Федеральный закон от 6 мая 2008 г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». Закон распространил условия программы финансового оздоровления и на рыболовецкие артели, а также предусмотрел для производителей, не выполняющих условия реструктуризации по объективным причинам (стихийные бедствия, эпизоотии и другие обстоятельства чрезвычайного характера), дополнительные условия реструктуризации.
Закон дополнен новыми статьями по основаниям и порядку расторжения или приостановления действия соглашения о реструктуризации долгов. В частности, предусмотрено, что соглашение о реструктуризации задолженности автоматически расторгается в случае, если субъект соглашения уже не соответствует определению сельскохозяйственного производителя.
Федеральный закон от 11 июня 2008 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства». Внесение изменений предусматривало увеличение объема компенсации из федерального бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям в размере не менее 50% страхового взноса по договору страхования.
Субъекты Российской Федерации могут самостоятельно принимать решения по дополнительному субсидированию, вплоть до 100%. Это способствовало дальнейшему развитию современной системы сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в Российской Федерации.
Федеральный закон от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». Закон направлен на повышение требований к безопасности молочной продукции и на предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей в отношении качества и состава молочной продукции.
Данный Федеральный закон обеспечивает, в первую очередь, объединение в одном документе норм и требований, установленных ранее в 5 федеральных законах и более 700 нормативных документах различного уровня.
Федеральный закон от 24 июня 2008 г. № 90-ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию». Регламент устанавливает требования к качеству и составу масложировой продукции, правила идентификации объектов технического регулирования, правила и формы подтверждения соответствия продукции требованиям закона по терминологии, упаковке и маркировке.
Федеральный закон устанавливает также обязательные требования к режимам процессов производства, хранения, перевозки и реализации продукции, а также к наносимой на упаковку информации о продукции.
Согласно установленных норм, вся масложировая продукция, находящаяся в обращении, должна быть безопасной, не должна наносить ущерба здоровью человека, окружающей среде, не должна вводить потребителя в заблуждение. Например, если при производстве майонеза не использовался яичный белок, то такой продукт в соответствии с законом должен именоваться «соусом майонезным».
Федеральный закон от 27 октября 2008 г. № 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей». Регламент устанавливает правила идентификации соковой продукции, правила и формы подтверждения соответствия соковой продукции требованиям регламента как в форме обязательной сертификации, так и в форме декларирования соответствия продукции, а также требования к терминологии, упаковке и маркировке.
Закон устанавливает также обязательные требования к режимам процессов производства, хранения, перевозки, и реализации, а также к информации для потребителя. В законе четко обозначены условия, при которых имеется возможность установить (проследить) всех участников хозяйственной деятельности в сфере производства (ввоза) и обращения соковой продукции.
Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию». Законом установлены требования к безопасности табачной продукции и информированию населения о вреде ее потребления. Производители табачной продукции обязаны снизить и выровнять предельно допустимые уровни содержания в дыме одной сигареты с фильтром и без фильтра смолы до 10 мг и никотина до 1,0 мг.
Улучшено зрительное восприятие предупредительных надписей о вреде потребления табачных изделий.
Принятие закона позволяет привести законодательство в области регулирования табачной отрасли в соответствие с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака
Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 302-ФЗ «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве». Закон упрощает учет хозяйств населения, в том числе для:
- освобождения граждан от уплаты налога с доходов, получаемых от продажи выращенной в личных подсобных хозяйствах продукции;
- получения кредитов и займов на развитие личного подсобного хозяйства в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства;
- государственной регистрации прав собственности на земельный участок и имеющиеся строения на нем в упрощенном порядке, установленном для садоводов и дачников.
Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 318-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства». Законом на период до 2015 г. установлен размер компенсации затрат по кредитам, полученными сельскохозяйственными товаропроизводителями в российских кредитных организациях в размере от двух третей до полной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка России в целях обеспечения им доступности кредитных ресурсов и сокращения их затрат.
Федеральный закон от 5 апреля 2009 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» (в части уточнения понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель»).
Закон в целом направлен на устранение выявившихся недостатков действующего федерального закона, ограничивающих доступность государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции, а также на конкретизацию статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя связанного с разночтением в понятии «сельскохозяйственный товаропроизводитель», определенного ст. 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и ст. 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Закон позволит поддержать в сложившейся экономической ситуации более широкий круг сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Федеральный закон от 30 сентября 2009 г. № 239-ФЗ «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в части продления до 2013 г. срока, установленного для перерегистрации крестьянских (фермерских) хозяйств).
Продление на три года срока перерегистрации крестьянских (фермерских) хозяйств создает условия фермерам работать спокойно, не волнуясь за судьбу своего хозяйства и быть легитимными. Закладывается время на изменение правовых норм в гражданском законодательстве.
Федеральный закон от 10 декабря 2010 г. № 356-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии». Законом предусмотрено совершенствование правового регулирования отношений в области ветеринарии. Устанавливается четкое разграничение полномочий в сфере ветеринарии между различными органами публичной власти, что будет способствовать более эффективной реализации государственной политики в указанной сфере отношений, а также снижению необоснованных административных барьеров для хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере ветеринарии.
Федеральный закон № 163-ФЗ от 22 июля 2010 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (в части уточнения ряда показателей качества молока и молочных продуктов). Цель закона — устранить противоречия между понятиями некоторых продуктов переработки молока и показателями их идентификации, ввести дополнительные понятия с целью доведения достоверной информации для потребителя и устранить неоднозначное толкование текста Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию.
