Резюме.
Освещены итоги осуществления приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и ход реализации Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы». Проанализировано выполнение показателей Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации по обеспечению качественными и доступными продовольственными товарами населения страны. Рассмотрены перспективы развития агропродовольственного комплекса до 2020 г.
За время реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы» в отрасли произошли масштабные изменения.
Россия стала нетто-экспортером зерна. До аномальной засухи 2010 г., объем экспорта составлял более 20 млн т зерновых в год. Страна входила в тройку ведущих поставщиков пшеницы на мировой рынок.
Вместе с тем, в отрасли созданы все предпосылки для устойчивого наращивания объемов производства.
Введены льготные цены на горючее и смазочные материалы и зафиксированы цены на минеральные удобрения.
С 2010 г. Минсельхоз России субсидирует строительство мощностей по хранению и первичной переработке зерна.
Для увеличения внутреннего потребления зерна регионам рекомендовано изменить структуру севооборота в пользу кормовых культур и сделать ставку на развитие животноводства.
В целях повышения конкурентоспособности российского зерна, разработана программа развития логистики зернового рынка.
Также министерством изменена система проведения зерновых интервенций, повышена их прозрачность и доступность.
Рассчитываю, что несмотря на неблагоприятные природно-климатические условия последних двух лет, в течение 10—15 лет Россия будет производить до 125 млн т зерна и экспортировать до 40 млн т.
Первый шаг в этом направлении сделан. Благодаря своевременным мерам Правительства России, в кратчайшие сроки были нивелированы последствия аномальной жары прошлого года.
Средства на эти цели были направлены серьезные — пострадавшие сельхозтоваропроизводители получили 35 млрд руб. из федерального бюджета и 11 млрд руб. — из региональных бюджетов.
В результате производство зерна в этом году прогнозируется на уровне 90 млн т — этого объема достаточно для обеспечения внутренних потребностей и восстановления экспорта, который в текущем сельскохозяйственном году (июль 2011 г. — июнь 2012 г. — Ред.) составит около 20 млн т.
Рекордные урожаи будут получены по сахарной свекле (+11 млн т к относительно успешному 2009 г.), подсолнечнику (+1,5 млн т к 2009 г.).
Таким образом, растениеводство восстановилось после прошлогодней засухи.
Теперь о ситуации в животноводстве.
За 5 лет (с 2006 г. по 2010 г.) мясное животноводство стало одной из наиболее динамично развивающихся отраслей сельского хозяйства. Рост составил 44%. При этом производство мяса птицы выросло в 2 раза, свинины — на 50%.
Было введено в эксплуатацию более 1200 новых и модернизированных комплексов (в свиноводстве — 674, птицеводстве — 404, производстве крупного рогатого скота — 189).
Общий объем субсидий по инвестиционным кредитам составил 66 млрд руб., привлечено 326 млрд руб. кредитных ресурсов.
С целью поддержки мясного животноводства реализуются программы по развитию свиноводства, птицеводства, мясного скотоводства, первичной переработке скота.
Действуют экономически значимые региональные программы. Объем финансирования 44 региональных программ по мясному скотоводству только в этом году составит 2,3 млрд руб.
Также в 2011 г. по решению Правительства России дополнительно было выделено 9 млрд руб. на компенсацию части стоимости кормов для свиноводческих и птицеводческих предприятий.
В результате по мясу птицы и свинине уже в ближайшие годы страна сможет выйти на полное самообеспечение и начать экспортные поставки (среднегодовые темпы роста производства мяса птицы за последние 5 лет составляют около 14%, свинины — около 8%). К 2020 г. экспорт мяса из Российской Федерации может составить до 400 тыс. т.
Острым вопросом остается развитие молочного скотоводства. Министерство системно подходит к решению задач роста внутреннего производства и снижению сезонности.
В 2009 г. запушен проект по строительству семейных молочных ферм (введено более 300 объектов). В 2012 г. на эти цели выделено 1,5 млрд руб. Это позволит софинансировать 30% расходов на строительство и ввести в эксплуатацию 150 ферм.
Продолжает действовать программа по развитию молочного скотоводства. В 2011 г. будет профинансировано 30 региональных программ по данному направлению на сумму 550 млн руб.
В этом году дополнительные средства были направлены в регионы, пострадавшие от засухи — 5 млрд руб. на сохранение маточного поголовья.
