Новый этап развития сельского хозяйства России

Резюме.

Освещены итоги осуществления приоритетного национального проек­та «Развитие АПК» и ход реализации Государственной программы «Развитие сельско­го хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и про­довольствия на 2008—2012 годы». Проанализировано выполнение показателей Док­трины продовольственной безопасности Российской Федерации по обеспечению ка­чественными и доступными продовольственными товарами населения страны. Рас­смотрены перспективы развития агропродовольственного комплекса до 2020 г.

За время реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регу­лирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продоволь­ствия на 2008—2012 годы» в отрасли произошли масштабные изменения.

Россия стала нетто-экспортером зерна. До аномальной засухи 2010 г., объем экспорта составлял более 20 млн т зерновых в год. Страна вхо­дила в тройку ведущих поставщиков пшеницы на мировой рынок.

Вместе с тем, в отрасли созданы все предпосылки для устойчивого наращивания объемов производства.

Введены льготные цены на горючее и смазочные материалы и за­фиксированы цены на минеральные удобрения.

С 2010 г. Минсельхоз России субсидирует строительство мощнос­тей по хранению и первичной переработке зерна.

Для увеличения внутреннего потребления зерна регионам рекомен­довано изменить структуру севооборота в пользу кормовых культур и сделать ставку на развитие животноводства.

В целях повышения конкурентоспособности российского зерна, разработана программа развития логистики зернового рынка.

Также министерством изменена система проведения зерновых ин­тервенций, повышена их прозрачность и доступность.

Рассчитываю, что несмотря на неблагоприятные природно-клима­тические условия последних двух лет, в течение 10—15 лет Россия бу­дет производить до 125 млн т зерна и экспортировать до 40 млн т.

Первый шаг в этом направлении сделан. Благодаря своевременным мерам Правительства России, в кратчайшие сроки были нивелирова­ны последствия аномальной жары прошлого года.

Средства на эти цели были направлены серьезные — пострадавшие сельхозтоваропроизводители получили 35 млрд руб. из федерального бюджета и 11 млрд руб. — из региональных бюджетов.

В результате производство зерна в этом году прогнозируется на уров­не 90 млн т — этого объема достаточно для обеспечения внутренних потребностей и восстановления экспорта, который в текущем сельс­кохозяйственном году (июль 2011 г. — июнь 2012 г. — Ред.) составит около 20 млн т.

Рекордные урожаи будут получены по сахарной свекле (+11 млн т к относительно успешному 2009 г.), подсолнечнику (+1,5 млн т к 2009 г.).

Таким образом, растениеводство восстановилось после прошлогод­ней засухи.

Теперь о ситуации в животноводстве.

За 5 лет (с 2006 г. по 2010 г.) мясное животноводство стало одной из наиболее динамично развивающихся отраслей сельского хозяйства. Рост составил 44%. При этом производство мяса птицы выросло в 2 раза, свинины — на 50%.

Было введено в эксплуатацию более 1200 новых и модернизирован­ных комплексов (в свиноводстве — 674, птицеводстве — 404, произ­водстве крупного рогатого скота — 189).

Общий объем субсидий по инвестиционным кредитам составил 66 млрд руб., привлечено 326 млрд руб. кредитных ресурсов.

С целью поддержки мясного животноводства реализуются програм­мы по развитию свиноводства, птицеводства, мясного скотоводства, первичной переработке скота.

Действуют экономически значимые региональные программы. Объем финансирования 44 региональных программ по мясному ско­товодству только в этом году составит 2,3 млрд руб.

Также в 2011 г. по решению Правительства России дополнительно было выделено 9 млрд руб. на компенсацию части стоимости кормов для свиноводческих и птицеводческих предприятий.

В результате по мясу птицы и свинине уже в ближайшие годы страна сможет выйти на полное самообеспечение и начать экспор­тные поставки (среднегодовые темпы роста производства мяса пти­цы за последние 5 лет составляют около 14%, свинины — около 8%). К 2020 г. экспорт мяса из Российской Федерации может составить до 400 тыс. т.

Острым вопросом остается развитие молочного скотоводства. Ми­нистерство системно подходит к решению задач роста внутреннего про­изводства и снижению сезонности.

В 2009 г. запушен проект по строительству семейных молочных ферм (введено более 300 объектов). В 2012 г. на эти цели выделено 1,5 млрд руб. Это позволит софинансировать 30% расходов на строительство и ввес­ти в эксплуатацию 150 ферм.

Продолжает действовать программа по развитию молочного ското­водства. В 2011 г. будет профинансировано 30 региональных программ по данному направлению на сумму 550 млн руб.

