеспечивающий комплексное сбалансированное решение экономических, социальных и экологических задач, сохранение природно-ресурсного и историко-культурного потенциала села. Важной составляющей программы станет расширение сферы несельскохозяйственной занятости населения.
Важнейшей задачей Министерства на текущих год является разработка новой Государственной программы на 2012—2020 гг., которая будет содержать три принципиально новых раздела: развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка; развитие пищевой и перерабатывающей промышленности; развитие малых форм хозяйствования.
По инфраструктуре. Министерством принята ведомственная программа «Развитие инфраструктуры и логистического обеспечения агропродовольственного рынка на 2011—2013 годы», предусматривающая расширение возможностей по хранению и сбыту сельскохозяйственной продукции.
Также подписано соглашение с Минтрансом России о развитии сети сельских дорог. Объем финансирования в ближайшие 3 года — 18 млрд руб. В 2011 г. — 5 млрд руб.
Принятые меры будут способствовать снижению инфраструктурных издержек, росту конкурентоспособности отечественной продукции, а также повышению доступности социальных объектов в сельской местности (школы, больницы), а значит — повышению качества жизни на селе.
По пищевой и перерабатывающей промышленности. В настоящий момент уровень износа основного капитала составляет 60—70%. Министерством приняты отраслевые программы по развитию маслоделия и сыроделия, первичной переработке мяса скота и птицы. Субсидируются процентные ставки по инвестиционным кредитам.
На Совещании у Президента России Д. А. Медведева в сентябре прошлого года (в Мурманске) регионам рекомендовано разработать региональные программы по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности. Для объединения всех направлений и форм государственной поддержки, Министерство планирует включить данное направление отдельным разделом в Госпрограмму.
О малых формах хозяйствования
Данное направление является безусловным приоритетом для Министерства.
С целью интеграции всех форм государственной поддержки малого предпринимательства на селе в единой программе разработан проект «Российский фермер». Он направлен на формирование сильного класса собственников на селе и развитие предпринимательства, что придаст новый импульс устойчивому развитию всего агропромышленного комплекса.
С 2012 г. планируется реализация комплекса дополнительных мер, направленных на поддержку малых форм:
Первое. Использование земли в качестве залога.
Второе. Завершается работа над изменениями в закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в части определения понятия семейного фермерского хозяйства, а также продления статуса юридического лица для КФХ до 2020 г. (в настоящий момент — до 2013 г.).
Третье. С 2012 г. будет работать программа «Молодой фермер» с целью привлечения молодежи к созданию собственных фермерских хозяйств. Предлагаем субъектам Федерации принять экономически значимые региональные программы по данному направлению. На условиях софинансирования средства федерального бюджета могут предоставляться на оформление земли, хозяйственное обзаведение, субсидирование процентной ставки по кредитам, подключение фермерских объектов к энергосетям и дорожной инфраструктуре и другие цели.
Четвертое. Будет продлено до 2020 г. действие программы по семейным животноводческим фермам, доказавшей свою эффективность.
Пятое. Министерством проработан вопрос о предоставлении субсидий малым формам хозяйствования на приобретение семян овощных и бахчевых культур, а также снижении нормативов площадей для получения субсидий на закладку и уход за многолетними насаждениями.
Шестое. Возобновлено финансирование центров сельскохозяйственного консультирования (в объемах, предусмотренных Госпрограммой — 300 млн руб.), в том числе с целью повышения уровня информированности производителей о направлениях и формах государственной поддержки.
Седьмое. Министерство предлагает Минэкономразвития России выделить специальную квоту для фермеров в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства и совместно администрировать ее использование.
Таким образом, предложенный комплекс мер, наряду с уже действующими программами и инструментами, позволит повысить эффективность сельскохозяйственного производства в малых формах хозяйствования и стимулирует развитие фермерского движения.
* * *
В целом ситуация в сельском хозяйстве остается стабильной. Мы сумели сохранить позитивную динамику в базовых отраслях, обеспечить межотраслевой баланс и исключить спекулятивные тенденции на агро-продовольственном рынке. Принятые решения позволили заложить прочный фундамент для динамичного развития всех базовых направлений агропродовольственного комплекса Российской Федерации.
По материалам выступления министра сельского хозяйства Российской Федерации Е. Б. Скрынник на «Правительственном часе» в Государственной Думе 9 марта 2011 г.
Скрынник, Е. Заложена прочная основа развития сельского хозяйства / Е.Скрынник / / Экономика сельского хозяйства России.- 2011.- № 4.- С. 23-29.