Федеральные законы по аграрным вопросам, принятые в 2008-2011 гг.

 

 
В 2008—2011 гг. приняты Государственной Думой пятого созыва и подписан Президентом Российской Федерации ряд важных федеральных законов, направленных на развитие агропромышленного комплекса и его отраслей.

Федеральный закон от 6 мая 2008 г. № 67-ФЗ «О внесении изменений в Феде­ральный закон «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизво­дителей». Закон распространил условия программы финансового оздоровления и на ры­боловецкие артели, а также предусмотрел для производителей, не выполняющих усло­вия реструктуризации по объективным причинам (стихийные бедствия, эпизоотии и другие обстоятельства чрезвычайного характера), дополнительные условия реструкту­ризации.

Закон дополнен новыми статьями по основаниям и порядку расторжения или при­остановления действия соглашения о реструктуризации долгов. В частности, предус­мотрено, что соглашение о реструктуризации задолженности автоматически расторга­ется в случае, если субъект соглашения уже не соответствует определению сельскохо­зяйственного производителя.

Федеральный закон от 11 июня 2008 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в ста­тью 12 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства». Внесение измене­ний предусматривало увеличение объема компенсации из федерального бюджета сель­скохозяйственным товаропроизводителям в размере не менее 50% страхового взноса по договору страхования.

Субъекты Российской Федерации могут самостоятельно принимать решения по дополнительному субсидированию, вплоть до 100%. Это способствовало дальнейше­му развитию современной системы сельскохозяйственного страхования с государствен­ной поддержкой в Российской Федерации.

Федеральный закон от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». Закон направлен на повышение требова­ний к безопасности молочной продукции и на предупреждение действий, вводя­щих в заблуждение потребителей в отношении качества и состава молочной про­дукции.

Данный Федеральный закон обеспечивает, в первую очередь, объединение в одном документе норм и требований, установленных ранее в 5 федеральных законах и более 700 нормативных документах различного уровня.

Федеральный закон от 24 июня 2008 г. № 90-ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию». Регламент устанавливает требования к качеству и составу масложировой продукции, правила идентификации объектов технического регулиро­вания, правила и формы подтверждения соответствия продукции требованиям закона по терминологии, упаковке и маркировке.

Федеральный закон устанавливает также обязательные требования к режимам про­цессов производства, хранения, перевозки и реализации продукции, а также к наноси­мой на упаковку информации о продукции.

Согласно установленных норм, вся масложировая продукция, находящаяся в об­ращении, должна быть безопасной, не должна наносить ущерба здоровью человека, окружающей среде, не должна вводить потребителя в заблуждение. Например, если при производстве майонеза не использовался яичный белок, то такой продукт в соот­ветствии с законом должен именоваться «соусом майонезным».

Федеральный закон от 27 октября 2008 г. № 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей». Регламент устанавливает правила иден­тификации соковой продукции, правила и формы подтверждения соответствия соко­вой продукции требованиям регламента как в форме обязательной сертификации, так и в форме декларирования соответствия продукции, а также требования к терминоло­гии, упаковке и маркировке.

Закон устанавливает также обязательные требования к режимам процессов произ­водства, хранения, перевозки, и реализации, а также к информации для потребителя. В законе четко обозначены условия, при которых имеется возможность установить (про­следить) всех участников хозяйственной деятельности в сфере производства (ввоза) и обращения соковой продукции.

Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию». Законом установлены требования к безопасности табачной продукции и информированию населения о вреде ее потребления. Производители та­бачной продукции обязаны снизить и выровнять предельно допустимые уровни со­держания в дыме одной сигареты с фильтром и без фильтра смолы до 10 мг и никотина до 1,0 мг.

Улучшено зрительное восприятие предупредительных надписей о вреде потребле­ния табачных изделий.

Принятие закона позволяет привести законодательство в области регулирования табачной отрасли в соответствие с Рамочной конвенцией Всемирной организации здра­воохранения по борьбе против табака

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 302-ФЗ «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве». Закон упрощает учет хозяйств населения, в том числе для:

  • освобождения граждан от уплаты налога с доходов, получаемых от продажи выра­щенной в личных подсобных хозяйствах продукции;
  • получения кредитов и займов на развитие личного подсобного хозяйства в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства;
  • государственной регистрации прав собственности на земельный участок и имею­щиеся строения на нем в упрощенном порядке, установленном для садоводов и дачни­ков.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 318-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства». Законом на период до 2015 г. установлен размер компенсации затрат по кредитам, полученными сельскохозяйственными товаропроизводителями в российских кредитных организа­циях в размере от двух третей до полной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка России в целях обеспечения им доступности кредитных ресурсов и сокращения их затрат.