В этом году дополнительные средства были направлены в регионы, пострадавшие от засухи — 5 млрд руб. на сохранение маточного пого­ловья.

Благодаря заключаемым с прошлого года соглашениям между про­изводителями и переработчиками молока, были стабилизированы за­купочные цены на сырое молоко, что позволяет более справедливо рас­пределять доходы от реализации молока между всеми участниками производственной цепочки, и делает молочное скотоводство инвести­ционно привлекательной отраслью.

В результате, производство молока на протяжении последних лет остается относительно стабильным — на уровне 32 млн т. При этом в молочном скотоводстве сохраняется тенденция качественного обнов­ления породного состава поголовья крупного рогатого скота, в том числе за счет замещения менее продуктивных пород более продуктив­ными. Это позволило увеличить в 2010 г. надои на одну фуражную ко­рову до 4189 кг.

В значительной степени этому способствовали меры государствен­ной поддержки по содержанию племенного стада крупного рогатого скота. Показатель по доле племенного скота в 2010 г. достиг 12% и, по нашим оценкам, к 2012 г. увеличится до 13%, что будет полностью со­ответствовать оптимальному соотношению в структуре скотоводства.

Таким образом, программа племенной поддержки, объем финан­сирования которой только в 2010 г. составил 4,1 млрд руб. работает эффективно и все намеченные цели достигаются (в 2011 г. выделено 3,5 млрд руб.).

Высокими темпами идет обновление парка техники в АПК. В 2010 г. приобретено 23 тыс. единиц сельскохозяйственной техники. Показа­тель энергообеспеченности составил 147,6 л. с. на 100 га. При этом об­новление парка устаревшей техники происходит за счет приобрете­ния более энергонасыщенной техники, что позволяет обеспечить вы­полнение необходимого объема сельскохозяйственных работ при мень­ших затратах материальных и трудовых ресурсов.

Еще одним приоритетным направлением деятельности Минсель-хоза России является повышение качества жизни сельского населения. В рамках действующей федеральной целевой программы «Социальное развитие села» около четверти миллиона семей получили жилье, из них 67 тыс. — это молодые специалисты. Реализуются проекты по обеспе­чению сельского населения питьевой водой и газификации домов.

В 2010 г. была разработана «Концепция устойчивого развития сель­ских территорий до 2020 года». Ее основное отличие от действующей ФЦП «Социальное развитие села» заключается в комплексном подхо­де к развитию сельских территорий. Особый акцент сделан на дивер­сификации сельской экономики и расширении источников формиро­вания доходов сельского населения, в том числе за счет несельскохо-зяйственных направлений деятельности (экологический туризм и т. д.). При реализации концепции будут сохранены все действующие направ­ления поддержки социального развития села — субсидирование при­обретения жилья, в тс м числе молодыми специалистами, развитие ин­женерной (газ, вода) и социальной инфраструктуры.

Важнейшей задачей Минсельхоза России в социальной сфере явля­ется сокращение разрыва в уровне доходов между городом и селом. Если в 2009 г. соотношение располагаемых ресурсов сельских и городских домашних хозяйств составило 60,7%, то в 2010 г. уже 62,2%. Динамика позитивная, и будем ее поддерживать.

* * *

Важным итогом последних двух лет стала реализация Доктрины про­довольственной безопасности Российской Федерации. Это основопо­лагающий для отрасли документ, который определяет пороговые зна­чения по доле импорта на российском рынке.

Уже в 2011 г. будет обеспечено выполнение показателей Доктрины продовольственной безопасности по зерну, картофелю, сахару, расти­тельному маслу и рыбной продукции.

По мясу уровень самообеспечения прогнозируется на 8,2% ниже порогового значения. При этом динамика положительная. Показатель Доктрины будет достигнут в течение 3—5 лет (по мясу птицы — уже в этом году).

По молоку — на 10,6% ниже порогового значения. Вместе с тем, реализуемые меры государственной поддержки, а также сложившийся уровень закупочных цен на сырое молоко обеспечивают необходимую рентабельность для наращивания производства. При консервативном прогнозе, уровень самообеспечения к 2020 г. достигнет 85,3%.

Таким образом, в течение ближайших лет основные показатели, за­ложенные в Доктрине, будут достигнуты. Этому будут способствовать меры государственной поддержки, а также изменившиеся подходы Минсельхоза России к управлению отраслью, основанные на принци­пах прозрачности и эффективности.

К 2020 г. экспорт российского зерна может составить до 40 млн т ежегодно.

Экспорт мяса птицы достигнет 170 тыс. т, свинины — 200 тыс. т, или около 1 млрд долл.