Благодаря заключаемым с прошлого года соглашениям между производителями и переработчиками молока, были стабилизированы закупочные цены на сырое молоко, что позволяет более справедливо распределять доходы от реализации молока между всеми участниками производственной цепочки, и делает молочное скотоводство инвестиционно привлекательной отраслью.
В результате, производство молока на протяжении последних лет остается относительно стабильным — на уровне 32 млн т. При этом в молочном скотоводстве сохраняется тенденция качественного обновления породного состава поголовья крупного рогатого скота, в том числе за счет замещения менее продуктивных пород более продуктивными. Это позволило увеличить в 2010 г. надои на одну фуражную корову до 4189 кг.
В значительной степени этому способствовали меры государственной поддержки по содержанию племенного стада крупного рогатого скота. Показатель по доле племенного скота в 2010 г. достиг 12% и, по нашим оценкам, к 2012 г. увеличится до 13%, что будет полностью соответствовать оптимальному соотношению в структуре скотоводства.
Таким образом, программа племенной поддержки, объем финансирования которой только в 2010 г. составил 4,1 млрд руб. работает эффективно и все намеченные цели достигаются (в 2011 г. выделено 3,5 млрд руб.).
Высокими темпами идет обновление парка техники в АПК. В 2010 г. приобретено 23 тыс. единиц сельскохозяйственной техники. Показатель энергообеспеченности составил 147,6 л. с. на 100 га. При этом обновление парка устаревшей техники происходит за счет приобретения более энергонасыщенной техники, что позволяет обеспечить выполнение необходимого объема сельскохозяйственных работ при меньших затратах материальных и трудовых ресурсов.
Еще одним приоритетным направлением деятельности Минсель-хоза России является повышение качества жизни сельского населения. В рамках действующей федеральной целевой программы «Социальное развитие села» около четверти миллиона семей получили жилье, из них 67 тыс. — это молодые специалисты. Реализуются проекты по обеспечению сельского населения питьевой водой и газификации домов.
В 2010 г. была разработана «Концепция устойчивого развития сельских территорий до 2020 года». Ее основное отличие от действующей ФЦП «Социальное развитие села» заключается в комплексном подходе к развитию сельских территорий. Особый акцент сделан на диверсификации сельской экономики и расширении источников формирования доходов сельского населения, в том числе за счет несельскохо-зяйственных направлений деятельности (экологический туризм и т. д.). При реализации концепции будут сохранены все действующие направления поддержки социального развития села — субсидирование приобретения жилья, в тс м числе молодыми специалистами, развитие инженерной (газ, вода) и социальной инфраструктуры.
Важнейшей задачей Минсельхоза России в социальной сфере является сокращение разрыва в уровне доходов между городом и селом. Если в 2009 г. соотношение располагаемых ресурсов сельских и городских домашних хозяйств составило 60,7%, то в 2010 г. уже 62,2%. Динамика позитивная, и будем ее поддерживать.
Важным итогом последних двух лет стала реализация Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации. Это основополагающий для отрасли документ, который определяет пороговые значения по доле импорта на российском рынке.
Уже в 2011 г. будет обеспечено выполнение показателей Доктрины продовольственной безопасности по зерну, картофелю, сахару, растительному маслу и рыбной продукции.
По мясу уровень самообеспечения прогнозируется на 8,2% ниже порогового значения. При этом динамика положительная. Показатель Доктрины будет достигнут в течение 3—5 лет (по мясу птицы — уже в этом году).
По молоку — на 10,6% ниже порогового значения. Вместе с тем, реализуемые меры государственной поддержки, а также сложившийся уровень закупочных цен на сырое молоко обеспечивают необходимую рентабельность для наращивания производства. При консервативном прогнозе, уровень самообеспечения к 2020 г. достигнет 85,3%.
Таким образом, в течение ближайших лет основные показатели, заложенные в Доктрине, будут достигнуты. Этому будут способствовать меры государственной поддержки, а также изменившиеся подходы Минсельхоза России к управлению отраслью, основанные на принципах прозрачности и эффективности.
К 2020 г. экспорт российского зерна может составить до 40 млн т ежегодно.
Экспорт мяса птицы достигнет 170 тыс. т, свинины — 200 тыс. т, или около 1 млрд долл.