Федеральный закон от 5 апреля 2009 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в ста­тью 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» (в части уточнения понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель»).

Закон в целом направлен на устранение выявившихся недостатков действующего федерального закона, ограничивающих доступность государственной поддержки про­изводства сельскохозяйственной продукции, а также на конкретизацию статуса сельс­кохозяйственного товаропроизводителя связанного с разночтением в понятии «сельс­кохозяйственный товаропроизводитель», определенного ст. 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и ст. 346.2 Налогового кодекса Российской Федера­ции. Закон позволит поддержать в сложившейся экономической ситуации более ши­рокий круг сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Федеральный закон от 30 сентября 2009 г. № 239-ФЗ «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в час­ти продления до 2013 г. срока, установленного для перерегистрации крестьянских (фер­мерских) хозяйств).

Продление на три года срока перерегистрации крестьянских (фермерских) хозяйств создает условия фермерам работать спокойно, не волнуясь за судьбу своего хозяйства и быть легитимными. Закладывается время на изменение правовых норм в гражданс­ком законодательстве.

Федеральный закон от 10 декабря 2010 г. № 356-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О ветеринарии». Законом предусмотрено совершен­ствование правового регулирования отношений в области ветеринарии. Устанавлива­ется четкое разграничение полномочий в сфере ветеринарии между различными орга­нами публичной власти, что будет способствовать более эффективной реализации го­сударственной политики в указанной сфере отношений, а также снижению необосно­ванных административных барьеров для хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере ветеринарии.

Федеральный закон № 163-ФЗ от 22 июля 2010 г. «О внесении изменений в Фе­деральный закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» (в части уточнения ряда показателей качества молока и молочных продуктов). Цель за­кона — устранить противоречия между понятиями некоторых продуктов переработки молока и показателями их идентификации, ввести дополнительные понятия с целью доведения достоверной информации для потребителя и устранить неоднозначное тол­кование текста Федерального закона «Технический регламент на молоко и молочную продукцию.

Федеральный закон № 260-ФЗ от 4 октября 2010 г. «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (в части изложения понятия «агрохимикаты» в новой редак­ции). Закон принят в целях неприменения в отношении торфа понятия «агрохи­микаты» и, соответственно, исключения необходимости при его использовании обязательной государственной регистрации. Это позволит сельскохозяйственным товаропроизводителям увеличить объем вносимых в почвы органических удоб­рений, в том числе торфа, что приведет к значительному повышению плодоро­дия почв.

Федеральный закон от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ «О государственной поддерж­ке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федераль­ный закон «О развитии сельского хозяйства» регулирует порядок и условия оказа­ния государственной поддержки при осуществлении сельхозтоваропроизводителями страхования имущественных интересов, связанных с производством агропродукции.

Непосредственно к деятельности агропромышленного комплекса имеют также та­кие законодательные акты как:

Федеральный закон от 22 мая 2009 года № 102-ФЗ «Об отчете Правительства Рос­сийской Федерации о реализации мер по поддержке финансового рынка, рынка труда и отраслей экономики Российской Федерации». В законе установлена обязанность Правительства Российской Федерации направлять в Государственную Думу и Совет Фе­дерации отчет о реализации мер по поддержке, в том числе, отраслей экономики.

В этом ежегодном отчете должны быть сведения о принятых актах (решениях) Правительства России по реализации указанных мер поддержки отраслей экономики. Правительству Российской Федерации делегировано много прав регулировать бюд­жетный процесс изнутри. Чтобы эти права уравновесить, необходимо было усилить депутатский контроль за расходованием средств.

Кроме того, закон позволяет ежеквартально приглашать Правительство Российс­кой Федерации и Центробанк России для отчета перед Федеральным Собранием о тех решениях, которые правительство принимает в рамках своих полномочий, что делает текущую работу Правительства Российской Федерации более прозрачной, подотчет­ной и подконтрольной Федеральному Собранию.