Федеральный закон № 260-ФЗ от 4 октября 2010 г. «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (в части изложения понятия «агрохимикаты» в новой редакции). Закон принят в целях неприменения в отношении торфа понятия «агрохимикаты» и, соответственно, исключения необходимости при его использовании обязательной государственной регистрации. Это позволит сельскохозяйственным товаропроизводителям увеличить объем вносимых в почвы органических удобрений, в том числе торфа, что приведет к значительному повышению плодородия почв.
Федеральный закон от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» регулирует порядок и условия оказания государственной поддержки при осуществлении сельхозтоваропроизводителями страхования имущественных интересов, связанных с производством агропродукции.
Непосредственно к деятельности агропромышленного комплекса имеют также такие законодательные акты как:
Федеральный закон от 22 мая 2009 года № 102-ФЗ «Об отчете Правительства Российской Федерации о реализации мер по поддержке финансового рынка, рынка труда и отраслей экономики Российской Федерации». В законе установлена обязанность Правительства Российской Федерации направлять в Государственную Думу и Совет Федерации отчет о реализации мер по поддержке, в том числе, отраслей экономики.
В этом ежегодном отчете должны быть сведения о принятых актах (решениях) Правительства России по реализации указанных мер поддержки отраслей экономики. Правительству Российской Федерации делегировано много прав регулировать бюджетный процесс изнутри. Чтобы эти права уравновесить, необходимо было усилить депутатский контроль за расходованием средств.
Кроме того, закон позволяет ежеквартально приглашать Правительство Российской Федерации и Центробанк России для отчета перед Федеральным Собранием о тех решениях, которые правительство принимает в рамках своих полномочий, что делает текущую работу Правительства Российской Федерации более прозрачной, подотчетной и подконтрольной Федеральному Собранию.
Федеральный закон от 3 июня 2009 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Закон направлен на повышение уровня доходов граждан, работающих в сельском хозяйстве. В связи с тем, что значительная часть из них имеет доход ниже установленного МРОТ (4330 руб. с 1января 2009 г.), Закон освободил от уплаты налога на доходы физических лиц, полученные:
- в натуральной форме в качестве оплаты труда от организаций — сельскохозяйственных товаропроизводителей, крестьянских и фермерских хозяйств (не более 4300 руб. в месяц при условии, что доход хозяйства за предыдущий календарный год не превышает 100 млн. руб.);
- в виде обеспечения питанием работников, привлекаемых для проведения сезонных полевых работ;
- в виде оплаты стоимости проезда к месту обучения и обратно лицам, не достигшим 18 лет, обучающимся в российских дошкольных и общеобразовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию;
- в виде дохода в натуральной форме (образовательные и медицинские услуги), полученного налогоплательщиками, пострадавшими от террористических актов на территории Российской Федерации.
Федеральный закон от 29 июня 2009 г. № 140-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Закон непосредственно затрагивает интересы кооперативных организаций, которые участвуют в формировании социальной инфраструктуры сельских территорий, жизнеобеспечении жителей более 90 тыс. населенных пунктов, из которых в 54 тыс. проживает менее чем по 100 человек.
Предусмотрен перенос на 3 года срока введения ограничения среднесписочной численности (не более 100 человек) работников потребительской кооперации, а также хозяйственных обществ, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, в целях перевода их на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности с 1 января 2010 г. на 1 января 2013 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Закон предусматривает регулирование отношений, возникающих между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности на территории Российской Федерации, а также отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе торговли.
Определены требования к организации и осуществлению торговой деятельности, включая антимонопольное и техническое регулирование, а также информационное обеспечение.
Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. № 275-ФЗ «О внесении изменений в статьи 346.5 и 346.6 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрел для организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога, дополнение перечня расходов, на которые при определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы — на расходы в виде потерь от вынужденного убоя птицы и животных, предусмотрев применение указанных норм только в случаях, связанных со стихийными бедствиями и эпизоотией.
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 174-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» продлил на 5 лет (до 1 марта 2015 г.) упрощенный порядок регистрации прав на здания, строения и сооружения, созданные гражданами на земельных участках личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, садоводства и дачного хозяйства.
Упрощенный порядок регистрации заключается в том, что гражданину не нужно получать в органах местного самоуправления разрешение на строительство жилого дома и акт ввода его в эксплуатацию. Достаточно представить один документ — технический план жилого дома. Иные здания и строения регистрируются на основании декларации, которую заполняет гражданин самостоятельно без привлечения работников техинвентаризации (БТИ).
Законом разрешается регистрировать право собственности на земельный участок по фактической уточненной площади, указанной в кадастровом плане (кадастровом паспорте), даже если она превышает площадь, указанную в документах, устанавливающих или удостоверяющих права граждан на земельные участки, но не более чем на минимальный размер, установленный правовыми нормативными актами субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления для земельных участков различного целевого и разрешенного использования. На практике этот минимальный размер установлен органами власти в пределах от 4 до 10 соток. Если минимальный размер не установлен, то площадь участка не может превышать площадь, указанную в документах, устанавливающих или удостоверяющих права граждан на земельные участки, более чем на 10%.
Федеральные законы по аграрным вопросам, принятые в 2008-2011 гг. // Экономика сельского хозяйства России.- 2012.- № 2.- С. 87-91.