Таким образом, Россия станет значимым участником мирового рын­ка продовольствия и будет активно участвовать в обеспечении не толь­ко национальной, но и глобальной продовольственной безопасности.

* * *

Важнейшей задачей Минсельхоза России в 2011 г. являлась разра­ботка новой Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг.

Ключевыми задачами остаются обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации, поддержание достаточного уровня доходности и инвестиционной привлекательности сельско­го хозяйства, а также комплексное развитие социальной сферы села.

Вместе с тем, наряду с поддержкой животноводства, растение­водства, устойчивым развитием сельских территорий и дальнейшим совершенствованием системы информационного обеспечения от­расли, в предстоящем периоде приоритетными направлениями ста­нут:

  • развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка;
  • модернизация пищевой и перерабатывающей промышленности;
  • развитие фермерства и малых форм хозяйствования;
  • поддержка экспорта сельскохозяйственной продукции и продоволь­ствия;
  • реализация комплекса стратегических мер, направленных на сни­жение рисков неблагоприятных природно-климатических условий в сельском хозяйстве (мелиорация и страхование).

Поддержка малых форм хозяйствования является безусловным при­оритетом для Минсельхоза России. На них распространяются все су­ществующие формы государственной поддержки — субсидирование процентных ставок, субсидии на минеральные удобрения, племенное животноводство, семена, страхование.

Вместе с тем, уже со следующего года будут реализованы три новых направления поддержки фермеров и малых форм хозяйствования.

Во-первых, компенсация 50% расходов на оформление земель в соб­ственность. В 2012 г. будет выделено более 1,4 млрд руб., что позволит оформить в собственность около 3 млн га земель.

Во-вторых, финансирование программы поддержки начинающих фермеров. В следующем году на эти цели будет выделено 2 млрд руб. (Гранты на создание, бытовое обустройство хозяйств, компенса­ция первоначального взноса по лизингу получат 1200 хозяйств в год).

В-третьих, финансирование программы развития семейных молоч­ных ферм в 2012 г. составит 1,5 млрд руб., что позволит софинансиро-вать 30% расходов на строительство 150 новых ферм.

Министерство также разработало ряд стратегических мер, направ­ленных на предотвращение неблагоприятных природно-климатичес­ких условий — развитие агрострахования с государственной поддерж­кой и мелиорации.

Основные положения Федерального закона об агростраховании:

во-первых, государственная поддержка распространяется только на страхование от катастрофических рисков, что с учетом проблем, которые мы имеем второй год подряд, просто жизненно необходи­мо;

во-вторых, вводится принцип: другие виды государственной под­держки предоставляются сельхозтоваропроизводителю только при на­личии полиса от катастрофических рисков;

в-третьих, создается профессиональное объединение страховщи­ков, которое будет поддерживать платежеспособность всей системы, даже в случае банкротства одного из страхователей.

И самое главное — устанавливаются стандарты страхования и оценки ущерба с тем, чтобы гарантировать страховые выплаты сельхозоргани-зациям. Принятый закон позволяет снизить стоимость страхования, увеличить долю застрахованных площадей с 20 до 50—70%, сократить расходы федерального бюджета на компенсацию ущерба в случае чрез­вычайных ситуаций.

Еще одним направлением снижения рисков является развитие мели­орации. Минсельхозом России разработан комплекс мер в области ме­лиорации, которые направлены на решение следующих задач: обеспе­чение продовольственной безопасности страны; повышение конкурен­тоспособности, рентабельности и устойчивости сельскохозяйственного производства; восстановление и развитие мелиоративного комплекса АПК; эффективное использование и сохранение природных ресурсов.

Реализация предложенных мер позволит к 2020 г получить на мелио­рированных землях: 18,5 млн т овощей (свыше 90% от потребности); 1,5 млн т риса (100%); 10,5 млн т зерна; 7,1 млн т плодово-ягодной про­дукции (50%); 46,8 млн т корм. ед. высокобелковых кормов (36%).

* * *

Отрасль вступает в новый этап своего развития. Реализация новой Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регули­рование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продоволь­ствия на 2013—2020 годы» позволит не только решить основные зада­чи Доктрины продовольственной безопасности Российской Федера­ции, но и обеспечит устойчивый рост производства сельскохозяйствен­ной продукции, а также устойчивое развитие социальной и инженер­ной инфраструктуры в сельской местности.

По материалам выступления министра сельского хозяйства Российской Федерации Е. Б. Скрынник на заседании секции «Продовольственная безопасность - основа развития страны» на XI! съезде партии «Единая Россия».

Скрынник, Е. Новый этап развития сельского хозяйства России / Е. Скрынник // Экономика сельского хозяйства России.- 2011.- № 11.- С. 10-15