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений в ста­тью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Закон направ­лен на повышение уровня доходов граждан, работающих в сельском хозяйстве. В свя­зи с тем, что значительная часть из них имеет доход ниже установленного МРОТ (4330 руб. с 1января 2009 г.), Закон освободил от уплаты налога на доходы физичес­ких лиц, полученные:

  • в натуральной форме в качестве оплаты труда от организаций — сельскохозяйствен­ных товаропроизводителей, крестьянских и фермерских хозяйств (не более 4300 руб. в месяц при условии, что доход хозяйства за предыдущий календарный год не превы­шает 100 млн. руб.);
  • в виде обеспечения питанием работников, привлекаемых для проведения сезон­ных полевых работ;
  • в виде оплаты стоимости проезда к месту обучения и обратно лицам, не достигшим 18 лет, обучающимся в российских дошкольных и общеобразовательных учреждени­ях, имеющих соответствующую лицензию;
  • в виде дохода в натуральной форме (образовательные и медицинские услуги), по­лученного налогоплательщиками, пострадавшими от террористических актов на тер­ритории Российской Федерации.

Федеральный закон от 29 июня 2009 г. № 140-ФЗ «О внесении изменения в ста­тью 3 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового ко­декса Российской Федерации». Закон непосредственно затрагивает интересы коопе­ративных организаций, которые участвуют в формировании социальной инфраструк­туры сельских территорий, жизнеобеспечении жителей более 90 тыс. населенных пун­ктов, из которых в 54 тыс. проживает менее чем по 100 человек.

Предусмотрен перенос на 3 года срока введения ограничения среднесписочной чис­ленности (не более 100 человек) работников потребительской кооперации, а также хо­зяйственных обществ, единственными учредителями которых являются потребитель­ские общества и их союзы, в целях перевода их на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности с 1 января 2010 г. на 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государствен­ного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Закон пре­дусматривает регулирование отношений, возникающих между органами государствен­ной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в свя­зи с организацией и осуществлением торговой деятельности на территории Российс­кой Федерации, а также отношений, возникающих между хозяйствующими субъекта­ми в процессе торговли.

Определены требования к организации и осуществлению торговой деятель­ности, включая антимонопольное и техническое регулирование, а также инфор­мационное обеспечение.

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. № 275-ФЗ «О внесении изменений в статьи 346.5 и 346.6 части второй Налогового кодекса Российской Федера­ции» предусмотрел для организаций и индивидуальных предпринимателей, яв­ляющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога, дополнение перечня расходов, на которые при определении объекта налогообложения налогоплательщики умень­шают полученные ими доходы — на расходы в виде потерь от вынужденного убоя птицы и животных, предусмотрев применение указанных норм только в случаях, связанных со стихийными бедствиями и эпизоотией.

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 174-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» продлил на 5 лет (до 1 марта 2015 г.) упрощенный порядок регистрации прав на здания, строения и сооружения, созданные гражданами на земельных участках личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, садоводства и дачного хозяйства.

Упрощенный порядок регистрации заключается в том, что гражданину не нуж­но получать в органах местного самоуправления разрешение на строительство жилого дома и акт ввода его в эксплуатацию. Достаточно представить один доку­мент — технический план жилого дома. Иные здания и строения регистрируются на основании декларации, которую заполняет гражданин самостоятельно без при­влечения работников техинвентаризации (БТИ).

Законом разрешается регистрировать право собственности на земельный учас­ток по фактической уточненной площади, указанной в кадастровом плане (кадаст­ровом паспорте), даже если она превышает площадь, указанную в документах, ус­танавливающих или удостоверяющих права граждан на земельные участки, но не более чем на минимальный размер, установленный правовыми нормативными ак­тами субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления для земельных участков различного целевого и разрешенного использования. На прак­тике этот минимальный размер установлен органами власти в пределах от 4 до 10 со­ток. Если минимальный размер не установлен, то площадь участка не может пре­вышать площадь, указанную в документах, устанавливающих или удостоверяю­щих права граждан на земельные участки, более чем на 10%.

Федеральные законы по аграрным вопросам, принятые в 2008-2011 гг. // Экономика сельского хозяйства России.- 2012.- № 2.- С. 87-91.