Таким образом, Россия станет значимым участником мирового рынка продовольствия и будет активно участвовать в обеспечении не только национальной, но и глобальной продовольственной безопасности.
Важнейшей задачей Минсельхоза России в 2011 г. являлась разработка новой Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг.
Ключевыми задачами остаются обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, поддержание достаточного уровня доходности и инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, а также комплексное развитие социальной сферы села.
Вместе с тем, наряду с поддержкой животноводства, растениеводства, устойчивым развитием сельских территорий и дальнейшим совершенствованием системы информационного обеспечения отрасли, в предстоящем периоде приоритетными направлениями станут:
- развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка;
- модернизация пищевой и перерабатывающей промышленности;
- развитие фермерства и малых форм хозяйствования;
- поддержка экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
- реализация комплекса стратегических мер, направленных на снижение рисков неблагоприятных природно-климатических условий в сельском хозяйстве (мелиорация и страхование).
Поддержка малых форм хозяйствования является безусловным приоритетом для Минсельхоза России. На них распространяются все существующие формы государственной поддержки — субсидирование процентных ставок, субсидии на минеральные удобрения, племенное животноводство, семена, страхование.
Вместе с тем, уже со следующего года будут реализованы три новых направления поддержки фермеров и малых форм хозяйствования.
Во-первых, компенсация 50% расходов на оформление земель в собственность. В 2012 г. будет выделено более 1,4 млрд руб., что позволит оформить в собственность около 3 млн га земель.
Во-вторых, финансирование программы поддержки начинающих фермеров. В следующем году на эти цели будет выделено 2 млрд руб. (Гранты на создание, бытовое обустройство хозяйств, компенсация первоначального взноса по лизингу получат 1200 хозяйств в год).
В-третьих, финансирование программы развития семейных молочных ферм в 2012 г. составит 1,5 млрд руб., что позволит софинансиро-вать 30% расходов на строительство 150 новых ферм.
Министерство также разработало ряд стратегических мер, направленных на предотвращение неблагоприятных природно-климатических условий — развитие агрострахования с государственной поддержкой и мелиорации.
Основные положения Федерального закона об агростраховании:
во-первых, государственная поддержка распространяется только на страхование от катастрофических рисков, что с учетом проблем, которые мы имеем второй год подряд, просто жизненно необходимо;
во-вторых, вводится принцип: другие виды государственной поддержки предоставляются сельхозтоваропроизводителю только при наличии полиса от катастрофических рисков;
в-третьих, создается профессиональное объединение страховщиков, которое будет поддерживать платежеспособность всей системы, даже в случае банкротства одного из страхователей.
И самое главное — устанавливаются стандарты страхования и оценки ущерба с тем, чтобы гарантировать страховые выплаты сельхозоргани-зациям. Принятый закон позволяет снизить стоимость страхования, увеличить долю застрахованных площадей с 20 до 50—70%, сократить расходы федерального бюджета на компенсацию ущерба в случае чрезвычайных ситуаций.
Еще одним направлением снижения рисков является развитие мелиорации. Минсельхозом России разработан комплекс мер в области мелиорации, которые направлены на решение следующих задач: обеспечение продовольственной безопасности страны; повышение конкурентоспособности, рентабельности и устойчивости сельскохозяйственного производства; восстановление и развитие мелиоративного комплекса АПК; эффективное использование и сохранение природных ресурсов.
Реализация предложенных мер позволит к 2020 г получить на мелиорированных землях: 18,5 млн т овощей (свыше 90% от потребности); 1,5 млн т риса (100%); 10,5 млн т зерна; 7,1 млн т плодово-ягодной продукции (50%); 46,8 млн т корм. ед. высокобелковых кормов (36%).
Отрасль вступает в новый этап своего развития. Реализация новой Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы» позволит не только решить основные задачи Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, но и обеспечит устойчивый рост производства сельскохозяйственной продукции, а также устойчивое развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности.
По материалам выступления министра сельского хозяйства Российской Федерации Е. Б. Скрынник на заседании секции «Продовольственная безопасность - основа развития страны» на XI! съезде партии «Единая Россия».
Скрынник, Е. Новый этап развития сельского хозяйства России / Е. Скрынник // Экономика сельского хозяйства России.- 2011.- № 11.- С. 10-15